Перемена мест. Линия Натальина
Потому каламбур напрашивается иной. Монументальный. И в отличие от лубочной линии имени советского генералиссимуса живой и сущностный.
Эта эффектная дивчина с голубыми глазами гнет свою спортивную линию толково, добросовестно и давно. В ее послужном списке — более четырех десятков матчей за сборную Беларуси, иконостас из титулов и медалей главных национальных турниров, немало индивидуальных номинаций и призов. А еще Платанович — первая и одна из всего трех белорусских гандболисток, которой наряду с Анастасией Лобач и Валентиной Кумпель удавалось становиться чемпионками страны под флагами двух клубов. Наташин межсезонный переход из утратившего корону столичного БНТУ-БелАЗа в ныне венценосный “Гомель” — заявка на абсолютный персональный рекорд. Это была бы красивая история. Особенно если учесть, что летом казавшаяся двужильной Наталья заглянула-таки в паспорт и даже слазила на антресоли за молотком, едва не забив в стену пресловутый гвоздь под рабочие кроссовки…
— Эту беседу замышлял еще летом, когда прослышал о твоем намерении завершить карьеру. И уже тогда с удивлением и смущением обнаружил, что в нашей газете твоих масштабных интервью не сыскать. Хотел повиниться. Дескать, вот оно как получилось, годы-скороходы быстротечны, как вода… И вдруг такой крутой поворот: здравствуй, “Гомель”, новый год! Играла в “барышню на выданье” или впрямь собиралась распрощаться со спортом?
— Ну какие игры? Все было серьезно. Сам говоришь: годы-скороходы… Морально созрела поставить точку. Хотя возраст — только косвенная причина. А прямая — окончание срока трудового соглашения с БНТУ и отсутствие вариантов. Посчитала это знаком. Сама ничего не искала, в истерию не впадала. Воспринимала ситуацию спокойно. Даже какое-то облегчение испытывала. Выбросила все из головы, занялась собой — поехала отдыхать. Когда вернулась, уже и не предполагала, что все отмотается назад. Предпосылок этому не видела. А тут — бац! — звонок из “Гомеля”, от директора клуба Александра Подосинова: приезжай, хотим видеть тебя у нас. Не скрою, было приятно, что мои услуги востребованы. Причем чемпионом. Определенные сомнения, конечно, были. Поэтому попросила срок на раздумья. Но быстро дала добро.
— Хватает сил ударно топтать паркет и дальше?
— Вполне. Смущал только важный нюанс: к моему появлению в “Гомеле” полным ходом шла предсезонка, игроки набирали форму. А я, можно сказать, с пляжа. Нужно было начинать даже не с нуля — с минуса. Причем догонять девчонок в кратчайшие сроки. Хорохориться не стану: заново втягиваться, когда ты уже настроила мозги и тело на “стоп, машина”, было сложно. Нагрузки давались очень тяжело. Приходилось и на массаж ходить, и придумывать дополнительные способы восстановления. Но ничего, терпела. Еще не все ресурсы организм выработал.
— Нежелание БНТУ продлевать сотрудничество ударило по самолюбию?
— Нет. И обид никаких не затаила. Я взрослая, трезво смотрю на вещи и никого, боже упаси, не осуждаю. Такова кадровая политика клуба. На мою ставку взяли другого игрока, который сейчас больше нужен. Плюс надо подтягивать молодежь. Рабочий процесс — чего обижаться? Меня ж не выгнали, не обманули, все контрактные условия выполнили.
— Но какой-то разговор по душам с тренерами или руководством “политеха” наверняка случился?
— Конкретного не было. То есть в лицо никто не говорил что-нибудь вроде: Наташа, твоя игра нас не устраивает. Или: нам необходимо омолаживаться, извини. Просто подошел директор и сказал, что контракт со мной не продлят. Ответила, что все прекрасно понимаю. На том и расстались.
— На словах так: нет контракта — ну и ладно, завязываю. А на деле? Куда планировала податься? Были наметки, как зарабатывать на хлеб насущный?
— Честно? Никаких. Такой вот авантюризм. Для начала решила хорошенько отдохнуть от всего: спорта, быта. А уже после отпуска рожать идеи и искать варианты. Одно для себя уяснила точно: тренером становиться не хочу. Посмотришь на учителей — и всякое желание ступать на эту стезю пропадает. Сколько они тратят сил, палят нервов… Причем не только наставники профессиональных команд. Детским специалистом, на мой взгляд, трудиться еще труднее и ответственнее. Отобрать детишек, воспитывать, развивать, учить игре… Тренер — призвание. У меня его нет.
— Но ведь к чему-то душа лежит?
— Сейчас, как видишь, откровенничать преждевременно. Но вообще есть интерес — в сфере туризма. Хочу попробовать себя в роли менеджера или консультанта в турфирме. Где-то бывать, а потом делиться информацией и впечатлениями с людьми, продвигать направления и продавать туры. Интересно! Мне кажется, получилось бы. Однако это так, идеи и мечты. Четко сказать, что в будущем хочу быть, допустим, бухгалтером или коммерсантом, пока не могу. И завидую тем, кто железно знает, где сможет эффективно применить способности.
— А многие завидуют твоему спортивному долголетию. Какие требования к опытной гандболистке озвучил Томаж Чатер при первой аудиенции?
— Как таковой предварительной встречи в формате тет-а-тет не было. Приехала в Гомель, прибыла на первую тренировку. Тренер построил команду и представил новичков: меня и россиянку Юлю Голубеву из “Лады”. Юля действительно выглядела незнакомкой, а меня знал практически весь коллектив. Все-таки со многими не один год соперничала в чемпионате Беларуси. А тренерские требования универсальны: продуктивно помочь и в обороне, и в атаке.
— На позиции линейной у тебя молодая и перспективная конкурентка — сборница Вика Шамановская. Чатер мне недавно поведал, что одна из задач Платанович — стать наставницей для Виктории, дать ей импульс в развитии…
— А что? Отличная роль! Всегда рада помочь и поделиться опытом. Где-то показать, где-то подсказать. Вика ведь ценный игрок для сборной. Она молодец, старательная, трудолюбивая и сообразительная. Целеустремленная, с большим желанием пахать и добиваться высоких результатов. Потенциал у нее большой.
— Переход в стан главного и принципиального оппонента “политеха” не породил холодок в отношениях с бывшими партнершами?
— Никаких косых взглядов и пересудов со стороны девчонок из БНТУ нет и близко. Все-таки не один пуд соли вместе съели. Остались подругами. Смена клубной прописки — обычное дело. С Леной Кулик вон тоже контракт не продлили, и она перебралась в бобруйскую “Березину”. Это жизнь. Сегодня ты в одной упряжке с минчанками, а завтра сражаешься против них в форме “Гомеля” или “Берестья”. Но это ж не повод держать фиги в карманах.
— Твой карьерный зигзаг сулит обернуться уникальным для наших реалий достижением. Ты можешь стать первой, кто завоюет национальное золото в форме трех разных команд.
— Серьезно? Вот это новость! Потрясающе! Да, сейчас понимаю, что в 2008-м, когда “Городничанка” единственный раз стала чемпионом, не зря во второй половине сезона вернулась в Гродно из звенигородской “Звезды”. Да и ценность нескольких чемпионских лет в БНТУ возрастает. Теперь появился и значимый стимул рвать жилы за “Гомель”. Дело за “малым”: обставить “политех”. Только ведь мы ему уже разок уступили — неделю назад в Минске. И вообще начало сезона не задалось. Были еще и поражения от немецкого “Лейпцига” и испанской “Беры- Беры” в лигочемпионской квалификации. Собираемся исправляться в Кубке ЕГФ, где, считаю, в проходимые соперники досталась румынская “Дунэря”. Ну и настраиваемся на новые бои с БНТУ.
— По временам звездной “Городничанки” часто грустишь?
— Бывает. В Гродно мой дом. Родилась-то в Ошмянах, там начинала заниматься у тренера Елены Владиславовны Александрович. Гандбольный город. К примеру, олимпийский чемпион Андрей Барбашинский оттуда. И чемпионка Беларуси Платанович, ха-ха. Училась в гродненском УОРе, потом получила приглашение в “Городничанку”. Первые успехи, медали… А золотой состав у нас действительно был — бомба! Мы ведь тогда и Кубок у БНТУ оттяпали. Шесть человек в сборную призывались. По мере возможности и сейчас контакты поддерживаем. Правда, в Гродно, где многие девочки из той команды живут, бываю нечасто. Юлька Булова вообще в Израиле играет. А вот с Ирой Могилиной, которая осела в столице, много общались, пока я выступала в Минске.
— В твоей биографии был и легионерский отрезок…
— Два с половиной года в Звенигороде. Помню, ехать туда совсем не хотелось. Молодая, боязно было отрываться от дома. Но в “Звезде” тогда уже играли белоруски Лена Абрамович и Маша Цыбулько. Плюс пригласили еще Олю Кривко, Валю Янковскую и меня. Это окрыляло и помогало переносить ужасные, по сравнению с гродненскими, нагрузки. Можно сказать, белорусская диаспора стояла у истоков взлета “Звезды”. В первый же год существования команда с Абрамович и Цыбулько пробилась в российскую суперлигу. А на второй, уже с нашей пятеркой, стала бронзовым призером! Дальше славную звенигородскую летопись ты знаешь. К слову, мне посчастливилось тренироваться и играть под началом самого Евгения Трефилова. Именно посчастливилось. Да, человек он взрывной, экспрессивный. Случалось, стены тряслись. Но со временем к этому привыкаешь, вырабатывается иммунитет к тренерской вспыльчивости. Зато приобретаешь бесценный опыт, великолепную базу. Наставник Трефилов, конечно, выдающийся.
— Последний матч за сборную Беларуси ты сыграла в октябре 2009-го — в евроквалификации, в Любляне, против словенок…
— Семь лет назад? Давненько… Но, знаешь, ощущения недосказанности нет. Я многое прошла со сборной, попала на чемпионат Европы 2008 года. А ушла по доброй воле. Просто устала. Хотя сейчас думаю: может, поторопилась?
— Наташа, все хотел спросить: ты настоящая блондинка?
— Если тебя интересует, крашу ли волосы — то да. Но их натуральный цвет не намного отличается, светло-русый. Всю жизнь была блондинкой. И плевать на стереотипные намеки относительно их характера и интеллекта. О человеке по цвету волос судят только недалекие люди. Близкие и знакомые на мои умственные способности не жалуются. Как и я сама…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь