ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. АНАТОМИЯ ПОБЕДЫ. "Тайны" Юлии Нестеренко
В эстафетах
Впервые фамилия Борцевич появилась в списках призеров республиканских соревнований четыре года назад. В 2001-м способная девушка вышла в финал молодежного первенства Европы на любимой стометровке и заняла там шестое место. А вместе с Еленой Невмержицкой, Евгенией Лихутой и Оксаной Драгун она стала серебряным призером в эстафете 4х100 метров. После этого она прочно заняла место и во взрослой команде. Следующий сезон стал для нее эпохальным: на Кубке Европы в составе эстафетной четверки Борцевич вместе с Натальей Абраменко, Еленой Невмержицкой и Натальей Сафронниковой установила рекорд Беларуси — 43,55, на чемпионате страны впервые обыграла многолетнего лидера нашего спринта Сафронникову. Юлию повезли на официальный турнир — чемпионат Европы-2002 в Мюнхен. К удивлению многих, дебютантка там не дрогнула, не стушевалась, а пробилась в полуфинал и заняла общее девятое место. Правда, ее время — 11,44 — было еще далеко от мировых стандартов.
Однако у 23-летней спортсменки появился мощный стимул для дальнейшего движения вперед. В этот период Юля вышла замуж за брестского спринтера Дмитрия Нестеренко и получила приглашение от столичных тренеров Евгения Викторовича Гуркова и Владимира Никифоровича Зинченко, которые доминировали в национальной команде и во многом определяли ее состав в большинстве спринтерских дисциплин. Однако пробыла Юлия в их группе недолго — несколько месяцев, а затем вернулась назад в Брест к своему наставнику Виктору Григорьевичу Ярошевичу.
“Кто тормозит спринт?”
Вместе они поставили цель попасть на чемпионат мира в залах, который должен был состояться в английском Бирмингеме в середине марта. О том, как Нестеренко и ее тренера откровенно “надули”, наставник Ярошевич рассказывал в интервью автору этих строк (“Кто тормозит спринт?”, “ПБ” от 06.03.2003):
— Мы готовились к чемпионату мира всю зиму. Главный тренер национальной команды Александр Григорьевич Рудских сразу поставил перед нами задачу: 7,20 — пропуск на чемпионат мира. Юля пробежала 60 метров на чемпионате страны 14 февраля за 7,19 в полуфинале и 7,20 — в финале. Однако Рудских сказал, что такое время надо показать за границей, и посоветовал выступить в польском Спале. Но через несколько дней, когда были уже решены транспортные и паспортные проблемы, он сообщил, что соревнования там отменили, и рекомендовал бежать в Минске на первенстве вузов. Юля, однако, затемпературила, и я не стал рисковать ее здоровьем. В команду ее не включили. 23-летняя спортсменка получила тяжелую моральную травму. Как ей объяснить происходящее?
— Что вы намерены делать?
— Пока возлагаем надежды на то, что в руководстве сборной поймут ненормальность сложившейся ситуации. Возможно, в качестве компенсации нас с Юлей впервые поставили на выездной сбор… Убежден, что готовить высококлассных спортсменов можно не только в Минске, но и в Бресте”.
Тогда Юлии было очень тяжело, она даже подумывала о том, чтобы бросить занятия спортом, который принес ей столько боли. Но поддержка мужа и тренера помогли ей преодолеть воздвигнутый перед ней барьер лжи и несправедливости. На чемпионат мира-2003 ее уже повезли, однако только в составе эстафеты. В Париже наши девушки в полуфинале установили национальный рекорд — 43,11, пробились в финал и там заняли седьмое место. Юля блестяще бежала свой этап, но на “сотне” ей выступить так и не довелось.
“Медаль за город Будапешт”
Нынешней зимой Нестеренко стала безусловным лидером в коротком спринте: на чемпионате страны она пробежала 60 метров за 7,13, опередила Наталью Сафронникову, потом съездила в Москву на международный турнир “Русская зима”, где заняла второе место.
Не брать ее в Будапешт было невозможно! А там она сотворила сенсацию, пробившись в финал мини-спринта и став бронзовым призером — 7,13. Впереди были только четырехкратная олимпийская чемпионка американка Гэйл Диверс (7,08) и вице-чемпионка Европы Ким Гевар (7,12) из Бельгии.
Уже тогда Нестеренко произвела на специалистов сильное впечатление реактивным стартом и размашистым бегом. Причем казалось, что, будь дистанция чуть длиннее, белоруска непременно “съела” бы своих именитых визави. Это произошло через пять месяцев на Олимпиаде в Афинах.
Недоброжелатели
На родине, в том числе и в Бресте, успеху Юлии Нестеренко и ее тренера Виктора Ярошевича рады были далеко не все. Сколько времени и сил понадобилось гостренеру по Брестской области Леониду Зубрицкому, чтобы добиться для молодой семьи Нестеренко комнаты в общежитии! Сегодня Юлия называет это одной из важнейших составляющих своего взлета. Женщина знает, о чем говорит!
Накануне будапештского чемпионата местные боссы никак не хотели ставить на сбор массажиста Юрия Палажиева, который внес существенный вклад в Юлин прогресс. И опять Зубрицкий ходил по инстанциям, писал официальные письма, убеждал, что это необходимо.
Юлю не раз пытались увести от Ярошевича. Возможно, именно поэтому на сборы национальной команды ее вызывали одну, без наставника. А там “вливали в уши яд”. Иногда небезуспешно. И снова решение проблем брал на себя Зубрицкий, видевший в Ярошевиче яркий тренерский талант. Леонид Францевич “пробивал” Виктору Григорьевичу финансирование за счет местного бюджета.
Даже когда Юля вернулась в марте домой с будапештской бронзой, нашелся умник из местного спортивного начальства, заявивший, что эта медаль — случайность. Это же каким надо быть спецом, чтобы так принизить успех землячки на чемпионате мира?! А может, все проще? Чьи-то души снедает зависть и ненависть к людям, не привыкшим пресмыкаться и угодничать, а умеющим творчески и самозабвенно работать, доказывая свою правоту результатами.
На опережение
Очередную порцию “радости” Ярошевичу и его воспитаннице готовили летом. Но тут они сыграли на опережение. В конце июня — начале июля Юля совершила феерическое зарубежное турне. Стартовала она 23 июня с победы в греческом Ираклионе на стометровке с рекордом Беларуси — 11,02! Затем 27 июня выиграла этап “Супер Гран-при” в Гейтсхеде (Великобритания), показав при сильном встречном ветре (- 2,5 м/с) 11,32. Хет-трик был оформлен 2 июля на этапе “Золотой лиги ИААФ” в Риме — 11,13. И, наконец, 4 июля еще одна победа в Греции — 11,06! После этого вконец уставшая Юля проиграла в Австрии, финишировав 6 июля третьей.
Эта блистательная серия заставила легкоатлетический мир записать фамилию Нестеренко в список претендентов на место в финале. В активе белоруски были не только четыре победы, но и четвертое место в мировом топ-листе со временем 11,02.
До предела измученная победами и скитаниями по европейским аренам, Юля вернулась домой и тихонько с трибун наблюдала за ходом чемпионата страны в Минске.
После этого главтренер Рудских уже не посмел ограничить участие Нестеренко в Олимпийских играх только эстафетой. Она была включена в заявку на 100 метров.
Но и это еще не вся сказка. В буклете, выпущенном НОКом, в составе олимпийской команды Беларуси вы не найдете ни фамилии, ни фото Виктора Ярошевича. Там представлены Мария Иткина (руководитель команды), Александр Рудских (главный тренер), Анатолий Бадуев, Александр Бескровный (Словакия), Игорь Захаревич, Владимир Сивцов, Александр Ефимов, Павел Хямяляйнен (Финляндия), Владимир Зинченко, Борис Дроздов (позже его заменили Станиславом Шапечко), Сергей Литвинов. Это говорит либо о том, что Ярошевича собирались оставить дома, либо о том, что хотя бы таким образом ему давали понять, “кто в доме хозяин”.
На тренерском совете 10 июля, сразу по окончании чемпионата Беларуси, Ярошевич предложил взять на себя подготовку эстафетной команды. Его предложение осталось без ответа, а позже келейным путем эстафету поручили готовить Евгению Гуркову. Тот вместе с напарником Владимиром Зинченко сразу же определил Юлию Нестеренко на первый этап, а свою подопечную Оксану Драгун — на последний. Весь мир ставит лидеров на заключительные 100 метров, для того чтобы они могли вывести команду на более высокое место. Но у наших — собственная гордость…
Национальная гордость
Уже первый забег с участием брестчанки на Олимпиаде в Афинах потряс воображение — 10,94! Легендарная Мерлин Отти (11,14), Лариса Круглова (11,23) и остальные вынуждены были лицезреть белоруску только со спины. Ближе чем на 20 сотых к Юле не приблизился никто. Стало немножко тревожно: а не рано ли наша девушка выстрелила? В момент она стала олимпийской фавориткой номер один! И в те же мгновения о ней заговорила вся Беларусь!
Второго раунда, то бишь четвертьфинальных забегов мы ждали с нетерпением. Тут уже из 63 стартовавших вначале остались лишь 32 лучших. Откровенными слабаками уже и не пахло. И снова Нестеренко продемонстрировала фирменный стартовый разгон и уверенный бег по дистанции — 10,99, снова из 11 секунд! И вновь далеко, в двух и более метрах позади остались та самая Ким Гевар (11,17), чемпионка США Ла-Таша Коландер (11,20), чемпионка России Юлия Табакова (11,25). Правда, и конкурентки в других четвертьфиналах “нажали на газ”: Лорин Уильямс (США) — 11,03, Ивет Лалова (Болгария) — 11,09, Шерон Симпсон (Ямайка) — 11,09, Кристин Аррон (Франция) — 11,10, Алин Бэйли (Ямайка) — 11,12. Мало кто обратил внимание на 22-летнюю Веронику Кэмпбелл из Ямайки — 11,18. Главным итогом второго круга стали растущие амбиции белорусов: нам определенно хотелось медали. Но говорить об этом вслух было опасно: вдруг сглазим? И самое главное: Юлии предстояло провести ночь в ранге главной претендентки на победу в самой престижной легкоатлетической дисциплине. Было опасение: справится ли с волнением? Не выгорел ли весь порох?
Полуфинал оказался для белоруски самым сложным испытанием: нервы разошлись не на шутку, эмоции били через край. Вероятно, поэтому во время старта она еле заметно споткнулась, но, видимо, раздосадованная этим, развила бешеную скорость. На финише ее, однако, стала настигать вышеупомянутая Кэмпбелл. У Юли получилось 10,92 — еще один рекорд страны! У конкурентки всего на сотую больше — 10,93, а грозные Лалова, лидер мирового сезона (10,77!) и опытная Дебби Фергюсон проиграли им целый метр — 11,04. И как-то уж совсем за кадром осталось то, что из игры выбыли такие авторитеты, как Аррон (11,21) и Диверс (11,22). В другом полуфинале высокую скорость продемонстрировали Уильямс (11,01) и Симпсон (11,03).
Вот и очерчен ареопаг самых быстрых женщин мира. Но кто окажется самой-самой в решающей ситуации? Во время представления Юля изобразила подобие улыбки и вновь ушла в себя. Ее оппонентки поняли, что для успешной борьбы с белоруской нужно превзойти ее на старте. До сих пор в Афинах это никому не удавалось. В финале удалось. Малышку Уильямс и грациозную Лалову словно штормом снесло со стартовых колодок, и они понеслись к пьедесталу. Сердце екнуло: неужто Юля спалила все горючее и ей нечем ответить на вызов?! Еще за 30 метров до финиша она была четвертой. Но помните Будапешт? Тогда Юле не хватило дистанции, теперь в ее распоряжении была еще целая треть пути. Она не сломалась, не засуетилась, только включила очередную передачу и продолжала набирать скорость. Рисунок бега при этом не менялся. Более широкого амплитудного движения не демонстрировал никто. Коллега Сергей Версоцкий провел параллель с великим Валерием Борзовым, и это не показалось натяжкой. Юлия Нестеренко, словно курьерский мимо пассажирских, проскочила неудачливых конкуренток — 10,93!!! Первая! Впервые в истории белоруска провозглашена быстрейшей в мире!
… А дальше мы стали звонить друг другу и дрогнувшим голосом поздравлять и взахлеб обмениваться восторгом и восхищением. Проснулось то, что годами глубоко в нас дремлет — наша национальная гордость! Два с половиной года назад в Солт-Лейк-Сити ее разбудили победой над шведами хоккеисты, а теперь вознесла на небывалую олимпийскую высоту скромная 25-летняя девушка из Бреста Юлия Нестеренко! Спасибо Олимпиадам! Низкий поклон тебе, Юля!
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
АФИНЫ. 21 августа 2004 года
Женщины. 100 метров
1.Юлия НЕСТЕРЕНКО | Беларусь | 10,93 |
2.Лорин УИЛЬЯМС | США | 10,96 |
3.Вероника КЭМПБЕЛЛ | Ямайка | 10,97 |
4.Ивет ЛАЛОВА | Болгария | 11,00 |
5.Алин БЭЙЛИ | Ямайка | 11,05 |
6.Шерон СИМПСОН | Ямайка | 11,07 |
7.Дебби ФЕРГЮСОН | Багамы | 11,16 |
8.Ла-Таша КОЛАНДЕР | США | 11,18 |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь