Анастасия Киннунен. Фамилия должна быть общей

22:05, 22 сентября 2016
svg image
4578
svg image
0
image
Хави идет в печали

Нет, гражданство уроженки Городка осталось прежним, и менять его она не собирается. Потому что любит страну. Соревноваться спортсменка тоже любит, поэтому с удовольствием в эти дни гоняется на летнем чемпионате Беларуси. Выхватив полчаса между тренировками и восстановительными процедурами, в кафе раубичской гостиницы Настя рассказывает о замужней жизни и неминуемом окончании карьеры. А пока расставание с биатлоном в перспективе, почему бы не получить удовольствие от хороших гонок…

— С каким настроением начинаете соревновательный сезон?
— Каждый раз приятно возвращаться после контрольных тренировок к настоящим гонкам. Первый старт, конечно, всегда связан со стрессом, но сейчас соревновательная практика — неотъемлемая часть тренировочного процесса.

— Ощущается дыхание больших соревнований?
— О, мы очень ждем зиму! Вот как в детстве малыши ждут Новый год, так и мы — новый сезон. Хочется скорее окунуться в соревнования и полностью сконцентрироваться на выступлениях. По расписанию зимний сбор начнется примерно через месяц, а там и до первого этапа Кубка мира недалеко.

— Вместе с белорусами в чемпионате страны соревнуется Бьерндален. Есть ощущение сюрреализма от происходящего?
— Он легендарный биатлонист, и для молодых спортсменов его присутствие — большая мотивация. Не могу сказать, что мы тренируемся с ним прямо бок о бок, но межсезонье у нас непродолжительное, и такие пересечения неизбежны. А так, уже привыкли к норвежцу. Оле-Эйнар замечательный человек, простой, интересный. Очень открытый и приятный в общении.

— Новость о вашей свадьбе стала большой неожиданностью…
— Для женщины ведь нормально выходить замуж, так что ничего сверхъестественного в этом нет. Близкое окружение знало о наших планах. Но, понимаете, мы с мужем не публичные люди, чтобы демонстрировать отношения на весь мир через социальные сети или еще как-то. Считаю, вообще надо меньше выносить на люди частную информацию. Но я обязана была сообщить своим болельщикам, что в жизни произошло важное событие. А накануне никаких тайн не было: готовились к торжеству, все по-настоящему.

— Церемония была красивая?
— Расписались в Финляндии между сборами. Я не хотела больших торжеств, поэтому получилось все, как хотела. А в августе организовали праздник для друзей и родственников. Устроили тематический вечер, выдержанный в аутентичном стиле. Мы надели каждый свой национальный костюм и приготовили традиционные блюда наших кухонь. Муж готовит очень хорошо, поэтому мне повезло.
Это был очень приятный вечер, все наслаждались хорошей атмосферой и компанией. Важно было накормить финнов белорусской едой. Понимаю, что борщ — не совсем наше традиционное блюдо, но всем очень понравилось.

— Как долго надо встречаться, прежде чем дело дойдет до оформления отношений?
— У каждого происходит по-разному, но это чувство появляется само собой. Тебе хочется с этим человеком быть… хочется сказать, что всю жизнь. Я не умею забегать вперед и просчитывать ходы. Но нам хорошо друг с другом, поэтому мы вместе. Сама по себе печать в паспорте для меня не так важна, как возможность быть рядом с этим человеком. Но, раз уж мы семья, взять фамилию мужа — обязательный шаг. Это была моя инициатива.

— Легко далось это решение?
— Когда согласилась выйти замуж, сразу решила, что фамилия должна быть общей. И со спортивной точки зрения не вижу ничего страшного. Да, напротив моего имени теперь пишут Киннунен. Но это же естественный процесс, женщины часто переходят на фамилию мужа. И в биатлоне таких примеров хватает. С документами были какие-то сложности, но везде уже все переменили.

— В протоколах чемпионата Беларуси еще пишут Дуборезова…
— Вот поэтому я и стреляла в спринте плохо! Когда поменяют, начну нули “рисовать”. Рассказала мужу, заядлому охотнику, что промахнулась в спринте четыре раза. Ответил, что так нельзя. Пришлось в шутку объяснять, что стреляла еще под девичьей фамилией, поэтому простительно, а под новой сразу исправлюсь. Не дело это, так срамить фамилию охотника. Вообще, посмеялись над ситуацией.

— На каком языке говорят в вашей семье?
— На английском. Пока не освоила финский, но упорно с ним сражаюсь. Это очень интересный и красивый язык, нравится слушать финнов. Они говорят на выдохе — это придает особый шарм. Читаешь слова, кажется, запомнила уже, что-то воспринимаешь на слух, но заговорить на языке пока не удается.

— Юни помогает учить?
— Почему Юни? Ари!

— Но всюду вашего супруга называют Юни Киннуненом…
— Не знаю, почему так повелось. Изначально была чья-то ошибка. Я не сообщала имя, только фамилию. Вот и сопоставили ее со снимками финского биатлониста Юни Киннунена. Фамилия в стране распространенная — поэтому сделали вывод, что я вышла за Юни, а уточнять никто не стал. Мы очень долго смеялись над этой ситуацией, решая, за кого же я все-таки вышла замуж. Понятно, что людям хотелось узнать, кто это. Ари очень любит и уважает спорт, но никогда не был ни биатлонистом, ни каким-нибудь другим профессиональным спортсменом.

— Супруг помогает вам тренироваться?
— Нет! Информация о том, что он наставник финской команды, тоже неверная. Он вообще не тренирует. Какие-то человеческие подсказки, конечно же, дает, но не возьмется давать мне специализированные советы. У финнов немного другое отношение к делу, не как у нас, где получил корочку и все, ты уже специалист. Если за что-то берешься, то начинаешь с истоков. Была ситуация. Как-то Ари спросил, не пойти ли ему в школу бега. А он же умеет бегать, думаю, зачем ему это. Ответил, хочет поставить себе технику и научиться бегать правильно, чтобы делать это долго и покорять марафоны. У нас же ситуация бывает обратной, особенно в детском спорте. Прежде чем обучить ребенка азам техники, его сначала ставят на роллеры, а уже потом объясняют специфику. И по незнанию в будущем могут причинить вред здоровью. Так что у финнов другой подход к таким вопросам, и супруг просто не возьмет на себя смелость корректировать мою подготовку или что-то еще.

— Как вы познакомились?
— Впервые увиделись после тренировки на одном из сборов. Он в Йоэнсуу живет, недалеко от Контиолахти. Даже не знали, будет ли вторая встреча. А потом нашлись в интернете, общались, появился взаимный интерес. Позже он стал ко мне приезжать. Так все завертелось.

— Показывали ему Беларусь?
— Весной был у нас. Не скажу, что его что-то очень удивило, он ведь часто бывал в России, а у нас много общего в природе и климате. Но Ари понравилось. Если есть выбор ехать в сторону Петербурга или наших лесов, едем в лес — потому что дышится легче. Были в Березинском заповеднике, ходили тропами — очень хорошо.

— Финляндию изучаете?
— Каждый раз, приезжая домой, придумываем новый вид активности. Катаемся на велосипедах, много ходим пешком, разрабатываем маршруты. Мне же надо форму поддерживать, тренироваться — поэтому совмещаем прогулки и занятия. А Финляндия нравится давно, впервые там побывала лет в 16. Уже много где была и что видела — там хорошо и красиво, полно озер и лесов.

— О местных людях сформировали мнение?
— Пока не готова выделить общую национальную черту, но люди интересные. Не все говорят на английском, иногда возникают трудности с коммуникацией. Но они очень пунктуальные, если что-то обещают, выполнят. Я же родилась в советское время и что-то помню. И вот есть в финнах что-то такое, из СССР: скромные, не лезут тебе в душу, но позитивные. Они не амбициозные, но очень жизнелюбивые. Люди в желтоватом цвете, как на старых советских черно-белых фотографиях с желтым отливом. Вот так мне финны видятся.

— В вашем графике есть место для медового месяца?
— У нас каждый месяц медовый. Встречаемся между сборами. Сейчас, кроме родительского, у меня еще дома в Беларуси и Финляндии. И везде хорошо. Не всегда во время небольшой паузы еду в Йоэнсуу, но мы с мужем встречаемся где-то в других местах. Каждый раз у нас интересная программа, нет времени скучать. В ближайшее время планируем увидеться и покататься на велосипедах. Пока красиво и нет дождей — надо ловить моменты золотой осени.

— После замужества и смены фамилии под финский флаг приглашали?
— Что вы, нет! Думаю, мало кто в курсе, что я теперь замужем за финном. Может, только Кайса Мякяряйнен и еще пара девочек. Я бы и не сменила гражданство. Прошла здесь школу, люблю нашу страну. И выступать буду за Беларусь, пока занимаюсь профессиональным спортом.

— Думаете об окончании карьеры?
— Оно неизбежно. Далеко не загадываю, возможно, закончу через год или два. Но после Олимпиады-2018 попрощаюсь со спортом наверняка. После прошлого сезона были мысли закончить. Не понимала, что происходит. Работу выполняла, но результата не было. Однако я разобралась с причинами и захотела продолжить.

— Это решение связано со сменой главного тренера команды?
— Частично, да. Понимала, что в сборную приходят новые люди, и решала, оставаться ли в команде при новом раскладе. Ведь обновление тренерского состава — это неизменные новшества, к которым я не совсем была готова. Но Валерий Польховский позволил тренироваться по наработанным схемам с Федором Свободой. Я хотела с ним работать и получила такую возможность, поэтому тренерский фактор имел значение при решении продолжить выступления. Тем более что Свобода много почерпнул от работы с Эдером. Не скрою, мне хотелось тренироваться и у Альфреда. Знаю, как благоприятно его уроки влияют на мою стрельбу, и все хорошее, что происходило со мной на стрельбище в прошлом сезоне, это результаты его труда.

— Тренерское влияние Валерия Польховского на вас распространяется?
— Он главный тренер. Мы пообщались и выяснили, что он не против нашей работы с Федором Свободой.
На мой взгляд, возрастным спортсменам очень важен диалог с тренером. Ты не просто получаешь задание и идешь его выполнять. От такой практики отказываются все чаще. Здесь важна совместная работа. И большое значение имеет хорошее знание друг друга. Федор Анатольевич видел, как я пришла в биатлон, помнит меня еще по лыжным гонкам. Я ему доверяю. А с новыми людьми контакт так быстро не налаживается. Важно взаимопонимание.

— Два последних сезона вы финишировали в топ-50 общего зачета. Как этот результат соотносится с амбициями бывшей лыжницы?
— Поверьте, сейчас уже нет никаких амбиций. Они были раньше, когда думала, чем больше потренируешься, тем лучше покажешь результат. Механизм оказался совсем другим. Надо прислушиваться к своему организму, знать персональные способности, видеть, что можно развить и улучшить. Для этого и нужна помощь тренера — подсказать, направить, помочь. А я пришла такая увлеченная, мне надо было много объемных тренировок, иногда задавалась вопросом, почему мы не стреляем два раза в день. Давайте стрелять, я же готова! Сейчас уже такого нет. Как оказалось, в профессиональной карьере амбиции скорее мешают. Ты должен сделать ровно столько, насколько способен сконцентрироваться, чтобы выполнить эту работу качественно. Клаус хорошо понимал это и точно определял для каждой из нас объем работы.

— Какой совет Зиберта до сих пор применяете в спорте и жизни?
— Нам не хочется, чтобы имя Клауса забывалось, всегда с девчонками вспоминаем его добрым словом. Его советы важны не столько для спорта, сколько для жизни. Он учил нас радоваться жизни и воспринимать все как игру. В том числе биатлон. Говорил: это игра, ты должен играть, быть расслабленным и в то же время собранным. Ты профессионал, все умеешь и знаешь, и тебе остается только приехать на гонку и получать от нее удовольствие. Биатлон такой вид, что, если зажмешься или находишься в стрессе, очень сложно собраться перед стрельбой. Даже в лыжах зажатый далеко не уедешь. Поэтому он наш учитель не только в биатлоне, но и по жизни. Не проводя никаких собраний, Зибыч сильно на нас влиял. Приходишь на ужин, а там разряженная дружеская атмосфера. Какие замечательные были времена! Мы много где с ним побывали, разнообразно проводили выходные. Рядом с Клаусом жили и наслаждались. И результат же показывали! Естественно, много работали, но умели и отдыхать. Бесценный человек, и советы его такие же.

— Есть соблазн пойти по материнскому пути Дарьи Домрачевой?
— Пока я в спорте, о детях не думаем. Обсудили ситуацию с мужем, хочу ли я продолжать карьеру. Пришли к выводу, что за спиной столько лет тренировок, и, пока интересно соревноваться и есть мотивация, — почему бы еще не побегать? А о материнстве поговорим после спорта.

— Думали, где будете жить после окончания карьеры?
— Рядом с мужем. Если вдруг соберемся в Австралию, поеду с ним туда. А так — в Финляндии. Вообще понимаю, что сейчас я счастлива. Конечно, прямо в этот момент можно найти какой-то негатив и расстроиться. Но что это даст? Проще радоваться тому, что у тебя есть, наслаждаться этим и стараться приумножать. Может, вчера я была чем-то недовольна, но сегодня нашла в этом и хорошие моменты. На этом и остановимся.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?