Лицо из телевизора. Мог перейти в солигорский “Шахтер”
В роли одного из ведущих программы “Культ тура” на “Матч ТВ” и комментатора он смотрится так органично, как будто всю жизнь занимался этим, а не изучал географию российского футбола. Недавно журнал “GQ” наградил его вместе с Юрием Дудем престижной премией “Лицо из телевизора”. Короче, Евгений САВИН — о партнерах-белорусах, шоу “Культ тура” и профессиях футболиста и телеведущего.
— Когда я звонил вам первый раз, вы сказали, что заняты по социальной линии. Речь шла о Кубке Савина?
— Ситуация такая. Я ездил в Тюмень к детям, которые от Кубка Савина побывали на федеральном финале турнира “Большие звезды светят малым”. Провел тренировку, пообщался с местными журналистами. Шесть лет назад стартовали такие соревнования. Футболисты или тренеры, которые стали звездами, играли в премьер-лиге и сборной, взяли под финансирование турнир в своем регионе. Так получилось, что в Тюменской области этой звездой в кавычках являюсь я. С удовольствием поддержал идею. Да, нужно выделять время и деньги. Тем не менее это приятно. В полном восторге от детей. Наш кубок — лучший турнир за всю историю детского футбола в Тюменской области.
— В 17 лет вы ездили на просмотр в “Штутгарт”. С братьями Глебами познакомились?
— Да-да, конечно. Александр был тогда уже в основном составе у Феликса Магата. А, по-моему, Вячеслав выступал за вторую команду — “Stuttgart Amateure”. Туда я и отправился. Вместе с еще несколькими русскими парнями. Поступило предложение остаться. Молодым футболистам там давали испытательный срок длиной в год. Но мой менеджер попросил какие-то деньги, повел себя неадекватно. К сожалению, не попал в “Штутгарт”. Думаю, Саша Глеб даже не запомнил меня. Собственно, с чего бы? Хотя удивительно: позже он играл в самарских “Крыльях”, из которых я ушел незадолго до его приезда. Но за его карьерой следил. Какое-то время он был одним из самых талантливых игроков в Европе. Считаю, очень хорошо поиграл. Глеб — это звезда.
— С Тимофеем Калачевым вы, знакомы гораздо лучше — вместе играли в “Крыльях Советов”. По-своему уникальный футболист?
— Недавно в эфире “Матч ТВ” заметил: многие говорят про Ерохина, Полоза, Джанаева, Азмуна и при этом забывают про Калачева. Думаю, это самый недооцененный футболист в “Ростове” сейчас.
Человек, который стабильно играет на протяжении многих лет. Посмотрите, сколько мячей забивается с его передач с флангов. И я в свое время забивал с его пасов в Самаре. Замечательный футболист.
— Кого еще из белорусских партнеров можете вспомнить?
— О, братья-белорусы все время были рядом. Сергей Корниленко — очень хороший нападающий с отличной левой ногой. Недавно комментировал игру “Крыльев Советов” с “Анжи”. Самарцы добились первой победы в этой премьер-лиге. Сергей не забил, но сыграл просто великолепно, отдал голевую передачу. Его самоотдача, служение футболу подкупают.
— Такие фамилии, как Сквернюк, Чухлей, Тигорев, Сосновский, Лаврик, Ковба, вам о чем-то говорят?
— Конечно. Вы что, считаете, я всех забыл? Лаврик был старожилом “Амкара”. Когда он играл в центре поля, чувствовалась уверенность и мы мало проигрывали. С Чухлеем пересекались в “Урале”. Быстрый, креативный фланговый игрок. Недавно переписывались с ним. Сейчас где-то в Европе выступает, вроде в Литве. С Тигоревым играли в Томске. Думаю, “Локомотив” не ошибся, пригласив его. Да кого ни возьми… Вообще в Беларуси много хороших игроков. Но сборной выйти на большой турнир сложно.
— Десять лет назад вы приезжали в Гомель в составе российской “молодежки”. Не забыли?
— Нет, помню. По-моему, тогда шел дождь и мы сыграли 0:0. Самого футбола было мало — много борьбы, возни. Оттого, наверное, и такой унылый счет на табло. Запомнилось, что Гомель — зеленый город. Стадион там хороший, поле реально порадовало. А буквально полгода назад я был в Минске. Приезжал к друзьям.
— Флеш-комментарий Виктора Гончаренко прямо по ходу игры с ЦСКА — это круто?
— К сожалению, не смотрел тот матч. В это время, по-моему, комментировал Англию. Не слышал, что сказал Гончаренко. Но с уважением отношусь к этому специалисту. Выездные матчи против московских клубов его “Уфа” провела очень достойно. Особенно учитывая, с какими кадрами ему приходится работать. “Уфа” — симпатичная команда, которая играет на своих плюсах. А его комментарий во время матча показывает: есть поколение молодых тренеров, которые понимают, что это абсолютно нормально — быть открытым. Что футбол, несмотря ни на что, игра для болельщиков и им интересно получить объяснение из первых уст. Гончаренко огромный респект. Просто молодец. То, что он сделал, замечательно.
— Под руководством белорусского тренера когда-нибудь могли поработать?
— Так, так… Интересный вопрос. В свое время я мог перейти в солигорский “Шахтер”.
— Серьезно?
— Да. Но это было совсем давно. Из Томска я тогда переезжал в “Анжи”. Говорили, что есть такой вариант. “Шахтер” уже начал ставить амбициозные задачи, появились деньги.
— Почему отказали Солигорску?
— Знаете, когда в двадцать лет ты выходишь в премьер-лигу с Томском, все-таки хочется остаться на родине. За тобой уже начинают следить. Чемпионат Беларуси для меня тогда был загадкой. Это потом БАТЭ в большей степени, минское “Динамо” начали хорошо выступать на европейской арене. Может, просто побоялся переезжать, думал, что пропаду с радаров. Наверное, правильно все сделал. Потому что спустя пару лет меня вызвали в сборную России.
— В “Луче-Энергии” тренером вратарей работал Геннадий Тумилович. Пересекались?
— А-а, Тума… С ним связана забавная история. Он еще играл за “Луч”, а я выступал в Томске. И вот наш матч — 9 мая, полный стадион. Я вышел на замену при счете 0:0 и в концовке забил ему в падении головой. Тума, не долго думая, разбежался и пнул меня за это. Неординарная личность.
— Кого из белорусских тренеров или игроков вам было бы интересно пригласить в программу?
— Конечно же, Александра Глеба. Это номер один. Человек прошел огромный путь, поиграл в “Арсенале” и “Барселоне”. По-моему, это удивительно. После “Барселоны” были “Крылья Советов”, что само по себе звучит странно и интересно. Что бы спросил у Глеба? Ну, точно не сказал бы: привет, представься, как тебя зовут. Ведь все знают, кто такой Глеб. А спросил бы о футболе. Думал ли он когда-нибудь, что у него будет такой интересный путь? О чем еще он мечтает? Что не получилось? Человек изнутри увидел настоящий, красивый, интересный футбол. Но вообще любой ваш футболист, который поиграл за хорошие команды, мог бы что-то любопытное рассказать.
— Недавно в “Культ тура” приходил уроженец Минска Артем Милевский. Не задумывались, что ваши карьеры чем-то похожи?
— Если вы имеете в виду тот потенциал, который мы не реализовали, то я никогда не играл в топ-клубе, как Артем. Если бы пять-семь лет выступал в “Спартаке”, ЦСКА или “Зените”, а потом на какое-то время оказался, по сути, нигде, тогда можно было бы сравнивать. В принципе я никогда не проваливался. Да, у меня, может, был потенциал попасть в большую команду, но не получилось. Тем не менее всегда работал над собой и закончил из-за травмы. Не думаю, что наши пути схожи. Но с Милей было интересно поговорить. Конечно, многое он не рассказал. Однако мне показалось, что человек хочет хотя бы частично реабилитироваться и еще поиграть в футбол. Все мы допускаем ошибки, и я в том числе.
— Кто из гостей раскрылся для вас по-новому?
— Федор Смолов. Парень, наверное, уже следующего поколения. Думал, что футболисты в его возрасте более ограничены. А Федя показал, что хорош не только на поле, но и за его пределами. Начитанный, образованный, интересный, харизматичный. Приятно удивил. Вообще есть такая тенденция: игроки стали меняться в лучшую сторону, в том числе и в плане образования, интересов. Кстати, обратите внимание, что “Культ тура” вне зависимости от гостя (будь это Гинер или Милевский — Северный и Южный полюса) пытается подстроиться под человека и быть интересной. Считаю, этот проект — своеобразный прорыв в спортивном телевидении в России. Мы говорим о футболе интересно, бодро и максимально честно. По-моему, неплохо получается.
— Как соотносятся в программе запланированное сценарием и импровизация?
— Безусловно, есть набор вопросов и тем, от которых отталкиваемся. Но процентов на 70 это импровизация. Тем более что касается меня. Ведь я не журналист по образованию. Мне сложно проговаривать выученные тексты. Во время программы вспоминаю какие-то истории. Зритель чувствует, когда человек говорит искренне, от себя.
— Кого-то из гостей удалось уговорить прийти на программу только благодаря вашим личным связям?
— Было пару пожарных случаев. Иногда нам срочно нужен гость. Футбол — игра непредсказуемая. Приходилось звонить друзьям и говорить: все, через пять часов ты должен быть в Москве в студии. Они отвечали: да, конечно, если тебе нужно, мы приедем и с удовольствием поговорим. Олег Самсонов, находившийся в Петербурге, через два часа после звонка был уже в Москве. Ощущение, будто он сидел в аэропорту на чемоданах. Или Никита Баженов. Интересно было у него узнать: как такое может быть, что человек забивал Чеху, а сейчас находится без команды.
— Кто лучше: Савин-футболист или Савин-телеведущий?
— Интересный вопрос. Герман Ткаченко сказал, чтобы я не гневил бога. Мол, если бы моя футбольная карьера развивалась, как телевизионная, то играл бы в “Реале”. В любой деятельности важна стабильность на протяжении длительного периода. Так что этот вопрос надо задать через несколько лет. Прошел всего год. Есть прогресс, безусловно. Для многих открытие — бывший игрок может говорить не только о футболе, вести себя раскованно перед камерами. Да, это круто и это у меня получается. Но делаю лишь первые шаги. Надо очень много работать — как в футболе, когда только начинал. Кстати, у меня никогда не было проблем с журналистами. Я вообще открытый парень. Если встречу на улице человека, который меня узнает, могу обнять, поинтересоваться, как дела, даже кофе угостить. Не считаю, что между людьми должна быть разница.
— Сейчас вас узнают чаще, чем во время игровой карьеры?
— Однозначно. Я бы даже сказал — в разы. Если заявлю, что каждый день меня кто-то узнает, частично это будет правдой. Самое приятное, что нет негатива. Очень здорово, что у меня позитивный образ у болельщиков.
— Нет ощущения, что много лет, возможно, занимались не тем делом?
— Нет. Философски смотрю на жизнь. И считаю, что все не случайно. Люблю футбол. Начнем с этого. Он вся моя жизнь. Было бы предательством и плевком в свою же душу — сказать, что я не тем занимался. Просто наступило время, когда надо было поставить точку. Две травмы привели меня к завершению карьеры как раз тогда, когда запускался “Матч ТВ”. И сейчас я также получаю удовольствие от процесса.
— Если бы сегодня кто-то из российских футболистов сказал фразу “Мяч попал мне на угол головы”, вы сильно стебали бы его в программе?
— Конечно. Но пусть у него будет свое выражение. Потому что “угол головы” официально запатентован мной. Это мой “угол”, и я его никому отдавать не собираюсь. Пусть молодежь будет не только листать инстаграм, но и придумывать слоган на будущее: овал бедра, треугольник колена или что-то еще…
— Экс-ведущий Сергей Шнуров в жизни — абсолютно простой человек?
— Ну как? У него есть образ. Но, если приглядеться, видно, что за ним скрывается простой, образованный, умный, добрый, интересный человек. Представления, что это алкоголик, который орет, лежа под забором, матерные слова и больше ничего не делает, абсолютно неправильные. Думаю, он прочитал больше книг, чем мы с вами вместе взятые. На первых порах, видя, что я тупо волнуюсь, он очень помогал мне советами. За это ему респект. К сожалению, уже редко видимся. Но в декабре хочу сходить к нему на концерт, поговорить.
— Если бы у вас появилась возможность позвать на программу любого футболиста или тренера из любой эпохи, кто бы это был?
— О… Знаете, кто? Я вам скажу. В детстве в моей комнате висел плакат одного-единственного футболиста. Это Роналдо, Зубастик. Для меня это феноменальный игрок. Да, возможно, о нем говорят не так, как о Месси и Криштиану. Но, по-моему, он может легко стать с ними в один ряд. Хотел бы поговорить с Роналдо. Или как минимум селфи “запилить”.
— Самый смешной случай, который происходил с вами на съемках?
— Когда записывали первую программу, стартовую фразу я не мог произнести минут десять. То тихо говорил, то запинался… Сам на себя злился. Сидевший рядом Серега Шнуров начал вздыхать. Типа: ну когда это случится? Потом он стал меня подбадривать, успокаивать, вышел покурить… Это было очень смешно. Килограмма три сбросил за десять минут. Наилучший метод сжигания жира.
— Премию “GQ” можно сравнить с вызовом в сборную России?
— Да ну, господи! Это, приятно, безусловно. Премия отличная в том плане, что она чистая, что журнал в топе, что там классная тусовка. Но! Я считаю это приятным бонусом. Провести классный вечер в компании своей девушки, друзей, пройтись по красной дорожке, посмотреть на красивых людей… Не воспринимаю премию как какой-то успех. Мне 32 года. Многое видел в этой жизни. И премия “GQ” мне уж точно не вскружит голову. Попасть в сборную России намного круче. Желаю всем футболистам, не важно откуда, ощутить этот кайф — когда ты смотришь телевизор, а тебе звонит тренер и говорит: ты в списках сборной и поедешь представлять страну. Это счастье, мурашки по коже.
— Комментировать матчи сложнее, чем вести “Культ тура”?
— Абсолютно разная работа. Если в программе я частично надеваю маску шоумена, то комментарий футбольного матча похож, собственно, на участие в нем. Ты проживаешь каждый момент, пытаешься донести его зрителю. Я прямо кайфую. Потому что, конечно, скучаю по футболу. Статус комментатора дает мне возможность раз или два в неделю виртуально выходить на поле вместе с ребятами.
— Грубо говоря, вы сели и сразу стали комментировать?
— Знаете, у меня получилось. После первой игры позвонил один очень известный комментатор и сказал: слушай, тебе нужно этим заниматься. Понятно, что необходимо работать, что есть много нюансов. Не могу назвать себя коллегой Розанова, Генича, особенно в их присутствии. Они мэтры, много лет этим занимаются. Я же только учусь. Тем не менее это интересно. Считаю, у меня неплохо выходит. Буду развиваться. Главное — получать удовольствие.
— У вас есть личный стилист?
— Нет-нет-нет. Господи, какой стилист? Все сам. Ха, вы слишком высоко оцениваете уровень моей жизни. У меня нет толпы стилистов, визажистов. Я обычный парень, который снимает “однуху” в Москве и пытается построить карьеру. Езжу на метро, на троллейбусе с бабульками после работы.
— ТВ для вас — это надолго? Вы не раз говорили, что хотели бы поработать футбольным функционером…
— Когда-то у меня была мечта — стать футболистом. Сейчас передо мной цель — оказаться одним из лучших телеведущих, комментаторов. Но есть еще одна мечта — оставить после себя какой-то след в российском футболе. Сделать что-то масштабное. Постараться изменить футбол хотя бы в одном регионе. В общем, есть желание поработать функционером. Даже не тренером. Потому что тренировать — это призвание. Боюсь, мне не хватит сил. А что касается работы функционером, думаю, у меня должно получиться.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь