ЧМ-2018. Александр Хацкевич. Это показатель уровня всего белорусского футбола
В общем, вопросов было много — и ни один не остался без ответа даже в режиме вчерашнего небольшого “дозвона”, после которого стало ясно: Александр Николаевич продолжит работу на своем посту.
— Для начала ваше резюме по итогам матча в Софии.
— Такой игры соперника ожидали — и готовились к ней: у болгар она строится на быстром переходе из обороны в атаку. Но одна из наших потерь в начале матча привела к контрвыпаду, который завершился голом. Потом владели мячом, инициативой, территорией. В одном моменте хозяев выручил вратарь, а где-то нам не хватило исполнения и удачи. В принципе встречались равные команды по подбору футболистов. Отношение к делу было на высоком уровне — здесь претензий нет. Однако лишь желания маловато: нужно и мастерство. Хотя мы создавали моменты — в основном после стандартных положений. Но считаются ведь не моменты, а голы.
— Шансов забить с игры было немного. Проблема?
— Предпосылки для хороших атак есть. Но недостает качественных последних передач. А когда они получаются, то эпизоды надо решать — взять тот же удар Вани Маевского. Пытались вскрыть оборону болгар через фланги, и временами это удавалось. Однако повторюсь: нет последнего паса — нет и завершения.
— Успех Ивелина Попова в дебюте поединка развязал болгарам руки и позволил действовать так, как они любят?
— Мы и пропустили-то после резкой контратаки. Сначала Маевский потерял мяч в середине поля, потом череда ошибок — и гол. А ведь просили ребят: меньше игры в недодачу, потому что у болгар все строится на быстром переходе.
— По сравнению с матчем в Греции вы произвели две правки в составе. Почему Политевич ушел на край Шитова, а Гордейчук сменил Савицкого?
— У Политевича хороший первый пас. Понятно, что позиция для него не родная, но и не новая: еще в минском “Динамо” так играл. Да, может, на ней не столь уверенно чувствует себя позиционно. Хотя пока он располагался на правом фланге, у болгар там родился только один острый момент. Сергей более надежен в обороне, что и подтвердилось, когда вышедший на замену Игорь Шитов пару раз сделал ошибки, недопустимые для защитника. Этим решением по стартовому составу хотели добавить качества первому пасу и надежности сзади, поскольку два крайних полузащитника соперника — Миланов, который в этом матче действовал справа, и Тонев — сильны. Могут обыграть на месте буквально один в один, а Политевич в подобных эпизодах сильнее Шитова. Хотя Игорь тоже хорошо вошел. Да, были моменты, когда уступал в единоборствах, но вместе с тем старался подключаться вперед. Замена Савицкого на Гордейчука? Миша лучше знает наши требования при игре в обороне и атаке — и на сегодня он сильнее Паши. Понятно, в будущем Савицкий может вырасти индивидуально сильным футболистом. Но в Софии мы остановили выбор на Гордейчуке.
— Впечатления?
— От него исходила опасность: у Миши в каждом матче есть моменты. А как не забивает? Ничего нового не отвечу — это класс и исполнительское мастерство. Но Гордейчук как раз из тех, кто не боится брать инициативу на себя, обострять и обыгрывать один в один. Вместе с Глебом он и организовал доставку мяча Маевскому в эпизоде на 47-й минуте первого тайма. А после перерыва имел свой шанс — к сожалению, не реализовал.
— Ранняя замена в обороне все же связана с тем, что вариант с переводом Политевича на фланг не совсем оправдался?
— Она связана с травмой нашего капитана Мартыновича, который не смог продолжить игру — дернул мышцу передней поверхности бедра. И ни в коем случае с тем, что мы в чем-то ошиблись.
— С обороной у нас все не так плохо. Но только два забитых гола в официальных матчах…
— Не можем поставить четкую точку в концовках атак — это главная проблема, которую следует решать. Тот же Денис Лаптев здорово цеплялся за мяч вверху и внизу, но не нашел момента для удара по воротам. Хотя и защитники хозяев особо не давали ему развернуться. Чего скрывать, у нас есть проблема с форвардом. И давно. Да, стабильность состава — один из признаков того, что команда устоялась. Но в нападении продолжаем искать различные варианты, однако пока безрезультатно. К сожалению.
— Год для сборной завершен. Как его оцените?
— У нас опять не удался старт. Однако это и показатель уровня всего белорусского футбола за год. Ни одна команда не пробилась в групповой этап еврокубков — у футболистов БАТЭ теперь немного не те эмоции, что вполне объяснимо. Впрочем, повторюсь: по отношению и выполнению требований — никаких вопросов. Но если бы они играли на международной арене и в клубе, еще больше верили бы в свои силы. Это я к тому, что все взаимосвязано.
— Почему мы побеждаем в товарищеских играх — и не можем в официальных?
— Где-то на ребятах сказывается давление: результат, результат, результат… Постоянно стараемся их раскрепостить, но на каждый матч они все равно выходят немного зажатыми. Не беру даже первые десять минут в Болгарии, когда пропустили, — беру тот же спарринг с греками. Спарринг! А мы минут пятнадцать-двадцать втягивались в игру… Хотя в Афинах надежнее сработали сзади. Но в целом психологическое понимание, что играть можно со всеми, почему-то приходит лишь непосредственно на поле — а, к сожалению, не со стартовым свистком. И еще. Как бы мы ни настраивали футболистов, уровень самоподготовки в плане уверенности в себе у них все же должен быть выше.
— Какой отрезок в этом году для вас был самым трудным?
— Переживаю за каждую игру — и за ребят. Они не безразличны на поле и, на мой взгляд, сейчас это самые сильные футболисты, которые у нас есть. Других пока нет — даст бог, появятся… Если же говорить об отдельных матчах, то долго и сильно переживал из-за ничьей с Люксембургом: с такими соперниками должны брать максимум очков. А встреча с болгарами показала, что в командных действиях мы сильнее. Но если рассматривать индивидуально, то побыстрее пытаемся избавиться от мяча и сыграть на партнера — пусть лучше он… Надо брать ответственность и на себя, что вдвойне важно в поединках с практически равным тебе соперником. По игре выглядели лучше, но ничего уже не вернешь…
— Кто из футболистов порадовал в этом году или раскрылся неожиданно?
— Сказать, что кто-то сыграл ниже своего уровня, не могу. Может, если бы сейчас передо мной лежали распечатки технико-тактических действий, которые у нас есть по каждому матчу, остановился бы подробнее. А в целом мое мнение таково: ниже определенной планки никто не опустился, но и выше головы не прыгнул. Может, в отдельных встречах кто-то и превзошел себя. Однако стабильности нам еще не хватает.
— Без кого эта сборная немыслима? Без Глеба, которому уже 35 лет?
— Когда он готов и в тонусе, для нас это ключевой футболист: при переходе из обороны в атаку на Саше завязано очень многое. Но к сборной надо готовиться через игры в клубе. Уровень мастерства Глеба высок, и в этом возрасте развивать его уже не надо — просто постоянно поддерживать. Пусть функционально он не готов на сто процентов, зато лидер по менталитету — в каждом матче вел команду за собой.
— Красная карточка Глеба — главным образом следствие эмоций?
— В первую очередь, да — отрицательных. Концовка, никак не можем забить… Может, это удаление говорит о не безразличии, но все-таки в любой ситуации нужно оставаться спортсменом и мужчиной. Не важно, какой счет и как складывается игра — надо уметь держать себя в руках и помнить, что есть следующие матчи. В отличие от других эпизодов в этом эмоции Саши не пошли на пользу команде.
— Теперь вы можете выразить мнение по теме с неприездом Калачева?
— Пока не могу озвучить его публично. В первую очередь нужно переговорить с самим футболистом — уже после окончания сезона — и узнать, какие у него планы в отношении сборной.
— В софийском аэропорту вы беседовали с председателем федерации Сергеем Румасом. О чем, если не секрет?
— Когда эмоции уже улеглись, в понедельник встретились с ним в Минске. Поговорили в спокойной обстановке. Как и все мы, Сергей Николаевич недоволен результатом. Но главное, что разговор был конструктивным и без каких-то резких движений.
— Значит, вы продолжите руководить сборной?
— Да.
— Когда вы отвечали на вопрос, почему в сборную вызов получает Сигневич, а не Родионов — говорили, что нужно смотреть на перспективу. Но одаренной талантливой молодежи, подходящей под главную команду, у нас немного. Почему?
— Все идет от внутреннего чемпионата. Посмотрите: во многих командах играют люди, которым по тридцать пять лет и даже больше. Прекрасно понимаю тренеров: они зависимы от результата, вот где-то и опасаются больше доверять молодежи. Хотя мое мнение таково: если она готова давать результат и соответствовать уровню команд нашей высшей лиги, ей надо давать возможность расти — и давать приоритет перед опытными футболистами. Такая подпитка для национальной сборной очень важна и нужна.
— Работа главного тренера сборной куда взрывоопаснее, нежели в киевском “Динамо-2”. Вы ни разу не пожалели о решении возглавить ее?
— Нет… Почему я должен жалеть? Контакт с командой есть — это главное. Ребята понимают наши требования. Да, может, не настолько быстро, как хотелось бы, воспринимают их. Однако динамика в части организации и игровой дисциплины все равно видна. Хотя уже который раз говорю: техническая оснащенность оставляет желать лучшего. В простой футбол можно играть: мяч на фланг, оттуда подачу — и все… Но мы пытаемся комбинировать и накрывать соперников на их половине. К сожалению, выполнять эти задачи удавалось не всегда — и тем не менее шарахаться в плане построения игры и тактических наработок мы не можем. В прошлом году это давало результат. А если начнем отходить от своей концепции и постоянно пытаться выдумывать что-то новое, стабильности от команды вообще никогда не дождемся.
— Вы за что-то корите себя?
— За то, что неудачно стартовали по набору очков. Так или иначе, значимость результата никто не отменял. А ошибки, конечно, есть и будут всегда — у меня и у футболистов. Главное, уметь их исправлять.
Но я заверяю всех: делаю свою работу честно — и отдаюсь ей полностью.
— О высоких местах нам говорить не пристало. Какие стратегические цели поставите на ближайшее будущее при таком турнирном положении?
— Ясно, что в группе есть фавориты, которые очевидно выше нас по уровню мастерства и рейтингу. А наша задача — бороться за третье место.
— По-прежнему считаете ее реальной?
— Первый круг еще не закончился. И в этом смысле следующая игра — определяющая. Или опять будем четвертыми-пятыми, или все-таки сможем зацепиться. Выездной матч в Швеции расставит по местам практически все.
— До встречи со скандинавами 25 марта еще далеко. Будете ли искать спарринг в уже наступившей большой паузе?
— Так ведь в это время нет фиксированных дат ФИФА. Сборная отыграла матч в Софии — и теперь соберется только в марте.
— Чему вы посвятите этот отрезок?
— В принципе чемпионат Беларуси тоже закончился: пару туров, никакой интриги с первым местом… Да и с медалистами все ясно. Единственный вопрос, станет вторым “Шахтер” или минское “Динамо”. А круг кандидатов в сборную очерчен. Хорошо если со следующего года в нем появятся новые перспективные ребята — их и будем смотреть. В сборную надо привлекать молодежь, но делать это разумно — она должна соответствовать уровню.
— В нынешнем году произошел резкий всплеск интереса к сборной со стороны болельщиков.
— Атмосфера и поддержка, которую нам устроили в матчах с французами и люксембуржцами, была отличной. Очень приятно играть при такой неравнодушной публике. Можем только поблагодарить болельщиков — и попросить у них прощения, что не порадовали их победой в последней домашней встрече.
— Не боитесь, что поражение от болгар снова снизит интерес к команде?
— Конечно, результаты сильно влияют на то, с каким желанием болельщики идут на стадион… Но мы надеемся исправить ситуацию — как и на то, что сборную в Беларуси продолжат любить.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь