ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Дальше, чем в Сиднее
По нарастающей
Последующее четырехлетие вместило в себя несомненный рост мастерства опытной метательницы диска. Самосовершенствование 39- летней спортсменки дорогого стоит. Наивысший триумф Ирины пришелся на последний чемпионат мира 2003 года в Париже, когда белоруска в первой же попытке повергла соперниц в психологический шок. В тот вечер больше никто не смог забросить снаряд за отметку 67,32. После чего спортсменка стала рассматриваться в числе фаворитов Олимпиады не только в Беларуси, но и в мире. В нынешнем сезоне она сумела укрепиться на завоеванных рубежах, поучаствовала в командном Кубке Европы, где отметилась броском на 63,45. Однако полного удовлетворения от своего метража она не испытывала. Особенно когда настала пора летних стартов. Афины не за горами, а дорога на олимпийский пьедестал пройдет уж никак не ниже 66-метровой отметки. На мемориале Равили Аглетдиновой у Ятченко мало что получалось. Это и не мудрено: в тот вечер на Стайки обрушился настоящий ливень, далеко метать было просто опасно. Последним смотром возможностей перед отъездом в Грецию стал мемориал Мечислава Овсяника. За три недели до олимпийского старта Ятченко разгулялась не на шутку. Круг для метаний буквально трещал от ее напора, а попытки получались на загляденье. Вначале Ирина разменяла 65-метровую отметку, затем спокойно преодолела 67-метровую, а в третьей поразила всех и себя в том числе. Еще никогда в ее долгой карьере диск не приземлялся так далеко. Судьи тогда намеряли 69,14, что и поныне является лучшим результатом сезона в мире. Тогда, 31 июля, невольно закралось беспокойство, не рано ли она вышла на пик формы. Подобные броски бесследно не проходят, организм должен их как-то переварить. Однако, видимо, Ирине этот результат нужен был как воздух. Для боевого настроя на Игры, для утверждения веры в свои возможности.
Кто знает, может быть, именно размен 69 метров позволил белоруске уверенно действовать на всех стадиях олимпийского турнира. Квалификация сложилась для Ирины практически идеально. Вначале она опробовала сектор прикидочной попыткой на 62,15. До пропускного норматива (62,50) белоруска не добросила, но этого метража для попадания в основные соревнования хватило бы с лихвой. Однако Ятченко не стала доверяться случаю и во втором движении отправила снаряд на 63,04. К сожалению, олимпийской чемпионке Сиднея Эллине Зверевой броска на 60,63 для попадания в заветную дюжину не хватило.
Проторенная дорожка
Помимо Ятченко, напрямую квалифицировались еще шесть спортсменок, среди которых можно было выделись основных конкурентов решающей стадии: хозяйку сектора Анастасию Келесиду (64,13), новозеландку Беатрис Фаумуину (64,07), Наталью Садову из России (64,33) и чешку Веру Поспишилову (64,48). Именно последняя заявила о притязаниях на медаль первой. Уже во второй попытке основных соревнований Вера выдала отличный бросок на 66,08. В условиях Олимпиады этого могло вполне хватить для попадания в тройку. Соперницам ничего не оставалось, как немедленно активизироваться. Но более или менее достойно во втором подходе выглядела лишь Садова — 64,81. У Ятченко старт откровенно не получился — в зачете белоруски числились лишь 59,98 и 61,67. Но, оказавшись на пограничном рубеже третьего выхода в сектор, за которым может последовать пролет мимо финальной восьмерки, Ирина заметно преобразилась и свергнула чешку с первой строки протокола — 66,17. Не прошло и пяти минут, как под громовые раскаты стадиона лидерство захватила Келесиду — 66,68. Что касается Фаумуины, то ее броски в тот вечер явно не ладились (самый дальний на 63,45).
Момент истины наступил в предпоследнем выходе метательниц в сектор. В круге блестяще раскрутилась Наталья Садова, запустив диск на 67,02. Практически это была победа. Соперницы к тому моменту изрядно устали и ответствовать адекватно уже не могли. В ходе финальных попыток Ирина Ятченко еще дважды посылала снаряд за 65 метров, лишний раз доказав хорошую готовность и справедливость выигрыша у Поспишиловой, в последней попытке достигшей лишь 64,84. Серебро сохранила за собой Келесиду.
Лучше, чем в Сиднее
В подтрибунной микст-зоне обладательница бронзовой медали Ирина ЯТЧЕНКО излучала исключительно положительные эмоции. А то уж было наш спецкор в Афинах на ходу стал прикидывать слова утешения на тот случай, если чемпионка мира в сердцах посетует на третье место.
— Можно я покричу? А-а-а! Чувства самые замечательные. Рада, что третья, счастлива, что у легкоатлетической сборной первая медаль. Думаю, это только начало. Сегодня еще побежит Нестеренко, и мы рассчитываем на нее. Уверена, Юля постарается.
— На прошлой Олимпиаде ваш муж Игорь Астапкович завоевал медаль, уехал и болел за вас дома. На этой ваши выступления переставлены местами…
— Будем надеяться, он поддержит. Кстати, я всегда меньше переживаю. А он сейчас, наверное, ходил, нервничал.
— Первая попытка встревожила…
— Меня тоже, если честно. Можно сказать, даже две первые. Переволновалась, что ли?.. В итоге стала третьей и очень довольна. Хотелось бы, конечно, лучшего, ну да что поделаешь.
— Почему в квалификации не ограничились одной попыткой? Может, что-то с сектором, ведь у молотобойцев тоже были проблемы?
— Вчера метала в полдвенадцатого ночи. Вообще-то в это время я уже сплю. Вот и засыпала, вероятно. Хотелось, конечно, пройти отбор малой кровью. Ведущие спортсмены в нем обычно не сильно выкладываются, а берегут силы на последующие соревнования. Там все друг друга знают, представляют, чего ожидать. Первый бросок, в который не попала, был лишь на 62,15. И я стопроцентно знала, что попаду в основу.
— Следили за чешкой, претендовавшей на вашу позицию?
— За чешкой приглядывала, признаюсь честно.
— Что-то особое подруга Эллина Зверева сказала перед стартом?
— Говорила, конечно. Дескать, Ира, давай, мы за тебя пойдем болеть. Белорусы и правда сидели на трибуне, кричали, флагами махали.
— Вы тут намекали на пенсионный возраст, а сами перекрыли собственный результат, показанный в Сиднее…
— Да? И правда. Вы все лучше меня знаете! (Смеется.)
— Идет прогресс?
— До Пекина, наверное, не дотяну. Разве что отдохну пару лет.
Заслуженная медаль
Первого тренера Ирины Ятченко Алексея ГОРЮНОВА мы разыскали в Краснодаре.
— Алексей Терентьевич, вы больше рады или огорчены за Ирину? Ведь в этом сезоне она имела лучший результат в мире…
— Знаете, третье место на Олимпиаде — это весьма почетно. В Афинах все соперники сошлись лицом к лицу, и здесь уже показанные в течение года результаты не имели никакого значения. Компания подобралась очень серьезная, и я рад, что Ирина держала соперниц в напряжении до последней попытки. Она заслужила свою медаль.
— Говорят, вы ее нашли в свое время буквально на улице…
— Так оно и было — заметил в Гомеле в троллейбусе маму с дочкой. Комплекция девочки мне понравилась, и я пригласил ее заниматься легкой атлетикой. Ире тогда было 14 лет. В спорте она оказалась новичком, до этого только плавала на любительском уровне. А уже через три года Ира выполнила норматив мастера спорта и выступала в составе юниорской сборной страны.
— Как думаете, сколько еще лет сможет соревноваться ваша подопечная?
— Считаю, что Ира полностью не использовала свой резерв физических возможностей. У нее есть запас еще на одну Олимпиаду. Может быть, даже и не одну. Дома у нее тоже благоприятный психологический климат. Муж Игорь сам бьет рекорды спортивного долголетия, так что им легко находить общий язык.
— Ира сильно изменилась с тех пор, когда вы ее за руку привели на легкоатлетический стадион?
— Она всегда была очень доброй и покладистой. Но самое главное в ее характере, на мой взгляд, это то, что Ира осталась человеком. Слава ее не портит и не делает заносчивой. Она очень заботливо относится ко мне и к моей жене, не забывает нас. А это дорогого стоит…
ВАДА смывает медали
В воскресенье на брифинге в Афинах директор МОКа по связям с общественностью Жизель Дэвис объявила, что греческий тяжелоатлет Леонидас Сабанис лишен бронзовой медали после обнаружения в его допинг-пробе тестостерона.
Сабанис стал не единственной жертвой Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Пробы крови “А” и “В”, взятые у олимпийской чемпионки в толкании ядра Ирины Коржаненко, показали наличие в ее допинг-тесте запрещенного препарата станозолола. Об этом заявил председатель антидопингового комитета МОКа Дик Паунд.
Напомним, что в минувшую среду Ирина Коржаненко с результатом 21 м 06 сантиметров стала первой в толкании ядра.
Станозолол — анаболический стероид, комплексная производная мужского полового гормона тестостерона. Препарат имеет заметный анаболический эффект с меньшими побочными эффектами, чем тестостерон или некоторые другие комплексные анаболические стероиды. Станозолол считается одним из самых трудно регистрируемых препаратов. В восьмидесятые годы он был наиболее популярным среди спортсменов высокого класса, и прогресс во многих видах был напрямую связан с его систематическим употреблением. Кстати, в 1988 году на Олимпийских играх в Сеуле через день после триумфа в беге на 100 м с мировым рекордом 9,79 у канадского спринтера Бена Джонсона отобрали золотую медаль именно из-за наличия в его тестах станозолола. На станозололе попадались многие выдающиеся российские атлеты, в том числе трехкратная олимпийская чемпионка в беге на средние дистанции Татьяна Самоленко, а также призеры мировых и европейских чемпионатов Наталья Артемова, Лилия Нурутдинова, Любовь Кремлева.
В понедельник утром МОК официально объявил о дисквалификации в связи с применением допинга чемпионки Игр-2004 по толканию ядра россиянки Ирины Коржаненко.
После заседания дисциплинарной комиссии МОК постановил: дисквалифицировать Ирину Коржаненко, выступавшую в соревнованиях по толканию ядра, в которых она заняла первое место; лишить ее золотой олимпийской медали и диплома; отстранить от участия в Олимпиаде-2004 в Афинах; лишить олимпийской аккредитации; рекомендовать Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) принять против Коржаненко соответствующие меры; обязать ОК России в кратчайшие сроки вернуть в МОК медаль и диплом, присужденные Коржаненко.
К этому следует добавить, что, скорее всего, ростовчанка Ирина Коржаненко будет пожизненно дисквалифицирована ИААФ, так как в 1999 году на зимнем чемпионате мира в японском Маебаши она уже была уличена в употреблении запрещенных препаратов и дисквалифицирована на два года. Тогда ей пришлось вернуть серебряную медаль, сейчас — золотую. Олимпийской чемпионкой будет объявлена кубинка Юмилейди Кумба (ее результат — 19,59), серебряной медалисткой — немка Надин Кляйнерт (19,55), бронзовой — россиянка Светлана Кривелева (19,49). Белоруски Надежда Остапчук (19,01) и Наталья Хоронеко (18,96) поднимутся в итоговом протоколе на 4-е и 5-е места соответственно.
Герой — Гэтлин
В секторах и на дорожках Олимпийского стадиона сражаются подданные королевы спорта.
Как всегда, одним из самых интригующих был мужской спринт, в котором на победу претендовали сразу пятеро темнокожих атлетов. Американское трио: чемпион Сиднея Морис Грин, чемпион мира в залах в беге на 60 метров Джастин Гэтлин и Шон Кроуфорд, который прежде блистал на дистанции вдвое длиннее, а также опытнейший Фрэнсис Обиквелу, сменивший нигерийское гражданство на португальское, и восходящая звезда из Ямайки Асафа Пауэлл. Эти парни несколько раз в сезоне выбегали из 10 секунд. Акции чемпиона мира-2003 Кима Коллинза, национального героя крохотного островного государства Сент-Китс и Невис котировались значительно ниже. Он никогда не преодолевал рубеж 10 секунд. Хотя предпочтение отдавали Грину, Пауэллу и Кроуфорду, всех обставил Гэтлин, который в прошлом году выиграл в Лужниках джек-пот в миллион долларов. Гэтлину присуще выдавать на-гора лучшие результаты в самый нужный момент. Результат чемпиона вызывает уважение — 9,85! Только одна сотая отделила его от серебряного призера Обиквелу — 9,86 и еще одна от бронзового Грина — 9,87. Недалеко был и Кроуфорд — 9,89. С таким выдающимся показателем он оказался без медали. Что же говорить о Пауэлле, который остался пятым с 9,94?!
Вчера утром женщины-ходуньи прошли 20-километровым маршем по улицам Афин. Наши Маргарита Турова и Елена Гинько более чем три четверти дистанции держались в лидирующей группе из 11 спортсменок. Но когда вперед рванули гречанка Афанасия Цумелека, победительница прошлых Игр россиянка Олимпиада Иванова и австралийка Джейн Сэвилл, наши стали отставать. В итоге Турова пришла на финиш 4-й в 14 секундах за Сэвилл, Елена Гинько финшировала 9-й, Валентина Цыбульская — 15-й.
Наталья Сафронова замечательно прыгала тройным в квалификации, на 2 см превысив рубеж, за которым лежал пропуск в финал — 14,52. Там белоруска прыгала менее амбициозно — 14,22 (13-я).
В метании молота только Ольге Цандер удалось пройти в дюжину лучших с броском на 69 м 91 см (9-й показатель). Чемпионка мира-2004 среди юниорок Мария Смолячкова метнула снаряд на 65,68 (25-я), Светлана Судак — на 64,42 (31-я).
Хет-трик на счету “Тре крунур”. Увлекательное сражение прыгунов в высоту выиграл Стефан Хольм — 2 м 36 см. Наш Геннадий Мороз в квалификации взял 2,25 м и остановился в шаге от финала (13-й). Алексей Лесничий так и не набрал кондиций после травмы и не взял начальные 2,15. В тройном ожидаемую победу одержал Стефан Ольссон — 17 м 79 см, а в женском семиборье не имела конкуренток бесподобная Каролина Клюфт.
Светлана Усович сначала пробилась в полуфинал бега на 400 м — 51,37, но там была далека от финального КПП — 51,42 (14-я). Наталья Сафронникова преодолела первый круг в беге на 200 м — 23,28 (30-я), но в своем четвертьфинале прибежала последней — 23,63. Ольга Кравцова в предварительном забеге на 5000 м пыталась некоторое время бежать вровень с лидерами, но закончила бег с итоговым 26-м временем — 15.44,01.
Десятиборец Александр Пархоменко неплохо пробежал 100 м — 11,14, неважно прыгнул в длину — 6,61, прилично толкнул ядро — на 15,69 и взял в высоту 1,97 м. Он сохраняет шансы собрать по итогам двух дней сумму в 8000 очков. Дискобол Василий Каптюх после первой финальной попытки шел 4-м — 65,10.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь