Капский говорит. Давайте вместе засучим рукава и займемся футболом. А от “скандалов, интриг, расследований” уже тошнит

21:45, 17 октября 2016
svg image
964
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вместе с командой на стадионе “Полесье” сиял и ее патрон Анатолий КАПСКИЙ. Однако в интервью с пылу, с жару отказал всем — отчего-то боялся на эмоциях наговорить лишнего. “А позвонить на днях?” — спросил я. “Давай хоть немного спокойно поживем”, — ответил Анатолий Анатольевич. Спокойствия мне хватило до вечера воскресенья.

— Золото БАТЭ снова досрочное и неотвратимое. Чувства не притупляются?
— Наверное, так могут думать журналисты и болельщики других команд. А для того, кто сам переживает подобные эмоции, они всегда свежие и яркие. Каждый чемпионат — это свои радости и огорчения. Когда начинаешь его, сразу ведь не думаешь, что станешь первым. Да, цель у нас одна, но ее нужно достичь. А если будешь сидеть и ждать, что она никуда не денется и придет к тебе сама, ничего не добьешся. Поэтому скажу так: у нас все в порядке.

— Кто больше радовался чемпионству?
— Тот, кто впервые выиграл золото, переживал успех по-особенному. Но у нас много и тех, кто взял его второй либо третий раз. Только Виталик Родионов уже одиннадцатикратный чемпион страны подряд, а для многих такие чувства в новинку. Мы очень радовались и потому, что в этом году было много неприятных событий для нас и наших болельщиков — хотелось закончить сезон победно. С другой стороны, он продолжается, и я сказал ребятам еще после вылета из еврокубков: каждый следующий матч — это матч за дальнейшее сотрудничество и его условия. И так до конца чемпионата. У меня и главного тренера команды запредельная мотивация — в следующем году опять испытать эмоции от участия в групповом этапе еврокубков. У нас идет работа с прицелом на будущий сезон.

— Вопрос, продолжит ли Ермакович возглавлять команду, отпадает?
— После вылета из еврокубков посещали разные мысли. Но когда пишут “по нашим сведениям, полученным от инсайдеров”, мне становится смешно. Кто будет главным тренером БАТЭ в следующем году, знаю только я. Учитывая максимальную мотивацию Александра Владимировича, для меня все очевидно. Есть очень много хороших белорусских специалистов, но в нашей команде не каждый сможет работать. Допустим, особое отношение и теплые чувства питаю к Саше Седневу, Володе Журавлю. Но тренеру очень сложно прийти в БАТЭ со стороны. А Виктору Гончаренко от души желаю успеха в премьер-лиге России. Но даже если бы у него появилась возможность вернуться в Беларусь, нашим тренером остался бы Ермакович. Еще хочу, чтобы такой же потенциал нарабатывал Алексей Бага. Считаю, и ему надо брать на себя ответственность — принимать решения как основному помощнику. Верю, следующим тренером команды будет кто-то из нашего штаба. Но для этого надо соответствовать. Просто потому, что ты в БАТЭ, никто никого не назначит.
Когда Гончаренко ассистировал Игорю Криушенко, я четко знал, что следующим тренером станет Виктор Михайлович. Вот и сейчас хочу знать и видеть, что когда Ермакович уедет в другой достойный клуб, его заменит Алексей Анатольевич. Однако это зависит не только от меня — и от Баги, и от успехов команды. Будет она играть классно и многого достигать, тогда и придет время для Ермаковича попробовать себя в более сильном чемпионате. Считаю, тренеры БАТЭ лучшие в стране.

— Сохранять белорусский вектор комплектования БАТЭ, кажется, все сложнее: в высшей лиге звать особо некого.
— А футболистов, готовых к игре в нашем клубе, всегда было немного. Это ошибочное мнение, что мы брали суперразвитых игроков, которые предпочитали БАТЭ каким-то заграничным вариантам. Неправда. Они шли к нам, поскольку не имели других серьезных предложений — и уже у нас становились известными не только в Беларуси. Но если сегодня встанет вопрос об увеличении лимита на легионеров… Здесь мы всегда занимали выжидательную позицию. И теперь, естественно, не согласимся с тем же брестским “Динамо”, предлагающим чуть ли не отменить лимит. Где же мы тогда будем готовить футболистов для наших сборных? Но немного — на одного-двух человек — легионерскую квоту, на мой взгляд, надо увеличивать. Это позволит улучшить конкурентную среду. И еще один важный нюанс: в БАТЭ условия у легионеров на день их прихода в клуб ниже, чем у многих наших игроков. Кроме того, на иностранцев затраты из бюджета тоже ниже — в части выплат в пенсионный фонд и в фонд социального страхования. А с точки зрения последующих трансферов с ними проще.
Честно говоря, беспокоит, что для некоторых футболистов БАТЭ превратился в источник не всегда заслуженного высокого личного благосостояния. Все больше игроков не подтверждают уровень притязаний главной команды, но хотят иметь солидные компенсации при расторжении контракта и прочее. Такое поведение для меня вопиюще. Говорю абсолютно спокойно, без эмоций. Просто для некоторых мы сделали гораздо больше, чем они для клуба. И при этом уходят неблагодарными — или не уходят вообще.

— Коль мы говорим о легионерах: не присматривались к тем же Торресу и Фамейе, оказавшимся в Бресте?
— Нет. Взгляните на статистику: не думаю, что представители центральной зоны БАТЭ слабее Торреса. А Фамейе — хороший молодой игрок. Пресса же заставляет за кем-то следить, вот и смотрел матчи брестчан — с жодинским “Торпедо”, “Шахтером”, минским “Динамо”… Команда уделяет больше внимания обороне — и пытается с ходу ловить соперников на контр- атаках. Но футболистам, которые привыкли так играть, тяжело быстро адаптироваться к стилю БАТЭ. Мы будем освежать коллектив — и, думаю, сможем найти новичков, уровень которых не слабее брестских, а выше.

— Не из клубов большой тройки в последнее время на слуху один Савицкий…
— Хороший футболист. В свое время предлагали ему перейти в БАТЭ, а он выбрал продолжение карьеры в Гродно. Может, многое потерял. Но вот здорово вышел на замену, усилив игру национальной сборной… Мы не думаем о Савицком, хотя ищем — и четко понимаем, что нам нужен нападающий. Есть Сигневич — и молодые ребята в дубле. А у Родионова заканчивается контракт — и его настроение, скажем так, не очень радует. Честно говоря, для меня это проблема… Понимаю, что необходимо купить сильного форварда. Но если при этом у нас останутся Сигневич и Родионов, будет просто здорово.

— Примете любое решение Родионова?
— В конце ноября — начале декабря все узнаем. С другой стороны, понимаю Виталия: на мой взгляд, все эти годы он оставался сильнейшим белорусским нападающим, но сколько грязи на него лилось… Наверное, и я на его месте мог бы задуматься, продолжать ли карьеру. Он самодостаточный и очень образованный человек, который может себя реализовать в любой другой отрасли. Но не устану разговаривать с Родионовым, чтобы мы совместно нашли мотивацию дарить его талант настоящим болельщикам БАТЭ — еще как минимум годик.

— Не могу обойти тему Глеба. С ним тоже все будете решать по окончании сезона?
— Да. Саша не приехал в Лунинец: после “Астаны” он очень много пропустил, а сейчас провел полтора матча за сборную — с высокими ставками и напряжением. На фоне нагрузок немного воспалились старые болячки — выходить на лунинецкий “асфальт” было противопоказано. Хотя в следующем году станем требовать от любого футболиста, который ввиду травмы или по иной причине не попал в состав, присутствовать на матчах команды. Речь не только о Глебе — и о других, порой не приезжавших даже на домашние встречи, если их пропускали. И вот такая разболтанность, на мой взгляд, во многом влияла на результаты в еврокубках. Одно скажу — кстати, сейчас не имею в виду Глеба: в следующем году в команде не будет тех, кто считает, что их уровень выше БАТЭ. Но и за три рубля отсюда никто не уйдет.

— Гвилия влился в состав БАТЭ позже Иванича. Вместе с тем, если судить со стороны, грузин адаптировался в команде быстрее серба.
— Это качественные футболисты с большущим потенциалом. И оба нам очень дороги — надеемся на них в следующем году. Но кто-то адаптируется быстрее, кто-то медленнее. Вот здорово играет Риос, а в прошлом сезоне Лешу не критиковал только ленивый. Вместе с тем хочется, чтобы Гвилия немного больше внимания уделял обороне. Ну а как он атакует из глубины, какой у него пас и завершение атаки вторым темпом, вы знаете. Думаю, Вако выйдет на еще более высокий уровень. Да и Мирко покажет свои истинные возможности.

— Стасевич второй год подряд проводит в БАТЭ просто великолепно.
— Это наш лидер. Надеюсь, Игорь хочет играть в команде. Если так, то и в следующем году он будет вести ее вперед: мне кажется, с возрастом он стал еще быстрее!

— Поляков говорил, что устал играть в нашем чемпионате.
— Не хочу обсуждать тему. Со всеми представителями основной обоймы, кроме Родионова и Глеба, действуют контракты на следующий сезон. Но держать насильно никого не намерены. А Денис классный футболист, к тому же умный и хороший парень. Но, на мой взгляд, иногда ему мешает непонятная хандра. И какие-то люди со стороны — даже не агенты — советуют: ты перерос, надо уезжать… Иные из них еще вчера были настолько далеки от футбола, а сегодня советуют! Это даже не насчет Полякова — я в целом говорю. А кто-то параллельно утверждает, что Капский стал жестче. Да ни в коей мере. И как меня жизнь мотает, никому не известно. Поэтому хотите зарабатывать хорошие деньги, хотите играть в команде — соответствуйте. И критерий высоких зарплат — не чемпионат Беларуси, а участие в международных соревнованиях.

— Судя по всему, в межсезонье в БАТЭ стоит ждать легионерского пополнения?
— Ну а если Поляков захочет уехать — и уедет? Наверное, есть и отечественные варианты. Но вот в прошлом году у нас был Младенович — практически атакующий игрок. Сейчас же Макс Володько в самый неподходящий момент выпал буквально на все еврокубки, а Пикк не заменил его равноценно. Хотя на Артуре не ставим крест. Возможно, сезон был для него адаптационным. И главное, чтобы он сам осознавал, что еще не вышел на уровень, нужный БАТЭ. Это касается и Кендыша. Первая половина сезона у него была хорошая. Но есть футболисты — тот же Карницкий, — которые не очень критично к себе относятся. При этом когда я высказывал Саше замечания, он встречал их в штыки. Вот и Юра, на мой взгляд, тоже их не воспринимает.
Пойдем шаг за шагом. Если что-то не нравится — пожалуйста к агентам. Предложения, деньги — и вы свободны. Хотя наш внутренний рынок на самом деле ограничен. И когда предлагаешь контракт белорусу, он очень часто обходится гораздо дороже, чем легионер. А ведь с другой стороны, “сумасшедшинки” Филипа Младеновича нам не хватило. Тот же Жавнерчик великолепно отыграл прошлый сезон, но к нему и требования были несколько иными. Скажем, тогда Макс здорово работал на оборону, поскольку левый фланг Фила компенсировал все атакой — кому-то следовало уравновешивать это действиями сзади. А сейчас уже и Жавнерчику надо было больше идти вперед, но наши крайние защитники не давали такого эффекта, как Младенович.

— Самой серьезной вашей потерей в пору еврокубков был Милунович.
— У Неманьи трудный год: он сильно переживал из-за травмы. Но в жизни все компенсируется. Родилась доченька — и для меня это такое же счастье, как для семьи Милуновича.

— Напоследок не о клубе — о ПФЛ, рабочую группу которой вы возглавили. Как продвигаются дела?
— Количество членов рабочей группы могло быть гораздо меньшим, но я настоял, чтобы представительство в ней имел каждый клуб. У многих еще нет потенциала успешного развития с точки зрения менеджмента, и в этой группе они могут прибавить за счет коллег. А вот некоторые представители СМИ повели себя провокационно и низко. Зачем было адресовать Подлипскому вопрос, который наверняка задавался в лоб — неудобно, без готовности директора “Нафтана” к ответу? Вот потом и возникают фразы в стиле “куда писать, не знаем адреса”…
Не я себя называл главой рабочей группы — я ужасно загруженный человек и поэтому сказал, чтобы контакты велись через Андрея Вашкевича. Но это же не проблема. Дело в другом. Многие подошли к вопросу ПФЛ суперответственно. Однако большинство вопросов звучали так: а что нам это даст? Мы сами должны искать! ПФЛ — лопата, которой нужно работать и изучать международный опыт. Кстати, покритикую здесь БАТЭ. Наш юрист сказал: есть российская премьер-лига — знаю тамошних специалистов, надо брать устав… А Брест изучил все тома устава и документы по созданию и функционированию английской премьер-лиги. Все это здорово. Но давайте не бредить и не говорить о российской лиге — у нас нет “Газпрома”. Как нет “Матч-ТВ” и других мощных медиахолдингов. А до Англии нам вообще как до китайской границы.

— Проект рискует перейти в “долгоиграющее” состояние?
— Вы не думайте — работа идет. Вашкевич активно контактирует с европейской ассоциацией футбольных клубов, тем более при ее содействии недавно создавали премьер-лигу в Чехии. Делаем акцент на скандинавских лигах. Знаете, сколько шведы заработали на телеправах? Свыше 30 миллионов евро. Мы должны понимать, что не заработаем столько. Но надо разбираться, как в других статьях доходов сможем заработать больше шведов. Да, правильно сказал Владимир Бережков: раньше 2018 года премьер-лиги не будет. Не нужно ничего придумывать — просто изучать образцы лиг малых футбольных стран. Мы что, хуже шведов или норвежцев играем в еврокубках? И тем не менее они зарабатывают. Кстати, в ближайшее время БАТЭ планирует командировать своих специалистов для изучения опыта создания, работы и развития этих лиг. И потом поделится всем с рабочей группой.
Жаль, пресса у нас часто льет негатив — про низкий уровень футбола. Да не выше он в той же Польше. Просто стадионы великолепные, подача хорошая, вот и спонсоры мощные. Мы тоже должны идти к этому — навстречу друг другу: клубы, медиа- структуры, болельщики. Сергей Сафарьян говорил, что у БФФ были консультации с белорусским телевидением. Как и была идея федерации обратиться в УЕФА — и сейчас думаем о поиске дополнительных источников — чтобы за пределами программ поддержки малых федераций найти ресурсы для создания своей мини-компании по съемке футбольных матчей. И, работая на аутсорсинге, она потом смогла бы предлагать картинку различным каналам. А представителям той же Белтелерадиокомпании идея не нравится. К тому же ее отдельные журналисты только и делают, что брызжут критикой… Ребята, взгляните на себя. Есть “Борисов-Арена”, в Гродно и Бресте можно нормально и удобно снимать футбол. И что? У нас есть трансляции высокого уровня — как в Лиге чемпионов или Лиге Европы? Нет, мы все не хороши: и клубы, и пресса, и телевидение. Чтобы что-то продавать, нужно достичь определенного уровня качества: в игре, инфраструктуре, съемке, в привлечении зрителей, комфорте.
Критиковать проще всего — вы помогайте! Поставили Леонида Данилыча Подлипского в неудобное положение… Зачем? Помните, после домашнего матча с “Астаной” я задал нашим славным журналистам несколько вопросов: где до прихода в казахстанскую команду играли те или иные футболисты? И кто мне ответил? И вообще минимум — только мэтры, как Сергей Новиков — понимают суть игры. Другие пишут по наитию — лишь бы налить побольше дерьма. Ребята, давайте засучим рукава и начнем вместе работать. Ведь если не будет хорошего футбола в Беларуси, то и прессе не о чем будет писать. Хотя в последнее время многие наши медиа превратились в какую-то помойку. Влезают в личную жизнь игроков, их жен и подруг — уже тошнит от всех этих “скандалов, интриг, расследований”.
А лига будет. Я человек мотивированный, идея ведь не мне принадлежала: в августе Бережков и Карпович сделали предложение, отказавшись от которого, Капский опять стал бы врагом всей футбольной общественности… Давайте вместе делать наш футбол лучше. Я привык чего-то добиваться. И коль уж получилось, что мое имя связали с ПФЛ, то или грудь в крестах, или голова в кустах. Но в этом вопросе нам будет крайне сложно что-то создать без поддержки БФФ. И Сергей Николаевич Румас эту поддержку пообещал.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?