Как окупается Юрмала. Кубарев — золотой человек

21:34, 1 ноября 2016
svg image
1226
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но все это были бы чисто стилевые различия, если б в нынешнем году в соседней стране не вспыхнула сенсация с ярким белорусским акцентом. Национальный титул вдруг выиграл скромный “Спартак” из курортной Юрмалы — клуб, о котором еще вчера никто ничего не знал.
У нас о нем знают, пожалуй, главное — что тренером в нем служит Олег Кубарев. И что помощник его, занимающийся с вратарями, также наш человек — Эдуард Тучинский. И что в составе сразу четверо белорусов — Николай Кашевский, Дмитрий Платонов, Сергей Козека и Сергей Пушняков. Впрочем, это пусть и очень интересные, но все же детали. Куда важнее разобраться в другом — на чем стоит и куда движется этот загадочный проект в такой же, как наша, “нефутбольной” стране? Задав себе этот вопрос, корреспондент “ПБ” решил выяснить ответ, за которым обратился точно по адресу. Или, правильнее, по правильному телефону. На том конце — президент (и тезка) юрмальского клуба Спартак МЕЛКУМЯН. Интересный собеседник, который рассказывает о своем детище не все, но очень многое. А с белорусской колокольни — местами и удивительное.

— Чемпионами вы стали в Риге, победив клуб РФШ. Как праздновали?
— Пока никак, если не считать обязательного для таких случаев шампанского. В интернете снимки есть, наверное, вы видели. А если иметь в виду торжественный банкет, то его время еще не пришло. Главный тренер сказал, что об этом думать рано. Остался еще один тур чемпионата. Вот сыграем — и задумаемся, как отметить событие. Мы, когда ехали в Ригу, и не готовились к тому, что выиграем чемпионат именно сейчас. Кто знал, что “Вентспилс” в параллельном матче проиграет. Да и на фарт нельзя ничего планировать заранее. Но, видите, все сошлось, и наша команда стала недосягаемой в таблице.

— “Спартак” осознанно шел к этому золоту — с официальной задачей?
— Задачи были, но не настолько четкие. Перед стартом решили, что можно побороться за попадание в тройку призеров. Реально оценивали силы. В итоге план перевыполнили. Получается, это сенсация для всего латвийского футбола.

— У вас молодой клуб — основан в 2007 году. Как все происходило?
— Ну как? Очень просто. Это наша идея — моя с отцом. Однажды задумались, почему бы не создать в городе футбольный клуб. Ну и создали.

— Имели стартовый капитал?
— Капитала как раз особо не было. Начинали же с низов. Вторая лига, любительский уровень — траты там минимальные. Выиграли турнир, вышли в первую лигу. Главным тренером был Сергей Голубев, он сейчас ассистент у Олега Кубарева. Тогда только закончил карьеру, сам собирал команду, местных пацанов.

— Так у вас история почти как у белорусских “Крумкачоў”. Слышали про такой проект?
— Слышал, мне рассказывали. Но подробностей не знаю, поэтому о сходстве рассуждать не готов.

— Вас зовут Спартак. И клуб назвали “Спартак”. Совпадение?
— Именно. Мне дали имя в честь артиста Спартака Мишулина. Ничего футбольного. Хотя за московский “Спартак” болею с детства — вот поэтому и наш клуб так назван. Помню, еще студентом ездил в Москву на матчи. Был забавный случай в Лужниках, во время еврокубкового матча с “ПСЖ”. Я хотел отлучиться, но омоновец загородил выход с трибуны: мол, нельзя. Говорю в шутку: выпустите, меня зовут Спартак. А он: ну и что, а я мастер спорта по дзюдо и самбо. Тогда показал свой паспорт. Омоновец посмотрел: о, точно Спартак. Ну тогда иди. Такая вот история. Кстати, сейчас в московском “Спартаке” работает тренером Роман Пилипчук. Еще совсем недавно он возглавлял нашу команду. Это к вопросу о совпадениях.

— Ваш “Спартак” — частный клуб?
— Да, частный.

— Каковы источники финансирования?
— Живем, во-первых, за счет денег, которые получаем от УЕФА за участие в еврокубках. Во-вторых, выручка с трансферов — аренда и продажа футболистов. Вот два направления. Это наша стратегия.

— Этого хватает, чтобы покрыть все расходы и выйти на окупаемость?
— При удачном раскладе удается. Все потому, что у нашего клуба очень скромный годовой бюджет. Примерно 600-700 тысяч евро.

— За летние матчи с минским “Динамо” в Лиге Европы “Спартаку” полагается…
— 200 тысяч.

— Трансферы у вас были очень удачные?
— Могу один пример привести. Был у нас парень из Ганы — Патрик Твумаси. Приехал молодой, 18-летний. Через полтора года ушел в “Астану”. Сначала в аренду, а потом казахстанский клуб его выкупил. О цене не спрашивайте, не хочу раскрывать. Главное — теперь Патрик играет на другом уровне. В том числе в группе еврокубков. В прошлом сезоне в Лиге чемпионов — с “Бенфикой”, “Галатасараем”, “Атлетико”.

— Этот лифт — самое ценное, что может предложить Юрмала молодому игроку?
— Да, именно к этому мы и стремимся. Чтобы футболист, приходя к нам, понимал, что есть такая перспектива. Хотя это непростая работа, доводить молодежь до определенного уровня. Не всегда получается, в некотором роде это лотерея. Но есть положительные примеры и кроме Твумаси. Когда-то приехали в Юрмалу три колумбийца. Спустя время на них появился спрос — в итоге кто-то ушел в нальчикский “Спартак”, кто-то в “Салют” из Белгорода. Несколько лет назад все происходило, тогда это были неплохие клубы.

— Как в вашем клубе появился Кубарев?
— Впервые — в 2013-м. Олега Михайловича нам рекомендовали. Он поработал полгода. Футболисты у нас тогда были другого уровня. Хотя тот же Твумаси играл — и Кубарев прямо поспособствовал его прогрессу. Но потом ему поступило предложение из Молдовы. Расстались. Уехал и он, и Тучинский. А перед этим сезоном у нас снова встал вопрос о тренере. Разные кандидатуры рассматривали, но я сразу настаивал на возвращении Кубарева. Еще три года назад увидел, насколько грамотно у него поставлен тренировочный процесс. Олег Михайлович как никто другой умеет развивать, обучать игроков. И параллельно — вести команду к высокому результату. Он и вернулся с таким условием. Сказал, что хочет работать серьезно и бороться только за первое место.

— По вашим оценкам, каков его вклад в чемпионство?
— Считаю, определяющий. Сам Кубарев в этом вопросе скромный — говорит в первую очередь о заслуге игроков.

— Среди них есть четыре белоруса. Довольны ими?
— Их приглашал главный тренер. Всех, кроме Пушнякова. Были зимой на просмотре и другие ребята из вашей страны, молодые. Но не подошли. Мы ведь должны учитывать и лимит на легионеров. В чемпионате Латвии в одной игре можно использовать не более пяти иностранцев.

— Всех наших оставите в команде и на следующий сезон?
— Пока не разговаривали на эту тему. Нужно дождаться окончания чемпионата. Я бы, конечно, хотел оставить, но все зависит от того, какие предложения им поступят. В Латвии у футболистов небольшие зарплаты.

— Платонов забил много голов. Он самый крутой из белорусских легионеров?
— Я всеми доволен. Да, Дима молодец — больше всех забил, проделал большой объем работы. Козека отыграл сезон почти без замен. Пушняков прибавлял от месяца к месяцу и со временем стал основным, незаменимым игроком. У Кашевского была травма, но это опытный футболист — важный для нас с точки зрения дисциплины, формирования в коллективе хорошего микроклимата. Я знаю, что он из одного города с Кубаревым, они много лет знакомы.

— Если бы у юрмальских белорусов были латвийские паспорта, претендовали бы на попадание в сборную?
— Платонов, думаю, однозначно. И Кашевский, если бы в лучшие годы. Вообще, если говорить о документах, то вашим ребятам мешает отсутствие европейских паспортов. Иначе было бы больше перспектив в других странах. Кубарев это тоже часто отмечает.

— У него, кстати, не самый простой характер. Нормально уживаетесь?
— Может, это по вашим меркам Кубарев непростой. Как по мне, все спартаковские белорусы — и тренеры, и футболисты — просто золотые люди. Никаких проблем ни во взаимоотношениях, ни по части профессионализма.

— Пройти минское “Динамо” в Лиге Европы было реально?
— Шансы имелись. Первый матч закончили вничью. Но во втором уступили. Все просто: у большинства наших ребят нет опыта международных игр. Посмотрите наш состав — полкоманды 1995 года рождения и моложе.

— Запомнилось, что спартаковцы играли в Минске в “шашечной” форме — как хорваты.
— Это прошлогодняя экипировка. Год назад также выступали в Лиге Европы. И неплохо — победили черногорскую “Будучност”, играли с сербской “Войводиной”. Решили форму на фарт сохранить.

— Восемь клубов в четыре круга — это максимум, который может себе позволить высшая лига Латвии?
— Не то чтобы “может позволить”. Просто большинство наших клубов считают этот формат оптимальным. Время от времени возникают разговоры о расширении лиги, но, по последним данным, восемь команд останется и в следующем году.

— Сложная сейчас экономическая ситуация в латвийском футболе? В белорусском, если хотите знать, очень сложная.
— Все познается в сравнении. И могу сказать, что ваши проблемы нам были бы за счастье. Все имею в виду — клубы, инфраструктуру, базы, поля… А в Беларуси же еще и господдержка. Нам, например, город мало помогает. Может, после этого чемпионства ситуация хоть немного поменяется.

— Что бизнес?
— А что бизнес? Ему сегодня трудно, и это понятно. Если нет свободных средств для спонсорства, то где их взять?

— Зато к участию в чемпионате Латвии допускаются любители.
— Да, есть такое. В том числе и у нас. Играют ребята без контрактов. Студенты или даже школьники. В Латвии среднее образование — 12 классов. По сути, до 19 лет ты учишься в школе. Работающих любителей в “Спартаке” нет.

— Латвия — хоккейная страна?
— Да, конечно. Хоккейная, баскетбольная. Футбол в лучшем случае на третьем месте.

— В Юрмале тоже?
— В городе есть баскетбольная команда, гандбольная. Обе выступают в высшей лиге. Зрители неплохо ходят на их матчи. Потому что играют в зале, в тепле — и в зимний период, когда пляж никого не интересует. Я и сам прихожу на баскетбол и гандбол. А вот на футбол болельщиков привлечь сложно. Посещаемость чемпионата — в среднем человек 500.

— Внутренне готовы к тому, что зимой Кубареву сделают предложение, от которого он не сможет отказаться?
— У нас договоренность: если у него появится хороший вариант, то… В общем, будет решать. Но, конечно, хотелось бы Олега Михайловича сохранить. Как и состав, насколько это будет возможно. Все-таки следующий сезон ответственный и волнительный. Дебют в Лиге чемпионов.

— И последнее. У вас армянская фамилия.
— Корни армянские. Хотя вырос я в Грузии. Но родился и живу в Латвии.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?