Победить шведов

11:43, 2 апреля 2002
svg image
1785
svg image
0

Когда бы еще представился случай измерить глубину ума бескомпромиссного защитника патриархальной России Никиты Михалкова или пересмешника с повышенным чувством национального достоинства Михаила Задорнова. Не говоря уже о Лужковых, думцах и полуграмотных коллегах, промышляющих поиском дешевого хлеба на необъятных информационных просторах соседней страны.

Спасибо руководителю российского НОКа Тягачеву — еще чуть-чуть, и он смог бы преподнести нашей стране бесценный подарок в виде отлученной от летней Олимпиады бесхозной сборной одной из лучших в мире (несмотря на провал в Солт-Лейк-Сити) спортивных держав — только трубку сними, а еще лучше подъедь на место и расскажи о том, сколько прекрасных квартир дожидается новых хозяев на улице Радужной… Впрочем, страна, считающая своим национальным героем Данилу Багрова — мастера на все руки, когда непьющего, способного из серпа и молота смастерить АКМ для отстрела не нравящихся ему наглых американских рож, отнюдь не безнадежна — ее манера общения с МОКом все же оставляет нам робкие надежды на то, что добывать подающих надежды россиян мы будем не только в мелкую розницу, но и щедрым оптом.

Спасибо Крикунову — за то, что не стесняется быть жестким и говорить правду. И за то, что теперь молчание главного тренера во время игры мы не воспринимаем за признак слабости и неумения управлять коллективом — профессионалам, знать, виднее, как нужно.

Спасибо его питомцам — за шведов и второй период первого матча с россиянами, когда они, похоже, и сами поверили, что могут играть не только скромную роль малозваного гостя. Спасибо за самосознание, которое им нечаянно вдруг удалось разбудить у жителей десятимиллионной страны. Мы — не рабы, рабы — не мы. Мы не хуже, мы можем и умеем, если очень-очень захочем. Тогда и судьба, которая до этого нещадно била нас за малейшие проявления вольнодумства (да и были ли они?), вдруг повернется к нам лицом в виде скандинавского голкипера с украинской фамилией. Молодцы — заслужили…

На этой Олимпиаде заслужили мы 24-е место по медалям и 19-е — по очкам. Взяли свое — не больше и не меньше того, на что могли бы реально рассчитывать. И по раздолбайству — непременному качеству каждого «совка» — тоже остались на давно освоенных рубежах. Правда, после серии мелких депортаций поняли, что по-старому жить уже нельзя. Хотя, конечно, можно, но, по-моему, уже не очень хочется.

Можно всю жизнь быть в примаках у богатого барина и показывать пальцем на заморских старателей из соседней артели — тоже мне земледельцы, мать твою, да вот у нас… Но когда вдруг у них начинает получаться лучше и даже очень, а барин, неудачно попытавшийся поджечь вражеский амбар, с досады уходит в многодневный запой, самое время подумать — а правильно ли мы живем?

С барином оно, конечно, и неплохо, если что — рассудит и защитит, но нужны ли мы кому-нибудь, кроме него? Да и кушать хочется, а, копая от забора и до обеда, много не заработаешь. Может, по-умному, как они, по учебникам, да через голову?

Аллегория понятна и, на мой взгляд, достаточно осязаема для нынешних реалий холодной войны, которую российская сторона готова объявить МОКу — каждое новое уличение спортсменов России в применении запрещенных средств лишь укрепляет эту решимость. Россияне упорно не хотят принимать правила, по котором живет весь спортивный мир, — нам очень важно не пойти у них на поводу. И, преодолев собственные комплексы, метнуться к западному берегу, всячески устанавливая и расширяя контакты на официальном и личном уровне.

Можно сколь угодно взывать к государству, призывая его дать и перераспределить, и ничего не делать самому, говоря при случае в интервью банально-опостылевшее обьяснение очередному провалу: «финансы поют романсы» и «спортсмен уже не тот, что раньше». Хотя и ежу понятно, что тренеры, десятилетиями эксплуатирующие советскую методику, до сих пор не умеющие владеть ни одним средством коммутации, кроме русского мата, а из всех иностранных слов знающих лишь «сенкью вери мач» и «ол райт», сами давно уже превратились в героев вчерашних дней.

Мы тоже можем. Если не будем учиться у богатых. Ибо любую шовинистскую логику, кроме, наверное, американской, можно побить лишь одной фразой — «Если вы такие умные, то почему такие бедные?»

Меньше всего хочу призывать к усиленному финансированию спортивной отрасли — мол, если хотим иметь спорт мирового уровня, то и вкладывать в него надо соответственно. Не хочу иметь гипертрофированную экономику, в которой детские тренеры в хоккейных школах будут получать в пять раз больше тех, кто будет учить тех же самых детей в школах общеобразовательных. Это неправильно хотя бы потому, что тогда придется трудоустроить на новые зарплаты и немаленькую армию родителей потенциальных Салеев и Мезиных — экипировка ледовых рыцарей немалого стоит. Винегрет какой-то получается, когда мы пытаемся телегу поставить впереди лошади.

Каков выход? Поменять кучера, который, хватив нашего Савраску по крупу, повернет в нужную сторону, и дальше все пойдет как по маслу?

Хорошо было бы, да только где такого взять? Кучер у нас единственно верный, потому как именно такого мы и достойны сегодня. Смирные, по-настоящему злые только по пьяни белорусы, привыкшие всегда и везде знать свое место и только на кухне между своими да в кулуарах многочисленных собраний в единодушную поддержку говорить то, что думаем на самом деле. Кнут любит слабоумных. И они его — тоже. За то, что не палка и до смерти, скорее всего, не забьет.

Значит, надо становиться лучше, чтобы наши победы над умными шведами не воспринимались в мире как чудовищные случайности. Только умнее надо становиться не вообще, а каждому в частности. Это гораздо труднее, чем констатировать «удручающе слабый ход по дистанции» одного из лучших биатлонистов мира Сашурина, лежа дома на мягком диване и поглаживая собственное пузо похожей упругости.

Никто лучше нас самих не знает собственных слабостей и ленивых привычек. И любой из нас вправе менять свою жизнь по собственному разумению. Не знаю, как вы, а я на волне эйфории 20 февраля попробую. Уж больно вдруг мне захотелось самому побывать в шкуре Володи Копатя — обычного парня, вдруг оказавшегося героем нации. А вам?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?