Брифинг БФФ. Жуков объявлен персоной нон грата. “Ислочь” напрашивается на ужесточение санкций
— В суде вы сказали, что федерация просит наказать Жукова ниже нижнего предела…
— Отталкивался от содеянного. Оценить наши имиджевые потери довольно тяжело. Но дисциплинарный комитет вынес самое жесткое наказание, которое только может быть: Андрей Жуков объявлен персоной нон грата. То есть он не может заниматься футбольной деятельностью ни в каком виде, и члены федерации не имеют права вступать с ним в какие-либо отношения. Более серьезных санкций мы применить не можем.
С другой стороны, человек 7 июня задержан и находится в изоляторе — все это время он лишен свободы. Да, Жуков преступил закон. Но прозвучавшие в суде эпизоды весьма неоднозначны. И я обратился к суду с просьбой соотнести содеянное им в смысле не имиджа футбола, а уголовного права. На мой взгляд, лишать свободы сроком до десяти лет за те эпизоды неправильно с точки зрения конституции.
Наказание должно быть адекватным. А это здоровый человек трудоспособного возраста, который должен работать. Если он станет разгружать вагоны, пользы будет больше, нежели от его содержания в местах лишения свободы за счет налогов. А отправить его туда на пять-восемь лет — значит, изолировать от общества. К тому же Жуков публично прогремел на всю страну и уже понес наказание — на мой взгляд, достаточное в сравнении с тем, которое могут предъявить.
— Последуют ли наказания судей, фигурирующих в “деле Жукова”?
— Безусловно, меры к ним будут применены. После того как в суде прозвучали показания Дивакова, Панченко, Мурашкевича, они не обслуживали матчи последних туров чемпионата. А сейчас, когда эти арбитры дали официальные показания, у дисциплинарного комитета есть основания для принятия решений. Думаю, состоятся они в ближайшее время.
— Как относитесь к мерам в отношении “Ислочи”, “Луча” и “Ошмян”?
— Начну с того, что принимал их не я. На заседании дисциплинарного комитета был докладчиком по одной простой причине: в мой адрес поступило официальное письмо из Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Мы продолжаем сотрудничать с правоохранительными органами по выявлению всех, кто причастен к манипуляциям результатами матчей. Поэтому пришедшая ко мне информация — для служебного пользования. Снимать с письма копии и передавать их в дисциплинарный комитет не могу. Так что предъявил его членам письмо и рассказал, что мне известно. При принятии решения не присутствовал. Мы очень пунктуально выполняем требования дисциплинарного кодекса и нарушать наш устав не собираемся.
— Почему с клубов сняли именно семь, десять и пять очков соответственно?
— Таково решение дисциплинарного комитета. Повторюсь: я на него никак не влиял, поскольку участия в прениях не принимал. Мне это решение не нравится. Но впереди — апелляционные процессы. Возможно, в каком-то из них и выступлю в качестве стороны, на что имею право.
— Какими могут быть итоги апелляций?
— В Дисциплинарном кодексе прописаны три варианта: оставить в силе, изменить или изменить частично. В какую сторону, не указано. Так что возможно не только смягчение санкций, но и ужесточение. А “Ислочь” на это напрашивается.
— Почему с команд сняли очки в счет следующего чемпионата?
— Могу лишь предположить, что комитет не захотел выслушивать обвинения в том, будто решения якобы подгонялись уже под итоги чемпионата. Но это не ноу-хау — практика довольно распространенная.
— Когда будут приняты санкции в отношении игроков?
— Сейчас идет следствие. Получить информацию в Следственном комитете мне не удалось. Нам сразу сказали, что, скорее всего, суд над физическими лицами состоится в феврале-апреле следующего года. А пока материалы не переданы в суд и мы не услышали показания свидетелей, привлекать их к ответственности официально не планируем, чтобы не помешать правоохранительному процессу, который еще идет. А поскольку клубы к суду привлекаться не будут, решения по ним мы уже приняли.
— Как повлиял скандал на ваши отношения со спонсорами?
— Переговоров относительно нового сезона еще не было. А от договорных матчей никто не застрахован. В данном случае важнее понимать позицию федерации и клубов. Напомню, что инициатива расследования исходила от нас. И информация в правоохранительные органы была тоже передана нами. Я писал соответствующее письмо по поручению Сергея Николаевича Румаса. Излагал не только факты, но и предположения. Повторные, более тщательные просмотры матчей позволили сказать, что отдельные из них проходили достаточно странно. Поэтому мы попросили помощи у правоохранительных органов, чтобы вскрыть имена всех, кто в этом участвует. И подтвердить либо опровергнуть, действительно ли эта зараза пришла и в белорусский футбол. Наши рекламодатели и спонсоры знают об этой принципиальной позиции. Известно и аналогичное мнение “Ислочи”, выступившей с соответствующим заявлением. Более размытая позиция у директора “Луча”. Он объясняет, что был не в курсе всего случившегося.
— Возможно, федерации невыгодно “засвечивать” перед УЕФА новые “договорняки”?
— Позиция этой организации зависит от того, как ведет себя национальная ассоциация. Если она вскрывает и предает огласке все, что знает, а также принимает решения, то УЕФА относится к этому с пониманием и санкций не выносит. Такое может случиться в любой стране. Если федерация оглашает факты избирательно, то меры к ней могут быть применены.
— Теперь чемпионат стал чище?
— Уверен: желающих участвовать в этом стало меньше.
— Александр Хацкевич — за сокращение высшей лиги. Федерация — за 16 команд…
— Это его мнение. Я могу высказаться на счет того, каким должен быть состав сборной. Но он от этого, наверное, не поменяется. И решение о количестве команд в высшей лиге будет принимать не Сафарьян и не Румас, а исполком. Более того, раз со стороны клубов есть недовольство тем, как федерация организует и проводит соревнования, мы предложим на ближайшем совещании сформировать совет клубов высшей лиги. Пусть он и принимает решения по тем вопросам, которые считает нужным. Я предложу ограничить в этом отношении права исполкома и делегировать их часть совету. Если там захотят сократить число команд, то, скорее всего, отдадим вопрос на откуп клубам. Если посчитают, что надо урезать лигу до шести участников — пожалуйста. Если захотят так играть, поможем организовать соревнования из двух команд. Правда, в вопросе лимита на легионеров все полномочия передать совету не сможем. У нас здесь с клубами несколько разные приоритеты и интересы.
— Каким в вашем восприятии выдался сезон?
— С точки зрения качества футбола серьезных изменений не произошло. А негативный фон, который создавался в том числе и искусственно, наверное, и останется главным впечатлением. Разумеется, задержание директора департамента судейства и инспектирования напрямую связано с проведением чемпионата. Конечно, оно станет его отличительной чертой. Что касается падения посещаемости, то так, наверное, и должно было произойти. А потому для меня это неудивительно. Еще мы рассчитывали на другое выступление национальной сборной. Это минус, равно как и неудачные результаты клубов в еврокубках. Так что впечатления от сезона в основном отрицательные. Но не скажу, будто случилось нечто удивительное.
— Удивлены тому, что дебютанты высшей лиги завершили чемпионат в звании крепких середняков?
— Не разделяю вашего мнения. Вы очень быстро делаете оценки. Нельзя так говорить по результатам одного сезона. В большей степени так вышло, поскольку у других накопилась масса проблем, а эти команды ими еще не отягощены. Посмотрим, что будет в следующих чемпионатах.
— У кого остались задолженности по заявочным взносам?
— У все тех же. “Крумкачы”, “Нафтан”… Пока никто долги не погашал. В первой лиге ситуация та же. Наша позиция — не вмешиваться в расстановку команд в таблице их наказанием через снятие очков. К сожалению, разбираться с неуплатами придется, как обычно, в межсезонье. Неприятная переписка начнется в ближайшее время — и, думаю, растянется до начала следующего года. При подготовке к очередному этапу лицензирования эти долги, как правило, погашаются. Ведь иначе мы просто не выдаем лицензию.
— Каковы ваши следующие совместные с УЕФА проекты вслед за возведением технического центра БФФ?
— Какие-то новые пока не рассматриваем. Хочу показать фотографии манежа, уже возведенного в Гродно. А вот пристройка к манежу, в которой будут находиться раздевалки, кафе, — на усмотрение клуба. Этот проект уже реализуется — новым назвать его не могу. Планируем, что в следующем году еще один такой же воздухоопорный манеж появится в другом регионе.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь