Точка зрения. Грабли перехоженные
И вот каковы эти впечатления.
По части принятия нелогичных решений и отсутствию хотя бы среднесрочной стратегии планирования белорусский биатлон, пожалуй, даст фору многим “олимпийскозначимым” видам спорта. Не успели мы отойти от “художеств” Королькевича, стоивших ему поста тренера сборной, как подоспела непостижимая отставка еще не успевшего наворотить больших дел Польховского.
Неделю назад до общественности была доведена официальная информация, что контракт Минспорта с новым главным расторгнут по “соглашению сторон”. По сведениям неофициальным, Валерий Николаевич сам написал заявление об уходе. Это тем более странно, ведь еще в середине сентября Польховский давал российскому “Чемпионату” бодрое интервью о захватывающих перспективах работы с белорусской командой и созданных для этого условиях, а неделю спустя был заметной фигурой на тренерской бирже открытого чемпионата Беларуси в “Раубичах”. Выходит, сначала болельщики стали свидетелями нелогичного назначения, потом получили уведомление о нелогичном расставании “по соглашению сторон”.
Помните, как развивались события? В национальной сборной никак не могли определиться со структурой управления и зонами ответственности. После ухода Александра Попова должность главного тренера то убирали, то вновь воскрешали. Перед сезоном-2013/14 пост был восстановлен, и достался он Андриану Цыбульскому, но затем приглашение в команду Владимира Королькевича стоило позиции главкома уже самому Андриану Алексеевичу. Тотальное непонимание старых советских методов и личностное неприятие Королькевича исходили прежде всего от женской сборной, она же, по существу, инициировала его отставку буквально накануне провально- кошмарной эстафеты на чемпионате мира в Холменколлене. А поскольку ответ за приглашение Королькевича держал Цыбульский, его и сократили на тренерском совете БФБ в апреле 2016-го вместе с самим постом.
Только-только “притесненные” Королькевичем вздохнули с облегчением, едва в смелых мечтах возродили надежду на возвращение в команду “семейного доктора” Альфреда Эдера, для которого именно приход Королькевича стал камнем преткновения при перезаключении контракта, как национальная команда теплым майским вечером получила обухом по башке. В результате очередного захода на российские биатлонные просторы, в траве которых грабли разбросаны в бесчисленном количестве, в Беларуси материализовался очередной известный наставник — Валерий Польховский. И работать он будет — внимание! — на возрожденной должности главного тренера, восставшей из пепла через считанные дни после секвестра… Где логика, где последовательность, где здравый смысл, где что?..
Естественно, люди, жившие ожиданием возвращения Эдера, встретили приход свалившегося с казахстанского неба российского наставника конструктивным предложением разойтись, как в море корабли. В результате общения Польховского и Скардино было выработано решение, что Надежда и Анастасия Киннунен (Дуборезова) будут готовиться под руководством Федора Свободы, взявшего на вооружение семейно-доверительную европейскую систему работы со спортсменками, которой следовали и Клаус Зиберт, и Альфред Эдер.
При этом подразумевалось, что по возвращении в большой биатлон после рождения ребенка к ним примкнет и трехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева. Разумеется, с учетом ее индивидуального графика тренировок. Это было весьма симптоматично, поскольку, похоже, душевного контакта между безоговорочным лидером сборной и новым главным тренером ожидать не приходилось, и обе стороны к этому особо не стремились. На вопрос, удалось ли ему за время пребывания в Беларуси пообщаться с Домрачевой, Валерий Николаевич ответил, что вышел на контакт с Дарьей только для того, чтобы пожелать ей здоровья, а о спорте у них еще будет время поговорить. В общем, о спорте они так и не поговорили. И уже не поговорят.
Ну и какой живой организм выдержит такие американские горки?! И ведь все знали предысторию вопроса, но все равно пошли на очередную авантюру, сменив шило на мыло. Знали бэкграунд Польховского, знали мнение о нем Александра Тихонова и Светланы Ишмуратовой, но хлебать последствия полной ложкой пришлось постфактум. Как там говорил Александр Иванович? “Я категорически не советовал Сергею Булыгину брать этого человека на работу, но он не послушал”. Похоже, сейчас сам Сергей Иванович находится в ступоре от подобной развязки.
В “молчанку” вместо хоть каких-нибудь объяснений привычно сыграли все: и федерация, и ее пресс-служба, и Польховский, и Булыгин. У Польховского, пишут, вообще вырублены все телефоны, а Сергей Иванович не стал ничего разжевывать даже корреспонденту “Советской Белоруссии”. Олимпийский чемпион сослался на то, что вопросы национальных сборных находятся не в его компетенции. С учетом того, что в новой организационной структуре управления как раз первый зампред БФБ Сергей Булыгин на упомянутом тренерском совете был назначен ответственным за подготовку национальных команд, нынешняя реакция руководителя выглядит забавно.
И что же имеем в сухом остатке для белорусского биатлона? Пока ничего хорошего. Деловая репутация подмочена — сначала берут тренера с прицелом на Пхенчхан (Польховский однозначно заявлял, что если все будет хорошо, он повезет белорусов на Игры-2018), а спустя буквально несколько месяцев расстаются с ним по соглашению сторон без каких-либо внятных объяснений и мотивировок. И кто после такого придет к нам выправлять крен белорусского корабля, оставшегося без рулевого за полтора месяца до первого этапа Кубка мира? Как бы ни работал Польховский, а вхождение в предсезонку заложил он, методические планы тренировок разрабатывал отставник. За это время команда успела побывать на двух горных сборах в Европе, а на октябрь был запланирован первый “снежный” кэмп в Тюмени. И что теперь делать новому человеку на посту главного тренера за 50 дней до начала биатлонного марафона — что ломать, что строить?
Первый замминистра спорта Александр Гагиев даже не скрывал удивления от этого расставания “по согласию сторон”. Также Гагиев признал, что времени на поиск тренера со стороны в канун начала “снежной” подготовки у нас попросту нет. Выходит, и выбора не было: “Бабу Ягу со стороны приглашать не будем, воспитаем в собственном коллективе”.
Лично я с большим уважением отношусь к Юрию Альберсу, мы с ним не один пуд соли съели в ходе совместных выездов на международные соревнования — он с тренерской стороны ел этот пуд, я — с журналистской. У Юрия Юрьевича многому можно поучиться, но все это уже было, как и его “главтренерство”. Люди не молодеют, их эмоциональные и физические силы не беспредельны, и от активных перемещений по карте мира Альберс давно отошел в область оседлой деятельности старшего тренера по развитию вида спорта. Плюс Юрий Юрьевич являлся в БФБ ответственным за проведение в стране республиканских и международных турниров, что подразумевало нахождение человека в пределах Беларуси. И что сейчас — бросай все и дуй на передовую спасать надвигающийся на национальную команду кубковый сезон?!
Белорусский биатлон во всех его телодвижениях все больше напоминает белорусскую действительность: один и тот же кадровый реестр, одни и те же назначения-увольнения, заемы у старшего брата. И все это на фоне того, что после Пхенчхана мы практически гарантированно попрощаемся с главной ударной силой национальной команды: в обычной жизни себя будут пробовать Дарья Домрачева, Надежда Скардино, Анастасия Киннунен, Надежда Писарева.
Кто в их отсутствие будет взваливать на себя бремя ответственности? Нет, не за достойное выступление, а за полноценный высокий результат, к которому так привыкли болельщики, чиновники и даже наши соперники. Может, есть надежда на выход на первый план мужского биатлона — вспомним кубковые результаты Чепелина, нынешние победы Лядова и Бочарникова над счастливым отцом Бьерндаленом? Так ведь и с этой надеждой мы в свое время обошлись маловразумительно, оценив многообещающую работу в сезоне-2014/15 уверенно встающего на тренерское крыло Олега Рыженкова “ссылкой” наставника в резервную команду. Кто-то сейчас удивлен тем, что Олег Владимирович начал сотрудничество с литовским биатлоном? Вот то-то и оно…
А пока перед сезоном форс-мажора в активе белорусского биатлона лишь один позитивный тезис — начат отсчет дней в ожидании возвращения на лыжню молодой мамы и трехкратной олимпийской чемпионки. “Вот вошла она, и стихло все крикливое…”
Улыбаемся и машем.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь