Два в одного. Обнять и плакать

21:50, 13 октября 2016
svg image
671
svg image
0
image
Хави идет в печали

На протяжении предстоящих сезонов более 720 матчей экстралиги открытого чемпионата Республики Беларусь по хоккею с шайбой и Кубка Руслана Салея будут анализироваться при помощи специализированной системы Fraud Detection System (FDS), направленной на оценку рисков федерации и участников чемпионата и предотвращение мошеннических махинаций с привлечением беттинговых компаний”. Проще говоря, риск “договорняков” нынче будет оценивать умная программа. Любопытно, не сдвинутся ли ее электронные мозги от засилья исходов с двузначным счетом, кои в последнее время сопровождают чуть ли не каждый тур национального чемпионата в экстралиге. Расслоение топов и флопов все более явное. А их встречи соответственно все более скучные.
А значит, необходимость что-то делать все более очевидна. Вариант разделения лиги на шестерки по прошествии определенного количества кругов (вначале четырех, ныне двух) уже не работает: многие матчи осени откровенно проходные. В недрах ФХРБ давно вызревает идея радикальной реформы. Причем вариантов несколько. Каковы они — федерация пока предпочитает не распространяться, предлагая подождать до ближайшего заседания исполкома, где все будет озвучено. Но хоккейные обозреватели “ПБ” Артур ЖОЛЬ и Вячеслав ФЕДОРЕНКОВ решили сыграть на опережение, порассуждав над классическим “кто виноват и что делать”.

В.Ф. Честно говоря, просматривая статистику некоторых матчей, даже не знаю, что делать: продолжать плакать или уже смеяться. Очевидно, что “развитием и популяризацией хоккея с шайбой в Республике Беларусь” — это одна из целей чемпионата, прописанная в статье 3 его регламента — здесь не пахнет. Дискредитацией — гораздо больше. У тебя схожие ощущения?

А.Ж. Схожие. Но они ничуть не разнятся с предстартовыми ожиданиями. Исходя из летних событий, можно было предположить, что экстралига вернется к двузначным счетам. Клубы из подвала таблицы комплектовались либо вчерашними игроками “фармов”, либо хоккеистами, которые несколько лет назад завершили карьеру и с тех пор нигде на профессиональном уровне не выступали. В то же время “Шахтер”, “Неман” и “Гомель” бойко зазывали иностранцев, умудряясь не просто набирать, а отбирать легионеров. Пропасть между сильными и слабыми увеличивалась на глазах. И главный вопрос, который возникал накануне старта: зачем искусственно сохранять обезвоженные “Брест” и “Химик”? Это как жизнь в коме — не человек, а растение. И здесь не команда мастеров, а просто хозструктура. Да, Новополоцк — это традиции. Это школа (которая, впрочем, тоже дышит на ладан). Это Костицыны, Денисов, Китаров, Волков… Но если прямо сейчас на более или менее достойное существование нет денег и нет человека, которому нужен хоккей в городе, то и мучиться не стоит. Поиграйте сезон-другой в “вышке”, дождитесь лучших времен и вернитесь. Но у нас делают наоборот — уходят из “вышки”, обрубая связующее звено со школой, пацанов оттуда с ходу кидают под “Юности”, “Шахтеры”, “Неманы” и дискредитируют чемпионат. Я совершенно не понимаю, какой прок от спасения “Бреста” и “Химика”. Или ты понимаешь?

В.Ф. Понимаю. По-моему, чисто имиджевые ходы. Мол, в экстралиге у нас “аж” 12 команд. И эдакое витринное подтверждение “дальнейшего развития и прогресса”. При этом, например, в словацкой экстралиге на одну меньше. Это вместе с их “молодежкой”, выступающей там давным- давно. В Швейцарии в сильнейшем дивизионе тоже дюжина, но, полагаю, не нужно доказывать, что NLA куда состоятельнее нашей “экстры” и кадрово, и финансово. Дания в своей “Metal ligaen” обходится десятью. Норвегия — аналогично. Специально взял для сравнения страны, располагающиеся в рейтинге ИИХФ примерно в одном ареале с нашей.
Вообще, создается впечатление, что в хоккее у нас сейчас, как на некоторых промышленных предприятиях. Дабы статистически все выглядело шоколадно, продукция продолжает производиться даже тогда, когда на нее очевидно нет спроса. Тупо на склад, для вала. И плевать, что она там сгниет, главное — красивая отчетность. Меж тем все чаще вспоминаются слова, сказанные в числе прочих Димой Мильчаковым в интервью после августовского матча Кубка Салея “Юность” — “Витебск”. Об итоговых 9:1 Швед высказался кратко, но емко: “От таких игр никакого толку ни победителям, ни проигравшим”. Реально же боец не повысит мастерство, отрабатывая удары на дрыще-ботанике. Равно как и тот точно не улучшит свою боеспособность, будучи регулярно и методично избиваем до обморока. И самое печальное, что таких “дрыщей” у нас все больше: еще пару лет назад это была одна-две команды. Нынче — как минимум квартет. Как думаешь, что не так?

А.Ж. Понятно, хоккей всегда сильно зависим от денег. В стране, где доллар еще два года назад стоил в два раза дешевле, априори не лучшая ситуация для появления финансовых тяжеловесов. Поэтому “дрыщей” становится предсказуемо больше. Хотя здесь стоит в очередной раз упомянуть важную проблему — управленческую. Ее упоминают давно и в последнее время даже грозились решить.
Взять тот же “Брест”. Не сказать, что там были очень довольны предыдущим директором. Но он, говорят, умел находить подходы к партнерам, зазывал тех в баню, всегда имел какие-то средства на спонсорском счету. С приходом нового руководителя спонсорский счет долгое время зиял пустотой, и ситуация усугубилась до того, что больше половины игроков основного состава, не получавшие денег, обратились в суд. Хотя в местных изданиях выходили публикации о том, каким замечательным пограничником был теперешний директор. Или вот вернулся как-то в “Витебск” Владимир Базеко — и клуб зажил. Средства, пусть и скромные, появились. Игроки именитые потянулись. Чирлидерши стали радовать глаз. Хотя предшественник готов был чуть ли не ликвидировать команду.
Ладно, в области может быть совсем худо с финансами, результаты могут не радовать, но каждый директор способен наладить работу так, чтобы, по крайней мере, вокруг клуба создавалось какое-то движение. Способен взять молодого энтузиаста, готового трудиться за идею (такие есть почти в каждом городе), который будет продвигать команду в соцсетях, придумывать фотосессии, акции, конкурсы. Команда поймет, что она кому-то нужна. Болельщики поймут, что они нужны команде. Авось в совокупности получится выхлоп, который позволит стать чуточку лучше. Например, о “Крумкачах” не слышал только ленивый, но разве они тратят на популяризацию бренда серьезные средства? А что мы слышим о “Бресте”, “Химике”, “Витебске”?..
Большинство наших директоров предпочитают отсиживаться в кабинетах и при случае жаловаться на экономическое положение региона. Федерация намеревалась еще в апреле провести аттестацию руководителей хоккейных клубов. Но вроде бы все остались на местах. Это что же выходит — хорошо работают? Впрочем, полагаю, сейчас ФХРБ озадачена уже другим — реформированием экстралиги, которое, чую, под давлением общественности подоспеет скоро. Ты чего ждешь?

В.Ф. Во-первых, честного признания на разных уровнях, что “пациент скорее мертв”. По крайней мере — в текущем 12-штыковом составе. Нет у нас пока игроков приемлемого класса на столько команд экстралиги. И за редким исключением клубов топ-4 нет денег на приглашение легионеров сколько-нибудь серьезного уровня, хоть отмени ты легионерскую квоту вообще. Стольких игроков нет и, более того, никогда и не было. Пресловутая дюжина команд (а на каком-то этапе вместе с иностранными клубами ОЧБ достреливал и до 14) — эхо “жирных годов”. Середины-конца 2000-х, когда на каждую вновь построенную арену полагался новый клуб “экстры”. Вот и имеем теперь хоккейный семитысячный памятник в Бобруйске. Он — отменная иллюстрация того, что хоккей в городе особо никому не был нужен и при первой возможности “соскочить” так и сделали. Может, через год-другой, когда подоспеют первые выпуски бобруйской хоккейной школы, там и появится что-то. Без пафоса и для “вышки”, а не для “экстры”. Но это будет уже эволюция, а не насаждение революции “сверху” — сродни выращиванию кукурузы на Крайнем Севере.
А “во-вторых” прямо следует из “во-первых”: жду коренной реформы экстралиги. По-моему, актуальная таблица лиги очень красноречиво обозначает черту секвестра — восьмерка сильнейших. С одной стороны, приятно, что замыкает ее “молодежка” U-20, которая действительно пьет кровь даже у фаворитов. С другой — молодняк Юрия Файкова несколькими матчами лишь подтвердил, насколько небоеспособны “донные отложения” экстралиги. Был поражен, когда на пресс-конференции после “сухой” победы над “Брестом” наставник U-20 еще и высказывал недовольство игрой подопечных. Правильно ты заметил, что спасение терпящих бедствие у нас перевернули с ног на голову: вместо того чтобы оставить что-то боеспособное в Д2, всеми правдами и неправдами натягивали остатки в экстралигу.
Напрашивающийся выход — сокращение сильнейшего дивизиона. Лучше — с введением межлиговой ротации, чтобы не было застоя. Да, вариант неидеальный, учитывая, что в “вышке” выступают в основном фарм-клубы команд “экстры”. Но, даже если какой-то из них пробьется “наверх”, прецедентом это не станет: “Юность” и “Юниор” в свое время так играли. В конце концов, если где-то хоккей действительно хотят и имеют возможность развивать, зачем искусственные препоны? Есть дополнения к предложению? Или, может, у тебя совершенно иной формат?

А.Ж. Я так понимаю, в ближайшее время будет обсуждаться вариант, который в федерации разработали еще в ходе предыдущего сезона, но пока положили в стол. Это разделение на дивизионы внутри экстралиги: первая шестерка — Д1, вторая — Д2. По окончании сезона лучший среди “флопов” играет с худшим среди “топов” за право поменяться местами. Казалось бы, все логично, но меня этот формат немного смущает. Возможно, от того, что двум вполне боеспособным командам из троицы “молодежка” — “Металлург” — “Лида”, которые какой-то колорит да вносят, придется опуститься в Д2. Очевидно, ко второму эшелону не будет никакого интереса, а это значит, что пятьдесят вакансий станут непривлекательными для среднего уровня исполнителей, которые еще активнее потянутся на Украину и в Казахстан. Здесь уж рискуем искусственно подрезать то еще здоровое, что имеем. Поэтому вариант с простым сокращением и мне более симпатичен. А уж как рубить — до восьми, девяти или десяти — должна продиктовать жизнь. Кто следующим летом сможет строго выполнить все требования регламента (рассчитаться с долгами, полностью внести заявочный взнос, обеспечить хоккеистов минимальной заработной платой, довести до ума инфраструктуру), тот и останется в экстралиге.

В.Ф. И еще одно дополнение, от которого сейчас икнется Льву Яковлевичу Контаровичу. 12 лет уже как канула в Лету ВЕХЛ. А ведь он предупреждал в 2004-м: не спешите резать. И говорил, что так или иначе иностранные клубы от ОЧБ скоро отвалятся. Как в воду глядел. Но сейчас, по-моему, неплохая возможность вернуть экстралиге статус фактически, а не формально открытой. К этой идее подвигло опять же выступление в ней молодежной сборной. Можно не ограничивать число участников “экстры” восьмеркой, а пригласить еще пару соседей.
С Россией все понятно: смоленскому “Славутичу” ФХР не даст разрешения, все об этом свидетельствует. Польша тоже вряд ли заинтересуется. Литва уже представлена электренайской “Энергией” в нашей “вышке” и большее объективно не потянет. Остается “ВЕХЛообразующая” классика — Латвия и Украина. В первом случае клуба, который справился бы с выступлением в экстралиге самостоятельно, у балтийских соседей сейчас тоже нет. Но что-то подсказывает: предложение запустить в лигу и их молодежную сборную заставит Ригу задуматься. И момент удобный: в ЛХФ на днях сменилось руководство, а новые проекты “новой метле” обычно интересны. Украинская профессиональная лига тоже оживает после пары сезонов застоя. Можно садиться, обсуждать и приглашать. Именно так — приглашать, а не, как прежде, милостиво не противиться участию. Не те нынче времена, не “жирные”…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?