ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ. Олимпийские рефлексии

13:41, 15 сентября 2004
svg image
1784
svg image
0

Только здесь существуют грандиозная по своему размаху система медиа-корпораций и сумасшедшая конкуренция в сфере СМИ — в течение трех августовских недель все это работало на Олимпиаду. Достаточно лишь произнести волшебное “бакс- бакс”, словно “сим-сим”, и все это становится тебе доступным.

Только за океаном живут три миллиона потомков древних эллинов (почти треть населения теперешней Греции) и выходцы практически из всех стран — участниц Игр ХХVIII Олимпиады. Если где-то, как не в Греции, и возможно прикоснуться к необычайной атмосфере олимпийского праздника, то именно в США.

Тем более шокировало то, что афинской Олимпиадой в Америке интересовался весьма ограниченный круг любителей. Географическая изолированность Нового Света от Старого и в основе своей некоммерческий характер Игр сделали их фактически чужими для “American dream”. Жители империи свободы и денег нынче живут в напряженном ожидании новых терактов, дружно заполняют кинотеатры по всей стране во время показа суперблокбастеров типа “Женщина-кошка” и “Человек-паук”, днями напролет подсчитывают шансы Буша и Керри.

Про звезд и терроризм

Популярность же Олимпийских игр наилучшим образом укладывается в канву “оранжевого” уровня безопасности, введенного Белым домом в Нью-Йорке, Вашингтоне и Нью-Джерси в ответ на известные угрозы “Аль-Каиды”.

Фигурировавшие в планах боевиков финансовые здания в Манхэттене на протяжении 24 часов охраняются сотрудниками спецподразделений. Грузовики и фургоны на въезде в город тщательно досматриваются полицейскими бригадами, значительно замедляя и без того черепаший в часы пик трафик. Максимально жесткий характер получила проверка людей при входе на все без исключения массовые мероприятия. Все это создает для американцев ежедневные проблемы. На опасность терактов большинство не обращает внимания. Жизнь идет своим ходом.

Так же и Олимпиада. Соревнования транслировались четырьмя телеканалами. В теле-, радионовостях и общенациональных газетах — все результаты и подробное описание событий. Неудивительно, ведь даже местный нью-йоркский телеканал “NY-1” командировал на Игры двух собственных корреспондентов. Однако даже самая зрелищная и попсовая часть Игр — церемония открытия — осталась в тени шокового признания губернатора-гея Нью- Джерси Джеймса Макгриви и страшнейших последствий урагана Чарли во Флориде.

“Спасибо небесам, что не состоялось никаких непредвиденных инцидентов. Спасибо небесам, что все прошло гладко. И спасибо небесам, что все это закончилось”, — так спортивный публицист “The Washington Post” Том Шэйлз не оставил камня на камне от организаторов и главного правовладельца трансляции трехчасового шоу в США телеканала NBC, обвинив обоих в чрезмерной коммерциализации.

Узкий мостик между Олимпиадой и Штатами проложен усилиями звезд. Такими, как 19-летний балтиморский вундеркинд Майкл Фелпс, на которого местные “знатоки” еще задолго до ответственных стартов обрушили неподъемный психологический груз — превзойти достижение легендарного Марка Спитца 32-летней давности в семь золотых меделей. И пусть руководитель олимпийской делегации “звездно-полосатых” Джордж Буш-старший заявлял о “первоочередности” чести и достоинства", янки жаждали побед и триумфов. Потому бронзовые медали Фелпса воспринимались как неудача, а поражение баскетболистов от сборной Пуэрто-Рико (в жизни — административной части США) как ошибка природы. Но только вначале.

Баскетбол, как и бейсбол, — национальный вид спорта в США, а потому за выступлением энбиэевских профи (в противовес всей остальной олимпийской программе) не следили только ленивые. Правда, на этот раз никто не осмелился назвать подопечных Лэрри Брауна “Dream Team”, а предстартовый баскетбольный энтузиазм постепенно трансформировался в разочарование и в конце концов сменился равнодушием.

Про нас

Что за океаном знают про нас? Практически ничего. Даже самые образованные американцы слабо представляют себе, что за страна такая Беларусь.

“Беларусь давно известна своими легендарными гимнастами Виталием Щербо и Ольгой Корбут. Теперь там живет и самая быстрая женщина планеты”, — сообщил телезрителям один из наиболее рейтинговых телеведущих Америки Боб Костас из NBC. “Она пришла из ниоткуда”, — утверждала “Los Angeles Times”. “Еще две недели назад имя практически неизвестной белоруски и близко не попадало в зону прогнозного радара специалистов”, — удивлялась “USA Today”.

Триумф Юлии Нестеренко стал для американцев не просто сенсацией. Белоруска за 11 секунд наново открыла для них неизвестное государство в центре Европы. Возможность убедиться в этом я получил на следующий день, прогуливаясь по центру консервативного Бостона. Мужчина средних лет со свежим номером “The Boston Globe”, развернутом на снимке Нестеренко, рассказывал своему 10-летнему сыну, что “Беларусь — бывшая республика СССР, которая находится между Польшей и Россией, где живет 10 миллионов и самая быстрая женщина планеты”.

А накануне вечером, остановившись в мотеле 25-тысячного городка Дэнверс (штат Массачусетс), интернациональной белорусско-литовско-украинско-российской компанией мы по старой восточнославянской традиции отмечали двойную победу — литовскую баскетбольную над американцами и нашу спринтерскую. И так приятно на душе было оттого, что твои вечные соседи могут поделиться с тобой радостью, а ты можешь поделиться с ними своей.

Окончательно олимпизированные

“Эти Игры были мирными и безопасными хотя бы до того момента, пока Колин Пауэлл не высказал желания посетить Афины; дружескими и телевизионно-экстравагантными, дабы на протяжении 17 августовских дней приковывать внимание привередливой американской публики. Но я сыт по горло допингом и допинг-тестами. Сыт по горло судьями, десятыми долями очков и в особенности политикой гимнастической федерации. Думаю, я окончательно олимпизирован”, — так ведущий спортивный колумнист “The New York Times” Джордж Вексэй подвел эмоциональную черту под завершением афинской одиссеи.

Разменяв сотню медалей, янки прогнозируемо первенствовали в командном зачете. И все же греческая Олимпиада попадет в американскую спортивную летопись как самая неоднозначная: появление на звездном небосклоне нового Марка Спитца — юного короля бассейна Майкла Фелпса, величайший допинговый скандал в лагере легкоатлетической команды еще на предолимпийском этапе и особенно болезненное фиаско Айверсона и К°…

“Выступление американских атлетов всегда детально анализируется местными журналистами, но не больше, — рассказывает коренной минчанин и любитель спорта, а теперь ньюйоркер с четвертьвековым стажем Майкл Зарецкий. — Никто тут не будет делать национальной трагедии по причине невыполнения “генерального плана” (да и где тот план?) и тем более собирать с олимпийцев медальные расписки под аккомпанемент хорошо известного в Беларуси: “Страна вложила в вас народные деньги, и вы должны их отработать”. Хотя бы по той причине, что финансирование спорта в США осуществляется из негосударственных источников. От того неограниченные возможности и результат — налицо”.

Каждый олимпиец, как и человек, имеет право на ошибку, а потому американцы не “казнят” сегодняшних неудачников. Точно так же, как и ньюйоркеры не будут делать того, что им не по душе. Их родной город преследует Париж в гонке за право стать столицей ОИ-2012, но большинство его жителей являются убежденными противниками олимпийской кампании и строительства нового 70-тысячного стадиона в западной части Манхэттена.

Нью-Йорку Олимпиада не нужна. Точно так же как и Минску. Только вот камень преткновения — совсем не деньги. Проведение крупномасштабных мероприятий в финансовом центре планеты парализует привычный образ жизни и неимоверно повышает возможность терактов.

Нечто подобное можно было наблюдать во время четырехдневной Конвенции республиканцев, которая состоялась в начале сентября в знаменитом “Madison Square Garden”. 4000 делегатов и членов их семей, 37000 полицейских, стотысячные антибушевские акции протеста и море туристов — все это, согласно опросу “The New York Times” и телеканала СBS, заставило шестую часть жителей Манхэттена оставить город на время республиканского собрания. Многие компании отпустили своих сотрудников на 4-дневные выходные, а 53 процента ньюйоркеров вообще воздержались от посещения центра города только по причине вероятного теракта.

Игры еще не успели закончиться, а про них уже поспешили забыть. Не мудрено, ведь на повестке дня стояла решающая стадия бейсбольного сезона, начало футбольного, “US OPEN”…

Может быть, Олимпиады и не было вовсе?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?