You are in army now. Что ждет Гончаренко в ЦСКА
А у президента Евгения Гинера вряд ли были резоны доверять свое детище молодому специалисту. Однако время шло, и идея стала нравиться всем и с каждым месяцем все больше. Гончаренко приобрел опыт в тренерском штабе армейцев и доказал свою зрелость успешной работой с “Уфой”. И вот наконец слухи материализовались…
Зачем уходит Слуцкий?
Ключевой момент — Леонид Викторович, отдавший семь лет “красно-синим”, уходит по своей воле. По всей видимости, таково консолидированное решение самого тренера, президента клуба, возможно, кого-то еще из руководства. Хотя год назад Слуцкий категорически не желал покидать ЦСКА. Когда он возглавлял сборную и ставился вопрос о продлении сотрудничества, то был готов только на вариант совмещения постов. Что же изменилось?
Прежде всего Слуцкому есть куда уйти. Вариант работы в голландском “Витессе” выглядит заманчивым с точки зрения развития карьеры в Западной Европе, о чем лишь втайне мечтают постсоветские наставники. В свое время раздавались предположения, что Роман Абрамович может пригласить “российского Муринью” в “Челси”. Но перспектива такого карьерного виража все же выглядела малореальной — нужна промежуточная ступень. А вот если Слуцкий добьется успехов с “Витессом”, продемонстрирует способность работать в непривычных условиях, в другой языковой среде — тогда уже можно будет говорить и о “Челси”.
Не менее существенно, что Слуцкому не нравилась динамика развития ЦСКА. Почти всю карьеру Леонид Викторович шел по восходящей. От волгоградской “Олимпии”, через “Уралан” и “Москву” до ЦСКА он стремился на самый высокий уровень, хотел не просто выходить в еврокубки, но и добиваться там успеха. Однако в последние годы наметилась совсем другая тенденция.
Много лет ЦСКА старался обходиться минимумом изменений. Можно сказать, Слуцкий стал с игроками одной семьей. И все же в результате настало время, когда менять нужно слишком многое! И для Слуцкого это тяжело даже эмоционально. Требуются не только воля, энергия, но и беспощадность. Отправить, к примеру, Игнашевича или Березуцких на пенсию не так-то легко. И позволят ли не столь уж впечатляющие возможности клуба отыскать им достой- ную замену? В общем, наставник решил передать привилегию строить иной ЦСКА кому-то другому.
Почему выбор пал на Гончаренко?
Слуцкий и Гончаренко давно стали дружны. Почему? Если окинуть взором российский тренерский цех, то единомышленников “российского Муринью” найдется немного. Специалисты старой закалки помешаны на дисциплине и зачастую невосприимчивы к новым веяниям. Представители новой волны вроде Карпина и Аленичева не прочь оседлать волну популизма и поискать легкие пути. На этом фоне в Гончаренко Слуцкий увидел родственную душу, и чувство было взаимным.
Виктор Михайлович — вовсе не витающий в облаках романтик, как его пытались сначала представить, он также выступает за вдумчивый, сбалансированный подход, который демонстрировал и в “Кубани”, и в “Урале”, и в “Уфе”. Везде его подопечные играли по-разному, с учетом имеющихся ресурсов. Что важно, Гончаренко довольно быстро приспосабливался и давал результат. Не сказать что совсем сенсационный, однако везде — выше ожиданий.
Слуцкий, вне сомнений, замолвил словечко за товарища. Но решение-то было за Гинером. Президент ЦСКА мог присмотреться к кандидату еще в то время, когда Гончаренко работал в тренерском штабе армейцев. И увидел те качества, которые нужны клубу прямо сейчас, в довольно непростой период.
Что требуется от нового тренера?
Прежде всего Гончаренко должен вдохнуть в ЦСКА новую философию. Концепция Слуцкого базировалась во многом на универсализме средней линии. Это позволяло выступать стабильно и в зависимости от ситуации закрываться в обороне или переходить в массированное наступление. Так, например, опорный хавбек Вернблоом порой может переквалифицироваться в нападающего. Распасовщик Дзагоев нередко пробовался в опорной зоне. Миланов, молодой Головин и Еременко, дисквалифицированный недавно за употребление кокаина, — тоже весьма универсальные игроки. С такими футболистами ЦСКА стабильно забирал очки у более слабых команд, имел шансы на успех и тогда, когда преимуществом владел соперник.
Но гибкость базировалась на прочности защитной линии, которая когда-то была сильнейшей в стране. А сейчас этот фундамент уходит. Игнашевичу 37, братьям Березуцким 34. Левый защитник Щенников так и не поднялся на по-настоящему чемпионский уровень. Все чаще ЦСКА стал пропускать простые голы, когда Акинфееву трудно что-то предъявить. Практически любой пас за спину превращается в голевой момент.
Но в футболе не бывает так, чтобы какая-то линия оставалась сама по себе. Если проседает защита, приходится уделять ей большее внимание, тем самым жертвуя атакой. В итоге вся система перестает работать хорошо. То есть нужно не просто менять одну-две детали, а принципиально переделывать механизм. При этом сохраняя преемственность. Потому что тот же Гинер не любит резких шагов. А бюджет ЦСКА вряд ли позволит обновить команду качественными игроками, скажем, наполовину.
Как следует перестраивать оборону?
В 17 турах “Уфа” с Гончаренко пропустила 13 мячей, что отличный показатель для команды, которая, по предстартовым раскладам, должна была стать поставщиком очков. Но переложить модель “Уфы” на ЦСКА никак не получится — клубы преследуют слишком разные цели и иначе строят игру. В Москве нельзя будет плясать от печки, защитники должны располагаться высоко.
Так же легко сказать, что нужно просто заменить 37-летнего Игнашевича на кого-то другого. Однако это уникальный игрок с блестящим первым пасом, он много лет был мозгом и душой обороны! ЦСКА, безусловно, нужен новый лидер арьергарда. Но, как говаривал Черномырдин, где возьмешь? Есть вариант рассмотреть перевод Вернблоома в защиту. Или найти в пару к Игнашевичу очень скоростного защитника. Станет ли им Васин, которого Гончаренко хочет взять с собой из “Уфы”? Остро стоит вопрос с левым флангом. Здесь давно требуется более основательный исполнитель, нежели Щенников. Который страховал бы центральных защитников и Марио Фернандеса, часто и полезно подключающегося к атакам.
В чем основные проблемы в атаке?
В этом сезоне было пущено много стрел в арендованного у “Монако” Ласина Траоре. Но ивуариец не виноват, что, так сильно сбавив по сравнению с самим собой прошлых лет, он все равно сильнейший нападающий в ЦСКА. Безусловно, клубу такого уровня нужен более мастеровитый центрфорвард, и желательно не один. И это в первую очередь задача селекционеров. В прошлые годы креативные полузащитники часто отправляли в рейды Думбия или скоростного Мусу. А сейчас им не на кого играть.
Ласина Траоре предпочел бы больше навесов. Но в ЦСКА фланговая игра плохо выстроена. Что также служит причиной неудач в матчах с серьезными соперниками. Не хватает скорости и разнообразия. И это опять же комплексная проблема, а не вопрос только лишь персоналий.
Где спрятаны главные ловушки?
Важно найти хороший контакт с лидерами — Акинфеевым, Игнашевичем, Вернблоомом, Дзагоевым. Каждый из них — непростая личность. И даже у Слуцкого время от времени возникали проблемы. Леониду Викторовичу пришлось приложить немало усилий, чтобы игроки признали его безусловный авторитет. Но сейчас кто-то может и воспользоваться возможностью выйти из- под контроля, дать волю эго. Например, Дзагоев после очередной неудачной продажи в европейский клуб, не ровен час, почувствует себя неприкасаемым…
Перестройку команды Гончаренко предстоит проводить весьма аккуратно: не обижая ветеранов, постепенно переводить их на роли играющих тренеров. В свое время в подобном ключе вполне полезно себя проявил Элвер Рахимич. Играя мало, босниец тем не менее скреплял коллектив. Но хорошо, что Гончаренко — человек не новый в клубе. У него больше, чем у кого-либо другого, шансов сделать так, чтобы армейский клуб обновился, при этом оставаясь семьей.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь