Кристиан Скарфаген. Дружба дружбой, а работать нужно
Во вторничном номере мы приводили экспертное мнение Скарфагена по поводу этого соперничества. Сейчас же предлагаем более развернутое знакомство с рыжеволосым скандинавом, для которого “зубры” — первый в карьере опыт работы за пределами родины.
— Как вы оказались в Минске?
— Я знаком с Микаэлем Ленером, который работал здесь тренером вратарей. Не скажу, что знаю его хорошо, но у нас есть общие друзья. Ленер рассказал, что ко мне есть интерес со стороны “Динамо”. Затем пообщался с Крэйгом Вудкрофтом и Павлом Бурбой. Да и вообще, прежде чем решиться на переезд, много с кем говорил.
— Взвешивали “за” и “против”?
— Естественно. После того как весной истек срок контракта с “Фрелундой”, планировал развивать свой бизнес. Имею в виду индивидуальные занятия по физподготовке со спортсменами — хоккеистами и не только. Но когда узнал о варианте поработать в Минске, подумал: о, а это действительно интересно!
— Почему не остались во “Фрелунде”?
— Проработал там пять лет. Стало ясно: если хочу развиваться не только как тренер, но в первую очередь как человек, надо заняться чем-то другим.
— Побаивались переселяться в незнакомую страну?
— Ну да, тем более о Беларуси знал совсем мало. Когда появился вариант с “Динамо”, стал, как сейчас принято, активно искать информацию при помощи “гугла”. Понимал, что она будет разной: и хорошей, и плохой. Интересовало все: от вопросов безопасности до стоимости аренды квартиры. Вообще хотелось узнать уровень белорусских цен по сравнению с европейскими.
— И как?
— Здесь многие товары дешевле, чем в Швеции. Процентов на тридцать. Хотя есть и те, которые стоят столько же.
— Минск — столица страны, большой город. Это для вас имело значение?
— Конечно, это позитивный фактор. Хотя бы потому, что здесь есть аэропорт, откуда довольно легко добраться до Швеции — есть прямой рейс. Да и вообще родина недалеко. Тем более по сравнению со многими российскими городами, расположенными заметно восточнее.
— О Беларуси вы почти ничего не знали. А о “Динамо”?
— Был в курсе, что такой клуб существует. Тот же Ленер кое-что рассказывал. Говорил, что “Динамо” — большой клуб для Беларуси. Что он пользуется солидным вниманием публики. И что минчане ищут тренера по физподготовке. Мне было важно узнать, какой они видят мою роль в команде, что я должен делать. К слову, раньше никаких предложений о работе в КХЛ мне не поступало. “Динамо” — первый такой вариант.
— Как вам условия на “Минск-Арене”?
— По большей части приятно удивлен. Даже не помню, были ли у меня на сей счет какие-то ожидания. Но когда приехал и посмотрел, сразу сказал: о, это мне нравится. Побывал, конечно, еще не на всех КХЛовских аренах. Но если судить по тем, где “Динамо” уже выступало, могу сказать: наша — лучшая в лиге. Однозначно.
— У “Фрелунды” тренажерный зал сильно отличается от динамовского?
— Он побольше. На “Минск-Арене” ведь тренируется главным образом основная команда. В Гетеборге же все дружины проводят занятия в одном здании: взрослая, молодежная, юниорская, юношеская…
— Специфика вашей работы здорово изменилась по сравнению со Швецией?
— Во “Фрелунде” я не работал со взрослой командой — больше с младшими возрастами. С профессионалами раньше занимался только в индивидуальном порядке. С юношами мы тренировались по два раза в день. Здесь — один. Но некоторым ребятам нужны восстановительные процедуры и так далее. К тому же в Минске в отличие от “Фрелунды” у меня нет помощников. Поэтому работа в “Динамо” — гораздо более серьезный вызов.
— Хотели бы себе ассистентов?
— Непринципиально, мне хорошо и одному. Знаю свои способности и зону ответственности. Так что никаких проблем. Да я ведь и не совсем один. Рон Паско и Роб Дэвисон проводят работу по физподготовке на льду, а остальные наши тренеры по мере необходимости готовы помочь мне в “тренажерке”.
— В “Динамо” есть ребята, которым не нравится в ней заниматься?
— Такие найдутся везде: и в Швеции, и в России, и в Северной Америке. Но все делают то, что от них требуют.
— Кто в команде физически самый мощный игрок?
— Наверное, Никита Комаров и Роб Клинкхаммер. Еще выделяется Дмитрий Коробов, но он из-за травмы пока не играет.
— Насколько вашей работе препятствует языковой барьер?
— Не особо. Почти все ребята хотя бы понимают английский. В том числе и белорусы, даже если сами не говорят. У некоторых туго и с пониманием, но, в крайнем случае, всегда есть кому перевести. Это делают либо другие игроки, либо кто-то из тренерского штаба. По-русски же я знаю всего несколько слов.
— Многие хоккеисты — ваши ровесники, а то и старше. У вас складываются приятельские отношения?
— Да. У меня, скажем так, более дружественная роль, чем у других тренеров “Динамо”. Хотя бы потому, что состав определяю не я. Однако при этом все должны быть профессионалами. Хорошие отношения — да, но работать тоже надо.
— Приходится подгонять?
— Точно. Но я привык к этому. В Швеции тоже проводил индивидуальные занятия с приятелями — игроками НХЛ и АХЛ, которые примерно моего возраста. Подгонял и их. Так что ничего необычного.
— Рон Паско говорил в интервью, что в ресторан с игроками не пойдет. А вы?
— Хм, не знаю. Это зависит от… Но вообще, знаете, наверное, тоже нет. Должна быть какая-то дистанция. Хотя главное, повторюсь, оставаться профессионалами.
— “Динамо” отлично начало сезон. Надо полагать, физическая форма игроков в порядке?
— Пожалуй. Посмотрите: команда регулярно совершает камбэки, вырывает победы во второй половине матчей. Значит, мы можем играть на полной скорости все шестьдесят минут. Это здорово.
— У вас есть фирменные упражнения?
— Скорее, своя философия. В спорте, и особенно в хоккее, очень популярна старая тренировочная школа. У меня более современный подход. Делаю упор на движения. На льду организм игрока подвергается большой нагрузке, и в зале надо заниматься так, чтобы избегать травм. Можно делать это грамотно — работать много и даже очень, но с умом. Например, я редко использую штанги. Предпочитаю гантели, гири и так далее.
— Что нужно делать, чтобы сохранить кондиции до конца сезона?
— Поддерживать форму, набранную еще в ходе предсезонки. Это непросто из-за нашего нынешнего плотного календаря. Олимпийская квалификация вынудила начать чемпионат позже других команд, а впереди еще Кубок Шпенглера. Задача непростая, но будем работать.
— А как избежать травм?
— Полностью — никак. На льду много силовой борьбы, подножек и так далее. Поэтому я не люблю говорить о предотвращении повреждений. Скорее — о максимально возможном сокращении их количества.
— Расскажите о себе. Откуда вы родом?
— Вырос в небольшом городе примерно в 150 километрах к северу от Мальме. Закончил школу, учился в Гетеборгском университете. Изучал спортивную науку. В итоге так и осел в Гетеборге, работал во “Фрелунде”.
— Сами играли в хоккей?
— А еще и в футбол. Но это в юношестве. В 21 год получил серьезную травму колена и решил идти по университетской стезе. Хотя в любом случае не уверен, что стал бы профессиональным спортсменом. Попасть в их число непросто: в Швеции конкуренция слишком велика.
— С кем из шведских хоккеистов работали индивидуально?
— Из НХЛовцев назову Виктора Стольберга (он сейчас в “Каролине”), Виктора Сведберга из “Чикаго”, Кристиана Фолина из “Миннесоты”, Джона Клингберга из “Далласа”, его брата Карла, который в прошлом сезоне выступал за нижегородское “Торпедо”, а сейчас перебрался в Швейцарию. Были и ребята из шведской элитсерии.
— А иностранцы?
— Нет. В “Динамо” работаю с ними впервые.
— Есть отличия?
— Едва ли. Они скорее возрастные, чем национальные. У молодых (15-20-летних) полно энергии, они думают, что станут лучшими в мире и просто рвутся тренироваться. С 20 до 30 лет парни уже больше знают свои организмы. Понимают: если есть какая-то травма, на занятиях надо принять это во внимание, отказаться от каких-то упражнений. А у ветеранов знаний еще больше, они прекрасно помнят, что помогало им в прошлом. Хотя, может, и я научу их чему-то новому.
— А вам легче работать с каким возрастом?
— Без разницы. Просто у молодых меньше знаний и соответственно профессионализма.
— В “Динамо” есть швед Давид Улльстрем. Знали его раньше?
— Лично — нет. Но вижу, что он хороший парень, трудолюбивый. Будучи травмированным, Давид много работал. Я хорошо знаю тренера по физподготовке, работавшего с ним в Швеции. У нас во многом схожие взгляды.
— Работали ли вы с представителями других видов спорта?
— В Швеции — да. С гольфистами, теннисистами, футболистами, фигуристами.
— Что рекомендуете тем, кто хочет вести здоровый образ жизни?
— Если речь о тренировках в зале, то их можно проводить три-пять раз в неделю. А вообще — воздерживайтесь от употребления сахара, пейте побольше воды и поменьше газировки.
— Сами “колу” не пьете?
— Нет, только воду. Ну, иногда могу бокал вина или пива, но не слишком часто. И занимаюсь в зале. Хотя на выездах это тяжело.
— Как проводите досуг?
— Со мной здесь моя девушка. Гуляем по Минску, нашли много отличных ресторанов. Я-то думал, что все города России и Беларуси примерно одинаковые. Сейчас понял, что это не так. Минск прекрасен, и Казань, скажем, тоже. Но есть и обратные примеры.
— Ваша девушка — шведка?
— Да. Живя в Беларуси, она выполняет удаленную работу. Помогает одной шведской компании в экономических вопросах.
— В нашей столице у вас появились любимые места?
— Нравится центр, но названия районов, улиц и площадей пока не запомнил. Люблю просто выйти куда-нибудь прогуляться. Иногда и пробежаться.
— Имена игроков “Динамо” хоть запомнили?
— Ха-ха, даже гораздо быстрее, чем ожидал. Где-то за неделю. С этим точно никаких проблем.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь