Артур Лесько. Почему Володенков в “Короне”?

21:43, 20 октября 2016
svg image
978
svg image
0
image
Хави идет в печали

В составе одной 32-летний вратарь выигрывал золото в уже далеком 2004-м. В рядах другой — выступал в финале Кубка страны и причастился к ее дебюту в еврокубках. Нынче ему удобно наблюдать со стороны: голкипер “Слуцка” обретает кондиции после операции на крестообразных связках.

— Смотрел матч ЦСКА — “Монако”? Обидно за Акинфеева…
— Мы со старшим сыном поспорили. На два рубля шестьдесят копеек — все, что было у него в копилке. Он говорил, что Акинфеев не пропустит. А угадал бы — пришлось бы мне ему пять рублей давать. За пять минут до конца: “Готовь, папа, деньги”.

— На матч “Минска” с “Динамо” собираешься?
— Еще не знаю. В воскресенье и мой “Слуцк” играет — в Бресте. Рома Василюк в гости зовет. Так что мы с женой пока в размышлениях.

— Как завершится поединок на Маяковского?
— Мне кажется, минимально победит “Динамо”. Юрий Саныч вернулся, и у команды на этой волне результаты пошли — ничья и четыре победы.

— За пять туров до конца соперники соседствуют в таблице. Удивительно?
— Ничуть. В “Динамо” сейчас становление. В межсезонье ушло много важных игроков. Собрали новую команду. На нее никто особо не ставил — думали, будет в середине таблицы. Плюс ко всему летом уехали Гутор и Бангура. А “Минск” в последние годы заканчивал чемпионат на шестом-седьмом местах. Там квалифицированный тренер. И то, что парни борются за бронзу, — не сюрприз.

— О предпочтениях в дерби вопрос неуместен?
— Симпатизирую “Динамо”. Но сильно не расстроюсь, если выиграет “Минск”.

— Где сейчас Володенков из вашего чемпионского состава?
— Давно с ним не виделись. Должен был зимой на “Турнире друзей” играть в нашей команде РУОРа. Даже майку ему сделали. Но с работы отпроситься не получилось. Он, насколько знаю, в “Короне” трудится.

— Самая успешная его шутка?
— Их столько было, что книгу можно написать. Доставалось всем — это точно. В чемпионском сезоне постоянно ныл: “Сил нет, бегать не могу. С кем мы сегодня играем? Ох, порвут нас…” Начинается игра. Он как обычно носится туда-сюда от звонка до звонка. Мы побеждаем. Виталя: “Ну что, я же говорил, что мы их порвем!” И так — каждый раз, с кем бы ни встречались. Наверное, традиция у него была такая.

— Что с защитником Антоном Рябцевым? Вы через много лет в “Слуцке” пересеклись.
— В “Евроопте” работает. Как он мне объяснял около года назад, занимается поставкой игрушек.

— Разбрелись по супермаркетам…
— Из “Слуцка” Антоха ушел, конечно, уникально. Предсезонка была. В “квадрат” играли. Он дернулся — заболело. Что-то с коленом. Лечился, но его оставляли в команде. Крот говорил: “Поехали с нами на сборы. Можешь не тренироваться — просто отдохни. Подождем, сколько нужно”. Но Ряба принципиально: “Давайте контракт расторгнем. Новый заключать не буду”. Я так и не понял, почему. Для “Слуцка” защитник вообще сумасшедший. Крот его любил — чуть ли не на руках носил.

— Даже так?
— Это сказки, что он всех уничтожал. Мог по ушам хлопнуть, конечно. Крот “прихватывал” парней, которые характером послабее. На них отрывался. А Антоха был профессионалом до мозга костей — к нему никаких вопросов не возникало.

— Увольнение какого тренера в “Динамо” команда перенесла острее всего?
— Больно было с Юрой Шукановым прощаться. Он же нас к чемпионству привел. Только принял команду — сразу позвал в помощники Остроушко. Тот был очень сильным специалистом — в смысле того, как поддержать команду физически. А на Шуканове — тактика, психология футболистов. Как он нас настраивал! Заставил всех парней поверить в то, что мы лучшие. Выходили на матч — и мыслей не было, что можем уступить. Даже вничью сыграть — трагедия! Тогда много очков вырывали в концовках — за счет психологии и веры. А уход Шуканова? В начале следующего сезона побеждали. Но поползли слухи, что не нравилась игра, мало забиваем. После ничьей в Бресте его и убрали.
Еще было очень жаль Петрушина. Сильнейший специалист. Когда принял команду, мы в середине таблицы ковырялись. А при нем — одиннадцать побед подряд. Ворвались вверх. И играли очень прилично. Был бы золотой матч с БАТЭ, если бы погода не вмешалась. Но в Бресте в последнем туре сыграли по нулям — и остались вторыми. Прошло буквально два дня — и все узнают, что человека убирают. Даже на чествование не пригласили. Некрасиво! А назначили вместо Петрушина Качуро. Логики — никакой.

— Помнишь, как Петрушин ногу сломал?
— Уступали в Бобруйске — и победили. Он ахилл порвал, по-моему. Тогда техническую зону у тренеров фишками размечали. Мы забили — тренер давай радоваться. Наткнулся, поскользнулся… Мы гол празднуем, а на бровке врачи ему помощь оказывают. Картина еще та. Следующая игра — с “Гомелем” в Минске. Петрушин на костылях на поле выбегал! Тоже вроде уступали — и выиграли.

— У твоего “Минска” хватало игр с “Динамо”. Самая памятная?
— На “Динамо-Юни” в 2011-м в последнем туре. Победили 4:3. Мы тогда боролись за выживание. Проиграли бы — ничего смертельного. Набрали в итоге на три очка больше, чем “Днепр”, который вылетел. А матч, конечно, веселый получился. К 35-й минуте выигрывали 3:0. А потом — в концовке четыре гола за восемь минут.

— А как же поединок в 2012-м в апреле — позднее начало, нескончаемый снег и твоя замена в перерыве?
— 0:0 сыграли. Первый сезон под началом Скрипченко. Стартовали победами 1:0 над БАТЭ и “Неманом”. На “Динамо”, выходит, потеряли очки.

— Ты тогда кисть повредил в стыке с Симовичем.
— Он пошел прямой ногой до конца. Я уже мяч зафиксировал. А серб в меня врезался. Мяча даже не коснулся — в руку попал. Выбил мне два пальца. Первый тайм я доиграл, но в перерыве понял, что дальше — никак. Мне их в игре заморозили, а потом они распухли и не сгибались. Геройствовать смысла не было. Мы, кстати, и выиграть могли. Литовец наш — уже не вспомню, кто именно — в пустые ворота не попал.

— Поле тогда быстро превратилось в огород…
— Уже в первом тайме намело. Но все равно белыми мячами играли. Их видно не было! Просил судью на красные поменять, но их арбитры, по-моему, вообще на матч не взяли. Родители по телевизору футбол смотрели: “Все белое. Мяча вообще не видно. И вы бегаете просто так”.

— Это и было самое экстремальное покрытие в твоей карьере?
— Нет. В пору выступлений в “Шираке” приехали в Армении на выезд. Я поле увидел — чуть с ума не сошел. Щебень — и чуть-чуть травы. Школьный стадион. И раздевалочка — домик убитый.

— Сразу представил, как придется за мячами прыгать?
— Меня попытались успокоить: “Не волнуйся, это только одна игра такая будет”. А падать особо не пришлось. Нормально матч сложился — 3:0 выиграли.

— После той травмы в матче с “Динамо” в чемпионате-2012 ты быстро восстановился. Почему пропустил оба следующих дерби?
— Даже не знаю, почему так произошло. Вроде был жив-здоров. Как говорится, решение тренера. А помню те матчи прекрасно. Оба раза играли на “Динамо-Юни”. Уступили — 0:1 и 0:2.

— За выигранный в сезоне-2012/13 Кубок ведь и тебе причиталось?
— Медали же только проигравшим в финале дают. Как нам — за год до этого. Тогда на “Динамо” Новополоцку уступили в серии пенальти. Причем промахнулся наш штатный пенальтист — Рома Василюк. На него это вообще непохоже. Даже в ворота не попал. А с нашего победного Кубка ничего мне не перепало. Ну, хоть за Рому порадовался. “Минск” — кубковый боец.

— Однако дебютировал в еврокубках клуб благодаря бронзе в чемпионате. Победить в Газиантепе — в 2011-м в Лиге Европы — было невозможно?
— Вроде все нормально складывалось. В первом матче дома 1:1 сыграли. В Турции — то же самое до 70-й минуты. А потом концовку провалили — пропустили три. Обидно. Может, замены неправильные были. Это уже к тренеру.

— В составе того “Минска” хватало бывших динамовцев: Ковель и Гигевич, Павлючек и Разин. Для кого те матчи были наиболее принципиальными?
— У каждого — своя история. Но “Динамо” хотелось обыграть в любом случае. Всем. Мне — тоже: только вернулся из-за границы в Беларусь. А сейчас, мне кажется, ребята остыли. Уже не так остро стоит вопрос. Той принципиальности нет.

— Поляка Войцеховского взяли в команду из Голландии. Оказался хрустальный игрок?
— Да, подверженный травмам. Но было видно, что футболист хороший. Очень сильно обученный, с великолепной техникой, с поставленным ударом. Классная школа! Такого нечасто встретишь. На тренировках с подачи десять из десяти забивал с лету четко в угол. В Беларуси не каждый так сможет. Попробуй найди такого, который хотя бы шесть из десяти забьет.

— Что не получилось в “Минске” у нигерийца Годвина, проведшего всю карьеру в “Карпатах”?
— Он к нам приехал физически не готовым. Наверное, месяца полтора только форму набирал. Выдал, может, пару матчей — и потух. На него тогда делали ставку, но не помог. Промелькнул, и все. А приезжал еще интересный защитник. Двухметровый.

— Бозга?
— Он самый. На голове мяч тысячу раз набивал! Это я утрирую, но триста — точно. Причем легко — мы сами считали. После тренировки жонглировал на спор. С Леней Ковелем зарубался — на “Сникерсы”.

— В Маевском просматривался будущий сборник?
— Нет. Ваня такой простенький добрячок. Улыбался вечно. Речицкий парень. Не сказал бы, что через три года будет в сборной играть. Хотя, конечно, боец. Шел на мяч до конца. Помогло ему то, что в Польшу уехал. Там его здорово поднатаскали. Молодец! Сейчас с женой смотрим по телевизору — не нарадуемся.

— Как твои “кресты”? Порвались в августе в Жодино…
— Разрыв связок… В первом тайме боролись с соперником. Тот подсел под меня. Я упал неудачно — еще и нога заплелась. Заморозили — отпустило. Минут десять походил — думал, разбегаюсь. Но потом почувствовал, что играть не могу. Уже тогда понял, что ничего хорошего не светит. К операции морально был готов.

— Делал ее, кажется, в Минске?
— В Италии дорого — и мне, и клубу. А Литва, Москва, Киев — там уровень, думаю, примерно такой же, как и здесь. Врачи у нас квалифицированные. Мне операцию делал Скакун. Опытный специалист. Его Олег Савчук посоветовал — врач, с которым пересекались и в “Динамо”, и в “Минске”. Я ему доверяю. Они в Институте травматологии вместе со Скакуном работали. Стаж у человека громадный.

— Как проходит восстановление?
— Езжу к доктору Наталье Масловой. Все по плану. Помню, порвались “кресты” на другом колене — на левом. Давно — в 2007-м. Тогда вообще такого восстановления не было. После операции самостоятельно работал. Сейчас все иначе.

— Не из-за травмы ли вскоре пришлось покинуть “Динамо”?
— Думаю, это была одна из причин. Тогда я восстановился очень быстро. На четвертый месяц уже играл. В Лиге Европы — со “Сконто”. В первом матче в гостях — Тумилович. Дома — уже я. А потом на “Оденсе” попали — в Дании 0:4. Как раз летом у меня заканчивался контракт.

— Странно.
— Это потому, что его на два с половиной года заключили. Предлагали продлить. Спортивным директором клуба был Боровский, генеральным — Бронислав Ясинский. Мы его и продлили — до конца года. И заодно заключили новый — предварительный, который должен был вступить в силу с 1 января. Он был рассчитан на три года. А после сезона оказалось, что его р-раз — и нет.

— Сейчас выздоравливать придется полгода?
— В среднем сроки именно такие. Но вот Алумона зимой тоже быстро восстановился. Может, и у меня получится.

— Что потом?
— Играть. Еще лучше, чем раньше.

— Продолжишь карьеру в Слуцке?
— Пока разговоров не было. В нашем чемпионате это вообще одно большое недоразумение. С новыми контрактами в клубах тянут до последнего. На моей памяти только раз иначе было. В “Слуцке” с Кротом договорились без вопросов — продлили сразу на два года, причем заранее — летом. Считаю, это и есть нормальная европейская практика, когда за полгода начинаются переговоры. А сейчас контракты заключают только на сезон.

— Так ведь неизвестно, что затем с курсом доллара будет.
— Это правда. Все — из-за нашей бедности. Зимой начинается беготня из одного клуба в другой. А я так не люблю — жизнь вынуждала. Кстати, подписывая с игроками долгосрочные контракты, можно заработать какие-никакие деньги. Но у нас чаще всего наоборот. У футболиста вышел отличный сезон, но он уходит из команды в качестве свободного агента. Причем туда, где предложили на двести долларов больше. В нашем чемпионате можно человек сто найти, которые где только не побывали. Смех какой-то. Больная тема.

— Давай разовьем.
— Разве можно себе такое в Англии, в Италии представить? Тотти всю жизнь в “Роме”. Буффон в “Ювентусе” уже пятнадцать лет. Джеррард еще больше в “Ливерпуле” провел. Они традиции команды передают молодежи, новым игрокам. А у нас кто это сделает? Откуда вообще взяться уважению к клубу? Вспоминаю наше чемпионское поколение. Сейчас, уверен, каждый скажет, что он — динамовец. Нас тогда так воспитали! Тот же Володенков, который в команде с детства был. А с ним затем некрасиво поступили. Его в любом случае следовало в клубе оставить — на какой угодно должности. Для нас это был идол. Легенда “Динамо”! Я пришел в команду, а здесь он. Виталю до этого только по телевизору видел — в играх за сборную, а здесь в одной комнате живем — в Стайках, на сборах. Для меня это был просто космос! Вот в чем сейчас сила БАТЭ — в традициях…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?