А как у них? ПФЛ: соседский опыт

21:50, 13 октября 2016
svg image
637
svg image
0
image
Хави идет в печали

В связи с этим “ПБ” решил изучить соседский опыт и оценить, как клубы самостоятельно распоряжаются своей судьбой на Украине, в России, Польше, Литве, Латвии.

РОССИЯ
В том или ином виде то, к чему мы только стремимся, существует у наших восточных соседей еще со времени развала Советского Союза. В 1992 году профессиональная футбольная лига занялась там организацией чемпионатов во всех дивизионах. В 1995-м появился важный и престижный атрибут — титульный спонсор. Вы наверняка помните или видели на старых фото нашивку “Stimorol” на футболках российских команд. Производители жевательной резинки из Дании выложили за трехлетний контракт 9 миллионов долларов. Параллельно оснащать лигу в плане маркетинга принялась компания IMG.
Но в 2001-м от профлиги отделился первый дивизион. “Представьте: собрались представители 235 клубов из разных городов и проголосовали, чтобы 16 клубов первого дивизиона проводили чемпионат дублеров. Это же абсурд”, — мотивировал перемены Виталий Мутко, который стал первым президентом премьер-лиги. ПФЛ отошли турниры ниже рангом, а с 2011-го, когда возникла ФНЛ, в ее подчинении остался только третий дивизион. Д1 обособился, а в 2003-м даже был разыгран Кубок премьер-лиги на зарубежный манер. Правда, жизнь этого турнира оказалась слишком коротка — всего сезон.
В 2006-м верхушку российской футбольной пирамиды осыпал деньгами влиятельный спонсор — компания “Росгосстрах”. За пять лет она инвестировала 50 миллионов долларов. Однако под конец действия договора неожиданно выставила премьер-лиге иск на кругленькую сумму за невыполнение обязательств. В 2011-м спонсировать турнир взялся “Согаз”, дочерняя страховая компания “Газпрома”. Условия новой сделки оказались более выгодными — 60 миллионов за четыре года. Но даже расставшись с таким битьем посуды, “Росгосстрах” и премьер-лига не сожгли мосты и вернулись к сотрудничеству в преддверии прошлого сезона. “Учитывая сложнейшую ситуацию с санкциями и курсами валют, мы с радостью откликнулись на предложение нашего давнего партнера”, — заявил президент РФПЛ Сергей Прядкин.
Еще одна важная подтема в любых разговорах о профлигах — телеправа. Ими в российском футболе уже давно владеет “НТВ-плюс”. Как и “Матч-ТВ”, это дочерняя компания “Газпром- Медиа”. От телевизионщиков лига ежегодно имеет 22 миллиона евро. У россиян был шанс круто повернуть судьбу четыре года назад. Швейцарская компания “Infront Sports&Media” предложила премьер-лиге щедрый шестилетний контракт на общую сумму 430 миллионов долларов. Однако РФПЛ его гордо отвергла. То ли просто воспротивилась приходу на рынок зарубежного игрока, то ли посчитала, что может получить еще больше от соотечественников. А потом грянул кризис, и предложение швейцарцев сочли бы уже за счастье, да было поздно.
Осталось сказать, как все эти перемены влияют на посещаемость российского чемпионата. В первые суверенные годы наблюдался бурный рост. За пять лет среднее количество зрителей выросло на пять тысяч — с 6 до 11. Однако на этом активность замедлилась. И даже начался спад. Еще в сезонах-2011/12 и -12/13 средняя посещаемость составляла около 13 тысяч человек. В сезоне-2014/15 показатель сполз аж до отметки 10250. Правда, в минувшем чемпионате динамика вроде как повернула вспять.

УКРАИНА
Первые суверенные “жовто-блакитные” чемпионаты проводила федерация футбола. Автономии “Шахтер”, “Динамо” и компания добились в 1996-м. Интересно, что за создание Профессиональной футбольной лиги проголосовали все 53 президента клубов, что доехали до совещания. Один из них — босс киевлян Григорий Суркис — и возглавил организацию.
Второй этап становления профлиги датирован серединой “нулевых”. Чемпионат Украины обзавелся мощными спонсорами. В сезоне-2006/07 — компанией “Союз-Виктан”, выпускавшей спиртные напитки. В сезоне-2007/08 — “Биолой”, изготавливавшей просто напитки. Идейные вдохновители премьер-лиги могли опереться на неплохую финансовую базу. В ноябре 2007-го была составлена рабочая группа. А следующий чемпионат должен был пройти уже под новой юрисдикцией. Премьер-лига взяла под крыло первый дивизион, молодежный чемпионат, первенство U-19 и Кубок страны. ПФЛ сохранила только первую и вторую лиги.
Однако, если вы думаете, что премьер-лига сразу зажила легко и спокойно, то ошибаетесь. Четыре клуба — “Днепр”, “Металлист”, “Кривбасс” и “Нефтяник- Укрнефть” — инициативу не особо-то и поддержали. Пожелания мощных тогда “Днепра” и “Металлиста” якобы не учли при составлении документальной базы. Днепропетровск пошел еще дальше — и летом 2009-го тамошний генеральный директор Андрей Стеценко подал в суд иск на премьер-лигу. Мол, та зарегистрирована с нарушением украинского законодательства. Окружной суд Киева даже принял решение о ликвидации организации. А теперь представьте ситуацию: один чемпионат премьер-лиги уже состоялся, на носу был другой, а на горизонте маячил домашний чемпионат Европы. Однако здравый смысл все-таки возобладал, и на излете того же года Апелляционный суд это решение отменил.
Возглавил новую структуру бывший президент харьковского “Металлиста” Виталий Данилов. В феврале нынешнего года на смену ему заступил Владимир Генинсон — молодой менеджер, за плечами которого учеба в США.
Первый чемпионат премьер-лиги прошел при финансовой поддержке нового спонсора — сети строительных магазинов “Эпицентр”. Цена вопроса составила 3,6 миллиона долларов. Однако в “Эпицентре” украинский чемпионат пробыл не слишком долго. Какое-то время он вообще обходился без титульного спонсора. Но потом в украинский футбол пришли букмекеры. Сначала первая лига связалась с “Favbet”. А вскоре и премьер-лига пошла той же дорогой и договорилась с “Пари-матч”. Букмекерская контора пообещала 43 миллиона гривен за два года (1,66 миллиона долларов по нынешнему курсу). Это в разы меньше, чем в свое время предлагал “Эпицентр”, но, конечно же, лучше, чем ничего. Зачем это “Пари-матчу”? У конторы шкурный интерес — благодаря сотрудничеству она хочет ускорить легализацию букмекерской деятельности на Украине.
С правами на телевизионные трансляции в премьер-лиге странная ситуация. Там нет единого телепула. Одна часть клубов сотрудничает с каналом “Футбол 1/2”, другая с — “2+2”. В итоге доходит до комизма. В прошлом году “Металлист”, который пребывал в агонии, а в это межсезонье скрутился, заработал больше “Шахтера” и “Динамо” — 62 миллиона гривен. Харьковчане еще несколько лет назад хитро прописали сумму в контракте в долларах. “Футбол 1/2” и “2+2” готовы были сложить цифры в названиях, объединиться и создать общий фонд размером в 102 миллиона гривен, но такой вариант не устроил клубы.
Добавим, что средняя посещаемость чемпионата Украины падает похлеще гривны. За пару лет она обвалилась с двенадцати тысяч до пяти и скатилась к показателям первых суверенных сезонов. Впрочем, причина этого падения кроется не в деятельности лиги, а в общей ситуации в стране.

ПОЛЬША
“Экстракляса” — образец, как создавать профессиональные лиги странам наподобие нашей. Образовалась она в 2015 году. И, взяв в руки телефон, сразу же вышла на связь с мобильными операторами. Сначала с местным “Centertel”, затем с “T-Mobile” из Германии. Немцы ворвались в польский футбол в 2011-м — и ежегодно стали предоставлять лиге 3,6-3,9 миллиона евро. Дело двигалось к переподписанию контракта на еще более выгодных условиях, однако “T-Mobile” расхотел быть титульным спонсором, а стал спонсором техническим. Минувший сезон “экстракляса” прожила без добродетеля, а в канун нынешнего подписалась со спортивным тотализатором “Lotto”. И немного потеряла в деньгах: годичный контракт с возможностью продления заключен на сумму в 10 миллионов злотых (2,5 миллиона евро).
В недавнем интервью “ПБ” Иван Маевский прикинул, что половину бюджета его бывшего клуба — “Завиши” — составляли отчисления телевизионщиков. Близко к истине: на баланс каждой команды изначально падает 1,7 миллиона евро за медиаправа, и это не считая бонусов. Такие деньги клубам перечисляет телекомпания nc+ (ранее Canal+).
В наблюдательном совете лиги семь человек: по представителю от четырех лучших клубов прошлого чемпионата, два управленца, которые избираются на общем собрании акционеров оставшихся 12 команд, плюс член польской футбольной ассоциации. В прошлом году в “экстраклясе” сменился генеральный директор: вместо Богуслава Бишофа процессом теперь рулит Дариуш Марцек. Во время правления Бишофа была введена новая схема турнира с делением на две шестерки. Причем так постановил наблюдательный совет лиги, тогда как в России и на Украине подобные вопросы выносят на обсуждение исполкомов федераций.
Про все остальное вы не хуже нашего знаете сами — про популярность турнира у болельщиков, про его раскрутку в медиа, про прекрасный маркетинг и красивую упаковку.

ЛИТВА
Первую попытку самим заправлять делами чемпионата литовские клубы предприняли в 2003-м. Спонсировать всю эту затею взялся хорошо знакомый нам Владимир Романов. А потом у него начались проблемы в бизнесе — и профессиональная футбольная лига в Литве тихонько прикрылась и снова попросилась к федерации. Но в 2013-м клубы опять созрели для самоуправления. Содержание нового чемпионата взяла на себя компания smscredit.lt, предлагающая клиентам быстрые кредиты. “А Лигу” иногда так и называют — “smscredit.lt Лига”. В год компания выделяет турниру 300-400 тысяч евро. Кстати, председательствует в лиге известный в прошлом футболист Дейвидас Шемберас.
Литовский чемпионат двигают в массы TV6, TV3 и интернет-платформа Futbolo.tv. При этом клубы с телеправ не имеют ни копейки. Более того, лига иногда сама оплачивает работу комментаторов и некоторые другие ТВ-расходы. Вообще в литовском футболе полно проблем: малая посещаемость, поля с искусственным покрытием, невысокий уровень футбола… “Договорняки” настолько разгулялись, что пришлось вводить уголовную ответственность за участие. Однако в плане маркетинга “А Лига” развита высоко. Кажется, обертка тамошнего футбола красивее, чем содержимое. Достаточно лишь посетить официальный сайт турнира — и многое станет ясно. И в этом нам точно надо поучиться у литовцев.

ЛАТВИЯ
Павел Рыжевский, белорусский футболист, пустивший корни в Латвии, рассказывал в интервью “ПБ”, что параллельно с выступлениями за “Даугавпилс” работает на асфальтобетонном заводе водителем. Из этого произрастает некоторый парадокс. В полупрофессиональном латвийском футболе есть профессиональная лига. Все так: с января 2012-го клубы сами в ответе за судьбу чемпионата. Интересно, что генеральным спонсором лиги до прошлого года тоже была компания smscredit.lt, размах которой позволял разрываться между двумя турнирами. Однако с этого сезона в латвийский футбол инвестирует “SynotTip” — сеть спортивных баров. Под этим брендом существует еще и тотализатор. “Латвийская лига заключила крупнейший контракт в своей истории. Это будет первый турнир, в котором команды смогут участвовать бесплатно”, — такими восторженными словами встретил приход компании президент лиги Эмилс Латковскис. А вообще почти все, что было сказано о литовском футболе, применимо и к латвийскому.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?