ФХРБ. Юрий Файков. Безоткатный хоккей
Против обыкновения в других лигах по прошествии месяца “младшая” сборная не оккупировала табличный подвал, а разместилась в комфортной золотой середине. Об этом и другом — в интервью с ее главным тренером Юрием ФАЙКОВЫМ, заодно входящим в штаб Дэйва Льюиса в национальной команде и являющимся куратором всей молодежно-юношеской вертикали сборных от U-17 до U-20 под эгидой хоккейной федерации на базе РЦОП “Раубичи”.
— Предлагаю начать как раз с раубичских дел. Не так давно федерация сообщила о запуске проекта института национальных сборных. Но попытки его запуска продолжаются еще со времен руководства федерацией Владимиром Наумовым. В чем разница между “тогда” и “сейчас”?
— Мне сложно судить о “тогда”, поскольку не то что не участвовал в проекте, но даже работал вне пределов Беларуси. Могу говорить лишь о “сейчас”. Теперь вертикаль выстраивается по образу и подобию соответствующей американской. В Штатах взялись за это в конце 90-х и с тех пор немало преуспели, доминируя на уровне “младших” сборных. Бронза у них считается неудачей, о чем прежде могли только мечтать. В общем, идея не оригинальная: штабы, селекционеры, менеджмент сборных всех возрастов работают вместе — по одной системе и программе. Это избавляет от ряда проблем. Например, такой: из-за травмы выпадает левый край, ты привлекаешь на замену кого-то из младшего уровня. И понимаешь, что ему нужно объяснять едва ли не с нуля, потому что он привык к совершенно другим задачам и требованиям. Американская унификация настолько явно доказала жизнеспособность, что ее уже взяли на вооружение шведы, финны, немцы, швейцарцы…
— Россияне?
— Нет, у них, насколько знаю, все еще по-другому. Попытки объединения как будто предпринимались, но на выходе все равно “каждый за себя”. Меняют тренера — меняется система. А суть американской модели как раз в том, что она не зависит от конкретного тренера. Даже если он меняется, работа продолжается в прежнем русле.
— Но архитектор-то у модели все равно должен быть?
— Само собой, и он очевиден. С Дэйвом Льюисом я на связи практически ежедневно. Он постоянно принимает участие в работе вертикали — опосредованно или непосредственно. Как это было, скажем, в период подготовки к юношескому чемпионату мира. Или летом во время вратарского кэмпа под началом тренера голкиперов главной сборной Яри Каарелы. Спарринг “молодежки” против сборной перед олимпийской квалификацией, привлечение наших ребят к работе со взрослой командой — из этой же серии.
— Отмотаем во времени чуть меньше, чем во времена Наумова. Нынешнему наставнику сборной U-18 Евгению Есаулову работается проще, чем Юрию Файкову, ведшему юношей годом ранее и вернувшему их в элиту?
— Думаю, да. Ибо уже видна та самая система, по которой нужно работать. Ясная и подробная. И это не вытяжка, скажем, из НХЛовских нарезок с вопросом “почему вы так не играете?”.
— Бесполезно?
— Естественно. Прокрути ты юниору хоть сто раз игру Кросби или Овечкина — он не повторит. У нас все приземленнее, приближено к реальности и конечной цели. Есть схема, и ей посвящено все, вплоть до каждого упражнения на тренировке.
— Можно ли сказать, что шаблон младших сборных в основном срисован с национальной образца Остравы-2015, которая всем так понравилась?
— В общем, так. С одной оговоркой: мы хотим играть еще лучше. Но фабула уловлена правильно: стараемся делать ставку на агрессивный, динамичный и “безоткатный” хоккей. Это выстраивается по кирпичику. В случае с молодежью — особенно.
— Отказ от участия Беларуси в проекте МХЛ — составляющая часть новой системы?
— Не прямо. Я не работал в МХЛ, но при всех безусловных плюсах международной лиги у нее есть ряд очевидных же и серьезных минусов. Например, банальная дороговизна проекта: одна логистика тянет серьезные средства. Другой минус вытекает из предыдущего: из-за больших расстояний команды больше времени проводили в самолетах и автобусах, нежели вели тренировочную работу. А для молодежи она — основа основ.
— Получается, сборные U-17 и U-18 работают в Раубичах на казарменном положении?
— Да, совмещают тренировки и школу с выступлением в высшей лиге. Всегда под присмотром тренеров.
— “Молодежка” в экстралиге уже чувствует себя вольготнее. Проблем с дисциплиной не наблюдается?
— К счастью, нет. Самый серьезный “залет”, который имел место — опоздание к сбору перед тренировкой. На три минуты. Причем опоздавшие бежали, чтобы успеть — явно где-то задержались не из-за разгильдяйства.
— Штраф за это предусмотрен?
— Да, но поступает он в казну команды, которой распоряжается капитан. Штрафники скидываются в общий котел на шоколад или орехи в раздевалку.
— Есть с чего скидываться?
— Как и положено, получают стипендии.
— Не исключено, большие, чем зарплаты в некоторых клубах экстралиги…
— Не вникал в нынешние могилевские или, скажем, новополоцкие ставки. Но проблема действительно есть. Вот у нас принято пенять: мол, понастроили арен, а отдачи нет. Во-первых, нужно понимать, что школы во многих “понастроенных” еще не вышли на, скажем так, проектные мощности. Хотя бы в силу молодости. Но куда хуже другое: то, что сейчас творится в том же Новополоцке. Опять же не знаю всего расклада, но могу судить по “выхлопу”. Способных ребят из прославленной школы выходит все меньше. И поди пойми к кому взывать — к тамошним властям, что ли…
— Прежде часто звучала критика, что наша молодежь недотягивает даже до уровня прямых конкурентов из второго эшелона мирового хоккея. Катание, владение клюшкой, физические кондиции — все слабенько. Новый тренер “молодежки” может повторить?
— Стремиться всегда есть куда. И работать над чем. Те же немцы действительно по ряду позиций часто выглядят предпочтительнее. Наверное, школы у них работают продуктивнее. Но главное, уверен, все же не в этом. А в том, что было упомянуто в начале разговора: у них есть система, которой они строго придерживаются уже много лет. Без шараханий и метаний вне зависимости от результатов на отдельном турнире. Швейцарцы вообще работают так уже лет пятнадцать. Мы же фактически только ступаем на этот путь. Надеюсь, надолго.
— Не могу не повторить вопрос, заданный на одной из пресс-конференций после “сухой” победы сборной U-20 в национальном чемпионате: это у нас молодежь такая способная, или экстралига “никакая”?
— Ну почему же никакая… “Юность” вот не далее как во вторник доказала, что не такая уж у нас убогая лига. На примере чемпиона Швеции и на уровне плей-офф Лиги чемпионов.
— Здесь слишком много оговорок. И в отношении “Фрелунды”, и, в конце концов, “Юности”. Она всегда “за скобками”.
— Ладно, пример “Немана” устроит? Тоже один из брендовых клубов национального чемпионата. Ему мы уступили с минимальной разницей лишь в концовке. Причем все три шайбы в наши ворота забросили гродненские легионеры: поляк, русский и финн. Так что все же хочу верить, что наша молодежь растет и прибавляет.
— Федерацией декларируется, что перед “молодежкой” в экстралиге не ставится турнирных задач. Но, что-то подсказывает, на фоне добротного старта аппетит может прорезаться у самой команды.
— А у нас с ним все в порядке и мотивация очевидна. В декабре сборной выступать в Германии на чемпионате мира в дивизионе 1. Что интересно: состав нашей группы абсолютно аналогичен тому, что был весной на уровне U-18, когда на льду “Чижовки” юношеская сборная пробивалась в элиту. И задача ясна: нужно выигрывать во всех матчах. Аналогична она у нас и в экстралиге. А как иначе?..
— В четверг серьезный экзамен — встреча с “Юностью”…
— Как видите, готовимся. Сейчас вот пойдем обкатывать большую арену “Чижовки”: для гостей же лед накануне матча бесплатный. Хотя, надо отметить, что на малой, где базируемся, созданы отменные условия: раздевалки удобные, льда достаточно, питание организовано здесь же. Только работай.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь