Финансы поют романсы. “Горизонт”: жизнь после триумфа

21:49, 13 сентября 2016
svg image
1159
svg image
0
image
Хави идет в печали

Казалось бы, после столь триумфального завершения сезона, а дружине Натальи Трофимовой и Андрея Клемезя удалось совершить золотой дубль с завоеванием еще и Кубка страны, финансовые проблемы клуба должны исчезнуть, как утренний туман. Наступило ли светлое завтра для лидера отечественного женского баскетбола, об этом корреспондент “ПБ” расспросил директора БК “Горизонт” Дмитрия ЛЬВОВИЧА. И услышал исповедь человека, уставшего бороться с ветряными мельницами.

— Откровенно говоря, в лучшую сторону ничего не изменилось. Наоборот, стало хуже. По сравнению с 2015 годом объем финансовой поддержки от основного учредителя “Беларусбанка” уменьшился в два раза. Это не было связано с тем, как мы играли. Просто финансовые вопросы решаются не на сезон, а на календарный год. Все определилось еще в январе. Мы тогда выиграли Кубок, и я надеялся, что банк это примет во внимание. Увы, вышло наоборот. Могу назвать сумму — тайны нет. Было шесть миллиардов неденоминированных рублей, стало три. Естественно, вынуждены пересматривать расходы. Хорошо, что чуть увеличилась помощь областного представительства Национального олимпийского комитета по Минской области. Там, конечно, цифры иного порядка. Впрочем, то, что он выделил премию игрокам по итогам чемпионского сезона, было приятной неожиданностью.

— А завод “Горизонт” как-то поддерживает?
— Он наш учредитель. Но назвать существенной его поддержку, к сожалению, не могу. На чествовании команды подарили водонагреватели и печки СВЧ пяти лучшим игрокам. Еще оплачиваем заводу аренду клубного офиса площадью 60 квадратных метров по льготной ставке. Вот и вся помощь.

— Выходит, клуб обязан зарабатывать сам. Иначе не выжить…
— Верно. Для того чтобы рассчитывать на государственную поддержку, согласно указу президента, мы обязаны обеспечить пятьдесят процентов дохода из всех возможных источников. Три года назад по решению учредителей клуба открыли цех по производству изделий из железобетона. Взяли в лизинг серьезное оборудование, установили его на площадке атомной станции в Островце. Прикинули: раз идет большое строительство, проблем со сбытом не будет. Плюс привлекло предложение по минимальной арендной плате за производственное помещение. Первые годы было сложно. Сейчас же ситуация обратная: появилась даже месячная очередь на готовую продукцию. Едва ли не все, что зарабатываем на продаже плитки, идет на нужды клуба. Кроме того, в нашей собственности имеется автомобильная техника, купленная за сэкономленные деньги. Оказываем услуги по перевозке грузов и пассажиров. Транспорт практически каждый день в работе, приносит доход. В рамках коммерческого предприятия, когда тебе надо заплатить зарплату, условно говоря, десяти работникам, мы выглядим вроде как успешно, работаем с прибылью. Но ведь нам надо обеспечить две команды и детскую школу. Три грузовика, два автобуса и цех плитки априори не могут потянуть такие расходы. Ждем встречи с губернатором. Может, нам будет послабление хоть в чем-то. Ведь у нас обычное коммерческое предприятие, не имеющее вообще никаких льгот.

— В межсезонье вы отказались от голландки Дондерс и украинки Уро-Ниле. Кого-то будете приглашать взамен?
— До Нового года — однозначно нет. У нас бюджетные зарплаты, на которые иностранцы не согласятся. Если в прошлом сезоне три ведущие наши баскетболистки зарабатывали примерно по тысяче долларов, то сейчас этого и близко нет. Максимум — 500 для игроков национальной сборной. Конечно, мог бы предложить легионерам какие-то мифические цифры, по которым когда-нибудь рассчитались бы, и они, возможно, согласились бы. Но я не приемлю подобной практики. Всегда рассчитываю на то, что железно есть. Надо учитывать, что срок действия 131-го указа президента истекает 31 декабря, и как будет дальше — неизвестно. Понятно, что до марта финансирования не предвидится, надо рассчитывать на собственные силы.

— Кадровые потери велики?
— Не сказал бы. Ольга Вашкевич закончила карьеру, решила сосредоточиться на семейных делах. Хотели, чтобы осталась Новикова, строили на нее планы. Но Лена уехала в Германию — также устраивать личную жизнь. Продлили сотрудничество с “Горизонтом” Юля Рытикова, Наташа Ануфриенко — она к концу месяца должна полностью восстановиться. Остались Галя Шилович, Надя Надежко, Таня Цирулева, Мария Адащик. Есть и существенные приобретения. Подписали контракты с Ольгой Зюзьковой и Мариной Кресс из “Цмокаў”, Аней Брич и Марией Иваненко из РГУОРа. Из второй команды “подняли” Дарью Панасюк и Олю Громик.

— Трофимова по-прежнему будет играющим тренером?
— Мы на нее рассчитываем. Но не сразу. Есть проблемы со здоровьем, в ближайшее время Наташе предстоит перенести операцию. А ко второму кругу, надеюсь, наберет форму и сможет помочь команде в качестве игрока — по мере возможности и необходимости.

— Вы довольны тренерским тандемом Трофимова — Клемезь?
— Очень. Знаете, когда от нас ушел Анатолий Буяльский, многие посчитали, что это станет катастрофой для “Горизонта”. Нам удалось ее избежать. Во многом благодаря тренерам. Верю в то, что через какое-то время Трофимова станет очень сильным специалистом. Рад, что удалось отстоять мое предложение пригласить в тренерский штаб Клемезя. Нас связывает давнишняя дружба. Это фанатично преданный баскетболу человек, понимает все тонкости игры. Наташа и Андрей разные — по характеру, темпераменту. И то, что сошлись два таких антипода, дало сильный эффект. Считаю, мы выиграли чемпионат только благодаря психологии. Ведь “Цмокi” даже с учетом травм по составу были не слабее нас. Но тренеры здорово психологически подготовили баскетболисток, зарядили верой в победу, скрупулезно разобрали игру соперника до мелочей — и финальная серия на удивление всем оказалась максимально короткой.

— В Беларуси лишь двум клубам, “Олимпии” и “Горизонту”, удалось создать классическую пирамиду: детская школа — молодежная команда — основная.
— В Гродно есть еще одно важное подразделение — областной УОР. У нас с этим проблемы. А что касается пирамиды, то она жизненно необходима. У детей должны быть четкие ориентиры, к чему стремиться. А молодежная команда важна для девочек в выпускном возрасте, чтобы определиться, заниматься серьезно спортом дальше, или выбрать иную профессию.

— Велика ли ваша школа?
— У нас двенадцать групп. Занимается 155 детей в возрасте от 11 до 14 лет. Могу похвастать: в прошлом сезоне сборная Минской области, созданная на базе нашей команды старшего возраста, впервые стала чемпионом страны. Плодотворно работать мешает отсутствие инфраструктуры. У клуба нет зала, группы вынуждены договариваться с общеобразовательными школами. Даже у “Горизонта”-2 остро встал вопрос, где проводить домашние матчи чемпионата. Постараюсь договориться с руководством “Виталюра” об аренде.

— А как же новый зал, построенный заводом “Горизонт”?
— Мы туда пока не вхожи. Хотя первоначально стоял вопрос о передаче готового зала клубу, но он завис в воздухе. Есть и еще один крайне неприятный нюанс. С одной стороны, мы обязаны вкладывать в развитие собственной школы не менее десяти процентов клубного бюджета, а с другой — не можем потратить на это ни копейки бюджетных денег. Только из прибыли. Но это нонсенс! Парадокс нашего законодательства. Меня уже, кстати, наказали по результатам проверки Госконтроля. Не раз поднимал этот вопрос, обращался в Мин- спорта за разъяснениями. Никому это не интересно.

— И где же выход?
— Ищем дополнительные источники финансирования, чтобы хоть как-то стимулировать молодых тренеров, работающих в школе. Чтобы они смогли зарабатывать больше лимитированных двух миллионов. Вот сейчас рассматриваем вариант создания детских групп подготовки на платной основе. Это будут небольшие суммы, порядка сорока рублей в месяц. Есть перспектива, что две группы “платников” наберем. Принимаются абсолютно все желающие. А дальше, если у ребенка проявятся задатки, переведем его в бесплатную группу ДЮСШ.

— “Горизонт” снова заявился в Восточно-европейскую лигу. Но нынче соперники по группе очень сильные — московское “Динамо”, “Астана”, “Гдыня”, “Стамбул”. На что надеетесь? Или задействуете олимпийский девиз — главное участие?
— Нет, будем сражаться за место в четверке, чтобы пробиться в финальную пульку. Считаю, нам повезло с расписанием. Надеюсь, в стартовом туре “Динамо” будет не в оптимальном составе, обычно легионеры подъезжают к октябрю. Играть нам еще с “Гдыней” и “Вегой”. Шансы есть. В этом году более привлекательным выглядит и финансовый стимул. Если раньше призовые получали только медалисты, то сейчас — занявшие пять первых мест.

— Ни одного тура Восточно-европейской лиги не пройдет в Беларуси. Почему?
— Есть несколько причин. Многие отказываются ехать к нам из-за удаленности и визовых проблем. Но главное — пресловутый финансовый фактор. Обязанности по приему и проживанию команд, аренде спорткомплекса лежат на организаторах тура. Частично лига возместит расходы, но только после его окончания. Смешно сказать, но провести тур в Риге значительно дешевле, чем в Минске. Я предлагал директору “Цмокаў” Юрию Шаколе провести совместно. Но посчитали и поняли, что экономически это накладно. Обойдется примерно в десять тысяч евро. У нас их нет, в долг никто не даст. Сейчас найти нереально, в декабре — тоже сложно. А на финальный тур в обязательном порядке требуется, чтобы были серьезные спонсоры, ценные призы. Финал застолбил словацкий Кошице. А вообще, лига очень интересно работает, проекты сумасшедшие. Присоединились мощные клубы из России, Турции, Словакии. В следующем году планируют еще больше расширить лигу, сделать чемпионат официальным соревнованием под эгидой ФИБА. Поэтому нам важно занять достой- ное место, не вылететь из лиги.

— От участия в Еврокубке вы отказались. Не потянете?
— Конечно, хотелось бы играть и там. Но в Восточно-европейской лиге взнос шесть тысяч евро за все участие в чемпионате, а подбор соперников не хуже, чем в Еврокубке, где те же шесть тысяч надо платить только за один выезд или прием. Умножьте на шесть матчей. Все упирается в деньги — вот что обидно. Это небольшие суммы по сравнению с другими видами спорта. Но надо осознавать, что на женском баскетболе заработать нереально. Это дотационный вид спорта. Во всей Европе. На рекламе — нет, рекламный рынок у нас просел. На билетах — тоже не разгонишься. За воспитание игрока школа может получить компенсацию порядка двух тысяч евро. Контракты? Ни один здравомыслящий баскетболист не подпишет его на длительный срок. Но даже если подпишет, ты не продашь его — слишком обширный рынок свободных агентов. Если в футболе или волейболе можно зарабатывать на трансферах — в баскетболе этого попросту нет.

— По всему выходит, чтобы клуб не просто сводил концы с концами, а еще и творил золотые дубли, у его директора должен быть неиссякаемый оптимизм.
— Не знаю, насколько хватит у меня энтузиазма. Стучишься в наглухо запертую дверь, всеми правдами и неправдами заключаешь сделки. Всегда ждешь и надеешься, что что-то изменится к лучшему. Без оптимизма нельзя. Но скажу откровенно: устал. Порой накрывает хандра и думаешь: если это никому не нужно, зачем воевать с ветряными мельницами? Но как бросить дело, которому посвятил шесть лет? За это время “Горизонт” трижды становился чемпионом страны и трижды призером, завоевал четыре Кубка, столько же медалей в Балтийской лиге. Согласитесь, есть чем гордиться. А после Олимпиады, где, считаю, наша сборная выступила достойно — ей просто не повезло, обнаружил любопытный факт. Кроме Хардинг, Левченко, Поповой и Филончик, все остальные, начиная с главного тренера и заканчивая массажистом, прошли через “Горизонт”. И это о чем-то говорит, верно?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?