Артем Франков. Сомневаюсь, что увидим в Корзуне нового Хацкевича
Артем состоит в исполкоме федерации и комитете по этике. В Киев корреспондент “ПБ” позвонил спустя пару часов после пресс-конференции Андрея Шевченко, предварявшей отборочный матч украинцев с финнами. И этот брифинг стал лишь одной из тем долгой беседы с ведущим спортивным автором Украины.
— Как прошла пресс-конференция Шевченко?
— Ей предшествовала другая пресс-конференция. Федерация футбола Украины заключила новый контракт со спонсором — компанией мобильной связи Lifecell, что было приятно. А затем началось общение. Я задал тренеру кадровые вопросы. Почему была проволочка с объявлением, что Коваленко тоже вызван в сборную? И почему нет Хачереди? Шевченко откровенно на них ответил.
— Как вам вообще его первые шаги во главе сборной Украины?
— Вы знаете, вполне позитивно. В отличие от большинства наших болельщиков я и не был настроен слишком негативно. Знаком с Андреем. Знал, что он будет подходить к работе очень серьезно, потому что это ответственный этап в его жизни. Плюс видел, какую команду он себе подобрал. Упомяну итальянцев Тассотти и Малдеру, испанцев Рианчо и Харо. Сборная прогрессирует. Политика омоложения оказалась полезной и даже не особенно болезненной. Вижу у этой команды будущее. Хотя, поверьте, нынешнее состояние украинского футбола не дает слишком много поводов для оптимизма. Что касается старта в отборе, то говорить надо об упущенных возможностях, а не о том, что мы натянули сову на глобус. Упущенные возможности — это нереализованный пенальти в игре с исландцами, потерянная победа в матче с турками. По-хорошему действительно могли иметь стопроцентный результат. Но до начала отбора, наверное, только единицы верили, что мы можем добывать этот результат с позиции силы.
— Как и у Шевченко, у тренера нашей сборной Александра Хацкевича мало опыта. Видите в этом проблему?
— Проблема, думаю, есть. Но не ключевая. В конце концов, все когда-то начинали. Хватает примеров, когда привлечение людей без большой тренерской практики, зато с могучим футбольным опытом вообще приносит результат. Надеюсь, и у нас, и у вас как раз тот случай. Хорошо знаком с Хацкевичем. Уважаю его как великого в прошлом игрока, как человека, действительно разбирающегося в футболе и понимающего, чего он хочет. Последний раз виделись на Байковом кладбище на годовщине со дня смерти Андрея Гусина. Он рассказал, что никакого вмешательства в его работу нет. Всех болезненно интересовало: какая там обстановка, никто не диктует состав? Хацкевич сказал: ничего подобного.
— Как оцените его работу во главе белорусской сборной?
— На мой взгляд, у вас та же трагедия. Команда чувствует себя довольно комфортно, когда нужно сдерживать атаки противника. Но с огромным трудом переходит к игре, если необходимо атаковать и бить соперника, который сам занимается тем же. Такой недостаток в принципе есть и у сборной Украины. Но у нас больше индивидуально сильных футболистов, которые эту проблему способны решить.
— Нынешнему “Динамо” не хватает таких легионеров, как Хацкевич и Белькевич?
— Ха, если бы нам сейчас Хацкевича и Белькевича конца девяностых, от соперников “Динамо” пошли бы клочки по закаулочкам. Очень ностальгические воспоминания. Кстати, и нынешняя сборная Беларуси, думаю, не отказалась бы иметь их в составе. Игроков такого уровня еще поискать. За вашу национальную команду болею, как и раньше.
— Вы ведь комментировали матч памяти Белькевича на киевском телевидении?
— Да. Не только я, но и вся Украина, которая неравнодушна к футболу, очень тяжело восприняла смерть Валика. Это большая потеря. По таким игрокам всегда тоска. Ум, выдающийся футбольный интеллект… Думаю, у него была и тренерская перспектива, которая реализовалась бы, если бы не эта трагедия. Все смерти преждевременны. Но когда в сорок лет уходят — это кошмар. Светлая память. Могу уверить, что на Украине чтят его память. Белькевич был не очень склонен соглашаться на интервью. Однако как-то мы пообщались с ним вполне нормально. Хотя Валик был тем человеком, который раскрывался в неофициальной компании. Если ты прошел кордоны и проверки, он становился совершенно другим.
— Недавно вы написали: “В “Динамо” не заиграл ни один человек, приобретенный в три последних трансферных окна”. При этом уточнили, что Корзун выходит на поле и старается.
— Считаю, лучший матч Корзуна пока — это Беларусь — Франция, но не какой-то из матчей “Динамо”. Пусть растет. Еще рано говорить, что этот трансфер принес серьезный положительный эффект. По самоотдаче к нему претензий нет. Однако мы ведь хотим видеть в нем нового Хацкевича. Но увидим ли? По этому поводу у меня есть большие сомнения. Хотя желаю парню больших успехов.
— На конференции вам задавали вопрос о Сивакове и его постоянных ошибках. Ответ получился двояким…
— Помню этот ответ. Только тренер может почувствовать, нужно ли продолжать доверять футболисту, чтобы он переломил эту жуткую тенденцию. В игре с “Динамо” Сиваков, по-моему, вообще три мяча привез. Что лучше? Списать человека, надолго посадить его на “банку” либо все так же ставить и показать, что у тебя нет других вариантов? Хотя во встрече с “Фейеноордом” опорный полузащитник Гречишкин перешел на позицию в центре обороны. Результативных ошибок не было, но Сиваков с выпрыгивающим Йоргенсеном, возможно, справился бы получше. В любом случае, надеюсь, это была черная полоса. Раньше же Сиваков не привозил в таком количестве.
— Какие первые впечатления о работе Дулуба в “Карпатах”?
— Главное, что он одержал свою первую победу. И по следам этого все прониклись оптимизмом. Был на игре “Карпат” с киевским “Динамо”. Там львовяне выглядели глухо. Посмотрим. Как известно, “Карпаты” имеют прозвище “украинский “Палермо”.
— За год там поменялось семь тренеров. Какова вероятность, что в скором времени не появится восьмой?
— Ха, ничего предсказать нельзя. Даже не пытайтесь. Надо смотреть в контракт. Думаю, его пятилетний срок совершенно не остановит “Карпаты” в случае чего. Там ведь могут быть прописаны определенные спортивные задачи. Допустим, если “Карпаты” вылетят из премьер-лиги, не уверен, что сотрудничество будет продолжено. Желаю Дулубу пойти по пути Кононова — вдумчивого, успешного тренера, работавшего в “Карпатах”.
— Падение уровня чемпионата Украины в последние годы не отбивает у вас желания работать?
— Ну, для подпитки моего желания всегда есть чемпионат Англии. К тому же падение уровня — это довольно прогнозируемое явление. И оно имеет свои позитивные стороны. А именно — возможность присмотреться к нашей молодежи. Хотя не могу отрицать, что мы сейчас скорее воюем за поддержание уровня, а не говорим о развитии чемпионата.
— Новая формула с делением на шестерки вам по душе?
— Я был ее сторонником. Привлекло большее количество матчей между сильными соперниками и матчей вообще. Единственное, предлагал вариант с располовиниванием очков после первого этапа и, разумеется, с дополнительным стимулированием второй шестерки. Был за то, чтобы обмен между премьер-лигой и первой лигой проходил по формуле 2+1. Советовал ужесточить ситуацию, чтобы вторая шестерка тоже бегала как следует. Подчеркиваю, эта схема принималась как временный вариант. Абсолютное большинство людей, причастных к футболу Украины, считают, что правильная для нас формула — шестнадцать команд в два круга.
— Не так давно в Беларуси тоже обкатывалась схема с делением на шестерки. Но спустя пару лет от нее решено было отказаться.
— Проблема в чем заключается? Если бы вам удалось подтащить к вопросу телевизионные деньги, то идея показалась бы более интересной. А так — что в лоб, что по лбу. Не секрет, что изменение формулы у нас очень активно поддерживали телевизионщики. Но и они, и клубы не пришли к соглашению по поводу единого телевизионного пула. Одна из главных, стратегических задач нашего футбола решена не была.
— Не чужой для вас “Металлист” в межсезонье прекратил существование. Болезненно восприняли новость?
— Насколько знаю, клуб все-таки есть. Но профессионального статуса он не имеет. А воспринял чрезвычайно болезненно. Жутко страдает от этого чемпионат. Все вспоминают те замечательные времена, когда “Металлист” бился на равных с “Шахтером” и “Динамо”. Когда мы говорили о четверке грандов украинского футбола, добавляя еще и “Днепр”. Все-таки надеюсь, что в Харькове эту проблему решат. Сейчас “Металлист” имеет в названии странную добавку “1925”. Вообще не понимаю, откуда взялась эта дата. Никто не может внятно объяснить, с какого бодуна решили, что “Металлист” был основан в 1925 году. Сейчас эта команда играет “по любителям”, лидирует в своем турнире. Возможно, и вернет себе профессиональный статус.
— Посещаемость чемпионата Украины в этом сезоне — на самой низкой отметке за годы суверенитета. Главная причина — война на востоке страны?
— Не сказал бы. Здесь разве что опосредованная связь. Футбол далеко не всегда служит источником положительных эмоций. Работать в режиме “уколоться и забыться” у него не получается. Уровень жизни на Украине упал в три раза. Лишь единицы обогатились в последнее время, а десятки миллионов стали жить намного хуже. Из-за роста курса доллара, из-за чудовищного роста цен, тарифов на коммунальные услуги. Трудности очень серьезные. Плюс, разумеется, посещаемость падает на фоне отступления по части уровня футбола. Когда четверка лидеров рубилась по-черному, люди шли на стадион. Народ сейчас все воспринимает с точки зрения негатива. Играть, мол, не умеют, что там вообще смотреть, убожество. К тому же не забывайте о проблемах самих клубов. “Металлист” давал очень серьезную прибавку по болельщикам. В моем родном Харькове меньше двадцати тысяч даже на чемпионат не приходило. Не может “Шахтер” во Львове собирать пятьдесят тысяч зрителей, как это было в Донецке. Нигде не соберет “Заря” столько же, сколько в Луганске. И только потом надо говорить об экономике, об общем разочаровании людей…
— Вам комфортно в сегодняшней Украине?
— Не могу сказать, что я всем доволен. Полный комфорт — это идиотическое состояние. Разумеется, есть проблемы, которые можно решить. Есть проблемы, которые я не могу решить, но могу о них прокричать. Это считаю своим долгом. Я здесь живу, и этим все сказано. Это моя любимая страна, которой иногда хочется сделать больно, чтобы она выздоровела.
— Уменьшение количества белорусов в чемпионате Украины связывали с повышением уровня турнира. Сейчас этот уровень упал, но наших футболистов не стало больше. Почему?
— Интересный вопрос… Как вы считаете, у вас достаточно игроков, которых можно зазвать в нынешний чемпионат Украины?..
— Во всяком случае, их больше, чем двое.
— Возможно, это связано с тем, что наши клубы четко понимают: лучше воспитывать своих. Хотя, может, здесь и локальное явление. Часто бывает, что какой-то агент наладил поток футболистов в другую страну. Мы говорим: о, видите, уровни совпадают. А это случайный всплеск, не более того. К тому же сомневаюсь, что ваши ведущие футболисты имеют заветную мечту сыграть в чемпионате Украины. В премьер-лиге финансовая ситуация в клубах часто хуже, чем в первой. Еще из-за тех раздутых бюджетов. Во втором дивизионе зарплаты на уровне пятисот долларов. Без премиальных. У нас уйма клубов еще, грубо говоря, вырыгивает последствия того тучного времени. Возьмем “Днепр”, “Волынь”… Большая часть команд просто не могут взять и подтащить кого-то из Беларуси.
— Недавно в белорусском футболе зашла речь о создании ПФЛ. Что посоветуете с высоты украинского опыта?
— Премьер-лига создавалась исключительно для бизнес-целей. Вы же понимаете, что организовать сам чемпионат может и отдел по проведению соревнований при федерации. А чтобы решать серьезные имиджевые, брендовые задачи и зарабатывать деньги, как раз и учреждалась премьер-лига. И она эти задачи не выполнила. Над ними сейчас бьется новый президент Владимир Генинсон. Перед ПФЛ, которая объединяет первую и вторую лиги, стоит ровно та же задача. Минимизировать расходы клубов, заработать путем рекламы, продвижения продукта прежде всего в телевизор. Но это очень трудно сейчас сделать. Рекламный рынок схлопнулся со страшной силой. Так что вы можете изучить наши ошибки. Если ПФЛ создается лишь для того, чтобы бороться с федерацией, она обречена. Будущее у проекта есть, только если он носит чисто деловой, практический характер.
— Не так давно премьер-лига заключила спонсорский контракт с букмекерской конторой. Позитивный шаг?
— Абсолютно. Для начала: “Пари-матч” — не букмекерская контора, а фирма, главная задача которой — вернуть букмекерству в Украине легальный статус. Я сторонник мысли, что увести игрища такого рода в тень — это выдающаяся ошибка, а может, даже диверсия под нашу экономику. Деньги пролетают мимо бюджета Украины. Страна далеко не в том положении, чтобы разбрасываться миллиардами гривен. Причем никто не может объяснить, какого черта был принят такой закон.
— Пару лет назад у вашего журнала начались серьезные финансовые трудности. Как дела сейчас?
— Некоторые проблемы наблюдались. Сейчас внутренние выплаты регулярны. Хотя хочется большего. Зарплаты не могли не уменьшиться из-за падения курса доллара. Тираж падает. И у народа меньше денег, и поколение айфонов наступает. Хотя журнал по-прежнему приносит прибыль. Мы еще живы и весьма румяно выглядим.
— До сих пор помню, как после первого матча БАТЭ в Лиге чемпионов — в Мадриде против “Реала” — в “Футболе” вышел текст с посылом: “И зачем такие команды в главном еврокубке?”…
— У меня мнение по этому вопросу изначально было простым. Кто честно пробивается в Лигу чемпионов, тот там и играет. В редакции очень часто ругаемся по этому вопросу. Были и есть недовольные. Но идеальной формулы, способной удовлетворить все болельщицкие интересы, нет. Это вкусовщина. А БАТЭ уже не раз доказал, что в хорошем настроении может устроить неприятности кому угодно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь