Коллегия. Волнения на Балтике
И небезуспешно взаимовыгодно сосуществовала в рамках ВЕХЛ, а позже экстралиги ОЧБ более десятка лет. С зарождением КХЛ обе страны делегировали в новый российский проект по одноименному столичному представителю. Но и при этом последний латвийский делегат в экстралиге — лиепайский “Металургс” — не спешил разворачивать коньки из Беларуси, сделав это лишь под гнетом неумолимой экономики. Параллельно продолжалось и продолжается принципиальное соперничество двух соседских сборных на всех возрастных уровнях.
Отсюда — логичный повышенный интерес к новостям хоккейной Латвии, где в начале октября произошло заметное событие. На конференции национальной хоккейной федерации на пост президента избран Айгарс Калвитис — в свое время член правления рижского “Динамо”, занимавший высшие государственные посты, включая премьерский, а ныне — глава правления компании “Latvijas Gвze”. У хоккейного штурвала он сменил многолетнего президента ЛХФ Кирова Липмана. Причем, как сообщается, — в результате предшествовавших голосованию жарких и эмоциональных прений. Чего ожидать латвийскому хоккею от этой маленькой революции, решил обсудить с коллегой Марисом ЗЕМБЕРГСОМ — спортивным обозревателем крупной латвийской газеты “Diena”. Разговор был интересен еще и потому, что не раз подруливал к белорусской теме. Прямо или косвенно подвигая к любопытным, но, возможно, неозвученным параллелям.
— Итак, что произошло, и есть ли надежда, что теперь будет лучше?
— Она всегда есть, когда меняется руководитель, управлявший структурой без малого двадцать лет. Тем более что на протяжении большей их части оппозиция Липману не раз пыталась его сместить.
— Но получилось только сейчас. Это прежний президент был так силен или оппозиция так слаба?
— Скорее просто Киров был опытным в избирательных кампаниях. Каждый раз, когда казалось, что большинство против него, он находил способы в последний момент обратить большинство в меньшинство. Кому-то из делегатов обещалась, например, поддержка школы экипировкой, кому-то другая помощь в том или ином виде — вариантов хватает. И получалось, что выборы неизменно оборачивались в его пользу. Один раз, правда, совсем “на тоненького”, когда к успеху был близок Виестурс Козиолс — владелец клубов “Рига-2000” и “Динамо” в начале существования КХЛ. Но все равно в итоге победил Липман.
— Козиолс всегда воспринимался как главный оппонент Липмана. Почему сейчас в избирательную гонку ввязался не он?
— Видимо, противники Липмана поняли, что для победы нужна более весомая фигура. Все-таки за Калвитисом и государственные посты, и крупный бизнес.
— В общем, у вас теперь, как у нас: все решил административный ресурс.
— А ничего удивительного — времена такие. Это в 90-х, когда независимые федерации только создавались, было много желающих их возглавить — время романтиков. Сейчас желающих впрягаться особо нет. За исключением разве что футбольной федерации: там немалая финансовая поддержка по линии ФИФА и УЕФА. В остальных видах, включая хоккей или баскетбол, иначе. Все понимают, что это большая головная боль и постоянные хлопоты в поисках средств, спонсоров и так далее. И здесь административный ресурс очень кстати.
— Помню чемпионат мира-2006 в Риге, когда трибуны освистали выступление Липмана на арене. Так понимаю, у многих прежний президент федерации давно не пользовался популярностью. С чего бы?
— Да мы уже сами шутим, что больше всего над смещением Липмана поработал он сам. Здесь скорее сумма историй, не добавлявших ему голосов. Вот простой пример: начинается кэмп сборной — не хватает клюшек. Один из игроков подходит к президенту: так и так, можно купить партию за не очень большие деньги. В ответ отказ, но когда ситуация с экипировкой становится критической, клюшки все-таки покупаются. Такие же, но за вдвое большую сумму.
Проблема Липмана была в его авторитарном стиле управления. Он все завязал на себе и решал единолично. Говорят, даже туалетную бумагу и кофе в раздевалку и то было не купить без его разрешения. Постоянные задержки обещанных игрокам премий и бонусов — это же все равно так или иначе утекает за пределы команды в народ. И воспринимается болельщиками соответственно.
— Говорят, на недавних выборах было жарко?
— Да, и опять же Липман переборщил с эмоциями. Добившись того, что к оппонентам перешла даже часть симпатизирующих ему делегатов. Как можно с трибуны обращаться к одному из помощников: “Объясни ты этим дуракам, в чем дело.”? Ясно, что после такого колебавшиеся “дураки” захотели отдать голос за другого. С тренерами сборной в последнее время тоже были сплошные непонятности.
— Кстати, интересная тема. Что на самом деле стояло за неожиданной отставкой Леонида Береснева накануне олимпийской квалификации. Он ушел, или его “ушли”?
— Скорее сработали эмоции с обеих сторон. Тренер устал от постоянных организационных проблем, очередных задержек выплат и так далее. В сердцах написал заявление об отставке и бросил президенту на стол. Наверняка рассчитывал, что тот поостережется за четыре дня до важного турнира его удовлетворять, а станет активнее решать вопросы. А тот взял и подмахнул.
Это, кстати, еще один фактор, почему Липман был не в фаворе у болельщиков. Слишком часто из сборной со скандалом уходили тренеры, которые были симпатичны зрителям. Начиная с Линдстрема еще в начале 2000-х.
— Неудачный результат олимпийской квалификации у вас восприняли так же болезненно, как у нас?
— Думаю, легче. Мы же уступили не Франции, Словении или Италии.
— Спасибо, подколол…
— Не собирался. Но правда же: Германия все-таки помощнее Словении будет. Одних только НХЛовцев у них приехало человек семь. Да и без них в последние годы у нас с немцами заметный отрицательный баланс встреч. Поэтому еще перед стартом многие предполагали, что этот барьер преодолеть трудно. Хотя варианты были, если бы не две ошибки Рекиса: глупое удаление и позже шайба, заброшенная из-под него же.
Хотя сейчас многие рассуждают так: может, и к лучшему, что на Олимпиаду не пробились. Случись это, у Лимпана на выборах был бы хороший козырь, и смены власти в федерации не произошло бы.
— Однако она произошла. Как восприняли это болельщицкие массы?
— Неоднозначно. Массы неоднородны, они делятся на несколько лагерей. В одном из них опасаются, что сейчас большинство средств просто пойдет на “Динамо” и все будет подчинено только его интересам.
— А это плохо?
— Сейчас — да. Особенно учитывая, на каких позициях команда в КХЛ. Да и само участие в этом проекте до сих пор принимается неоднозначно. Мол, российские деньги…
— Ха, нам бы ваши проблемы! За некоторыми оговорками мы только мечтаем, чтобы в наше “Динамо” вливались российские деньги. А так в отличие от вас в основном тянем участие в КХЛ сами.
— Ну вот, а у нас зависимость от России многими воспринимается болезненно. Получается, не помогут с финансированием — проект быстро обрушится. Плюс многие понимают, что КХЛ — это больше не бизнес, а политика. Российская экспансия. Бизнесом это не назовешь: ни один клуб лиги и близко не выходит даже в ноль.
— Но, полагаю, голосовавшие за Калвитиса не ожидают немедленного выхода Латвии из проекта КХЛ?
— Нет, конечно. Надеются, что улучшится финансирование детского хоккея, будут какие-то подвижки в национальном чемпионате.
— Удачно вырулил на темы, которые собирался затронуть, — работа школ и уровень чемпионата страны. Начнем с первых. За последние, скажем, десять лет ситуация в детском хоккее Латвии улучшилась или ухудшилась? Тем более тебе несложно оценить: оба сына хоккеисты.
— Думаю, ситуация осталась примерно на том же уровне, что и была. У нас же в отличие от вас все на плечах родителей. И затраты немалые: только за тренировки ребенка в месяц нужно заплатить тренеру сотню евро. Это еще без расходов на экипировку и поездки на игры и турниры. Многие надеются, что хотя бы частично эти затраты федерация сможет взять на себя.
— А национальный чемпионат куда движется?
— Конечно, не сравнить с временами, когда четыре наши команды выступали в вашей экстралиге. Тогда было, по крайней мере, четыре профессиональных клуба. Сейчас в основном все полупрофессионалы: потренировались с утра — и на работу. Контракты на более или менее серьезные суммы имеют единицы. В том числе и в задающем в последнее время тон “Курбадс”-МОГО.
— Ну вот убери “Динамо” из КХЛ — и что, Латвия останется совсем без профессионального хоккея?
— Получается, так. Останется уже обкатанный вариант — опять объединяться с белорусами.
— А такие варианты обсуждаются?
— В последнее время не слышал. Но выход логичный и уже опробованный. Хотя тоже не беспроблемный: это же все равно поиск средств на переезды, отели и профессиональную команду. Пусть молодую, с зарплатами в 500-1000 евро, но все-таки.
— Ты живешь стереотипами 2000-х. Сейчас зарплата в “500-1000 евро” есть далеко не во всех клубах и нашей экстралиги.
— И это второй вопрос: не совсем понятен нынешний уровень чемпионата Беларуси. Ясно же, что “Динамо” туда не запустишь: для команды это будет несколько шагов назад.
— Недавно в своем материале я предложил вариант — запустить к нам вашу “молодежку”. Наша в экстралиге смотрится довольно симпатично и боеспособно.
— А с МХЛ как быть?
— Мы вот отказались. Неоправданно большие затраты на логистику плюс отсутствие времени на тренировочный процесс из-за постоянных переездов-перелетов.
— Видишь, еще один плюс жизни “на свои”. У нас участие в молодежной лиге, думаю, тоже часть политики: раз в КХЛ играет “Динамо”, должна и молодежь играть в МХЛ. Хотя как они играют: уже десять поражений подряд…
— Что так “просели”?
— Лучшие уезжают в юношеские лиги Северной Америки. А место “Риги” в таблице — уровень тех, кто остался.
— Но и у национальной сборной в последние годы дела не ахти. Почему?
— Тоже все логично: в каких лигах играешь, такая и сборная. В НХЛ сейчас “полтора” латыша: Гиргенсонс, который ходит в середняках “Баффало”, да Гудлевскис, который больше вратарь АХЛовского “Сиракьюз”, а не “Тампы”. В Швеции и Финляндии ни одного латыша, в Германии Рекис и Васильев, которые, можно сказать, закончили выступление в сборной. Остаются Кениньш и пару вратарей в Швейцарии — вот и все. Ну и “Динамо”, безусловно. У лидеров которого в последние годы статистика заметно хуже, чем два-три сезона назад. У Карсумса постоянные проблемы с коленом… Мы сейчас с большой тревогой ждем ближайший чемпионат мира. Если еще не доедет пара лидеров, результат может быть совсем неприятным.
— А “Динамо” что ж провалилось?
— Как раз пару недель назад делал материал на эту тему. Большинство специалистов склоняются к тому, что причин несколько: межсезонка и селекция в части легионеров. Первую завалили из-за долгой неопределенности, кто будет тренером. Потом доверили Сейейсу, но встала другая проблема — квалифицированные иностранцы. Раньше попадали с их приглашением куда точнее, легионеры всегда были в лидерах. Не раз потом ваше “Динамо” приглашало наших легионеров, которые успевали хорошо поработать и для Минска, да и в других клубах КХЛ не терялись.
— То есть лично Сейейса в провале не обвиняют?
— Ну как не обвиняют: он все-таки главный тренер, который определяет и тренировочный процесс, и состав, и тактику. Дело-то в том, что, будучи генеральным менеджером “Динамо”, селекцией занимался именно он, и обычно удачно. Сейчас на два фронта, видимо, не успевает. И ситуация интересная: сменить его на тренерском посту — и где он устроится? Хотя я считаю, что Нормунд все-таки более успешный менеджер, чем тренер.
— Апатии нет: мол, этот сезон фактически закончен?
— Оптимисты, конечно, подсчитывают, что шансы на попадание в плей-офф еще остаются. Но реалисты смотрят на ситуацию трезвее. Предлагают, раз реальных шансов уже нет, больше подтягивать в “Динамо” молодежь. Хотя опять же, кого подтягивать при таких результатах “Риги” в МХЛ?..
— Но тренера ищут? Речь и о сборной: так понял, что Харальд Васильев после неожиданной отставки Береснева выступил на олимпийской квалификации “пожарным”. Даже сейчас на “Еврочеллендж” в Словению соперничать с нашей сборной вашу опять везет Милюнс.
— Все верно: относительно Васильева есть большая группа скептиков. Все-таки в последнее время он больше работал с молодежью и только с этого сезона — со взрослым “Земгале” в чемпионате Латвии. Ищут, смотрят на наших тренеров в КХЛ. Хотя с ними сложно: российские клубы на совмещение должностей идут неохотно. А у нас, наоборот, все больше популярна идея, что тренером “Динамо” и сборной должен быть один специалист. Сейчас это будет проще: до недавних пор Липман и глава “Динамо” Савицкис, мягко говоря, не ладили. Постоянно были какие-то взаимные обвинения, в том числе и публичные.
— Закольцуем разговор: новый глава ЛХФ Калвитис уже анонсировал какие-то первоочередные шаги? Проекты, инициативы, реформы…
— Думаю, главная реформа на первых порах — изменение управленческой структуры федерации. Объявлено, что от прежнего авторитаризма ЛХФ отойдет, работа будет делаться коллегиально. Но для начала федерация переехала. Прежде она размещалась в здании, принадлежавшем Липману. Понятно, что после выборов ее оттуда вежливо “попросили”. Хотя, может, и к лучшему: переехали же на арену “Вольво-Центр”, где в последние годы расположена база сборных.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь