Не в ту влюбился...

06:52, 31 мая 2005
svg image
1812
svg image
0
image
Хави идет в печали

Конечно, он мог это сделать под другими знаменами: в нашей стране хватает певиц и поодареннее, но тут уж нам нечего на рожу пенять — для всей Европы она очевидна. Да мы и сами знаем: кого бы ни выбрал Первый национальный (или те, кто за него это решает), все равно болеть будем против. Удивительным образом расходятся наши и их симпатии. Потому, наверное, с таким восторгом и принимаем известие о разгроме очередного белорусского проекта — ага, получили? Будете знать! Так что с этой стороны “Евровидение” очень даже удалось…

Впрочем, с открытием музыкальной страницы пока торопиться не станем — в конце концов, в этом году наши “музыкi” проиграли не за народные деньги. Просто отыскал одну аналогию…

Какая-то у нас в последнее время удивительная сложилась традиция: брать некоего имярека с подходящими для типичного белоруса внешними данными, уверять себя в том, что он и есть лучший, не имеющий практически никакой альтернативы, и с завидным упорством тащить его к сияющим далям. А когда в очередной раз ничего не получается, клясть на чем свет империалистическую Америку или продажную Европу: мол, разве эти скоты поймут чистоту наших крестьянских помыслов и безупречность английского с ошмянским акцентом?

Нет, конечно, когда звезд зажигают, это непременно кому-то нужно. Я тоже “за” обеими руками, но, может, мы сами виноваты — поджигаем их не с той стороны или, упаси боже, просто не тех звездим?

О хоккее и хоккеистах хочу поразмышлять. Каюсь, не принадлежу к числу тех, кто верит, что количество неизбежно перейдет в качество и что построенные катки вкупе с расплодившимися хоккейными клубами рано или поздно дадут Беларуси мощную сборную, с которой мы наконец-то не будем решать нашу вечную задачу — не вылететь в группу “В”. Главные роли на минувшем чемпионате вновь играли те, кто выступает за пределами синеокой. Первая легионерская тройка набрала почти в два раза больше очков, чем вся остальная команда, о заброшенных шайбах и говорить не хочется — уж больно удручающей получается статистика. Не слишком ли незначительная отдача от без малого десятка профессиональных белорусских хоккейных клубов?

Естественно, вы можете возразить: дайте время, заработают детские спортивные школы, созданные не так давно, и наш хоккей на-гора выдаст новых Цыплаковых, Салеев и Кольцовых. Может быть, но только в разговоре на эту тему с последним из них — нынешним лидером сборной — я не услышал оптимистических нот. Возможно, Костя сочинений Ренальда Кныша начитался? Тот тоже утверждал, что главная фигура в современном спорте — тренер. В первую очередь детский, тот самый, кто закладывает в будущую звезду буквально все, начиная от хоккейной азбуки и заканчивая отношением к окружающему миру. Солидарен с Костей — прежде всего в страну следует завозить не среднего класса игроков, которые не могут устроиться в сколь-либо серьезных клубах на российском пространстве, а талантливых детских тренеров, не жалея для них квартир и зарплат, сопоставимых с гонорарами присылаемых едва ли не по почте хоккеистов…

Да, класс белорусского чемпионата помаленьку растет, и сегодня он находится уже не на уровне третьего российского дивизиона. Если бросим денег и увеличим четырехзначные гонорары в твердой валюте хотя бы до пятизначных, то, возможно, достанем верхушку второго. Но первый — суперлигу — уж точно никогда. Если только в России не грянет очередной дефолт, и она сама к нам не приедет…

Так стоит ли тогда огород городить? Лучшие белорусские юноши все равно на родине не задержатся — и слава богу. Забросил бы Миша Грабовский четыре шайбы австрийцам, играя до сих пор в “Юности”? Большой вопрос… Потому, чем больше молодых белорусов захотят заиметь в своих рядах россияне, чехи, шведы (не говоря уже об американцах и канадцах), тем лучше для нашей национальной сборной.

Судьба же любого игрового белорусского чемпионата, к сожалению, слишком тесно увязана с экономическим состоянием страны. Здесь можно или начинать, или доигрывать. Третьего не дано. И поэтому я всегда сочувственно относился к местным героям — предводителям различного рода клубов 100, 200, 300 и 500. Хотя кому-то, наверное, надо быть и первым парнем на деревне…

Глава ФХРБ Владимир Наумов тоже признает, что нормальных хоккеистов у нас сегодня хватит от силы на три клуба. Может, стоит этим числом и ограничиться? А в освободившиеся от ледово-батальных затрат города командным (разумеется, именно им, других у нас не бывает) методом послать новые вводные? Например, создать в городе Н. мужской баскетбольный суперклуб, в В. — женский гандбольный, в Д. — какой-нибудь волейбольный и так далее (благо шесть немаленьких “хоккейных” бюджетов чрезвычайно удобно распределятся между тремя упомянутыми федерациями). Взрыв восторга в последних гарантируется. Равно как и всплеск интереса в выбранных городах к действительно большому спорту.

Право, какому-нибудь Константину Демьяновичу — директору предприятия-спонсора — куда интереснее было бы принимать дома не новополоцкий “Химик”, а испанскую “Барселону” или немецкий “Магдебург”. Становишься значительнее в своих глазах, да и не в своих тоже — для нас, не избалованных европейским вниманием, факт на самом деле серьезный…

И как удобно все это было бы… Неожиданные флагманы не сгнили бы в рутине хилых национальных чемпионатов с откровенно любительским составом участников, а легко обрели бы желаемый календарь спаррингов и официальных международных турниров. У одних только гандболистов их три: помимо еврокубков, это Профессиональная гандбольная и Балтийская лиги. Нам было бы за кого болеть, постепенно излечивались бы от комплекса собственной неполноценности, нажитого в последнее десятилетие, когда белорусов не бил только ленивый или уже совсем откровенный любитель с Кипра или Мальты…

Как здорово было бы реанимировать минские СКА, “Горизонт” и “Коммунальник” — некогда грозные бренды, пугавшие своей мощью не только Союз, но и всю Европу. Пусть даже под другими названиями. Почему-то очень хочется еще раз увидеть Спартака Петровича с европейским кубком. Они не ждали, а мы смогли. “Господин Миронович, как вам это удалось?” Классно, да?

И Захарову с его “Юностью” я тоже пожелал бы услышать аналогичные вопросы изумленных журналистов. Жаль только, что наш приоритетный вид спорта, как назло, имеет самую хилую и непрестижную систему еврокубков. Удивляться этому не стоит, ибо в Европе дорогостоящий хоккей всерьез культивируется лишь в нескольких странах, к которым с полным правом теперь можно включить и Беларусь. Но только легче ли ей от этого? Как и от добытия все новых и новых юношеских и юниорских хоккейных чемпионатов — соревнований некоммерческого порядка, которые отдают на откуп стране, желающей доказать, что она может не хуже других.

Мы можем все: ради сомнительного престижа ухлопать жуткое количество денег на чемпионат Европы по биатлону, на который ввиду его бессмысленности все присылают вторые или даже третьи составы. Нас похвалят, и, возможно, через несколько лет дадут провести один из этапов Кубка мира.

Мы загадочны для всего цивилизованного мира: в новостных выпусках нещадно клеймим “иностранцев-засланцев”, а при встречах проявляем чудеса гостеприимства, создаем им условия повышенной комфортности, о которых рядовые наши граждане не могут и мечтать. Только в Беларуси закапризничавших немецких хоккеистов могут отправить из Минска в Гомель чартерным авиарейсом. Конечно, качество отечественных дорог — это тема для отдельной статьи в Уголовном кодексе, но как вы думаете, что сказали бы нашим в ответ на аналогичную просьбу (даже не представляю, у кого повернулся бы язык) в Германии? Послали бы? Несомненно, но только в очень культурной форме. Европейцы ведь…

Раздвоение личности — болезнь опасная, ибо ничто не вызывает столько нареканий в обществе, как двойная мораль. Кесарю — кесарево. Слесарю — слесарево. Слесарей у нас сейчас больше, хотя и толковых кесарей, как показывает практика, тоже не хватает…

Нет, конечно, лучи света и у нас иногда пробиваются. Впрочем, примеры такие, как правило, нетипичны для нашей системы культивирования игровых видов и целиком и полностью опираются на добрых дядек, которые невесть от чего решили вдруг серьезно вложиться. Хотя учитывая, что серьезные люди умеют отслеживать каждую потраченную копейку по выверенному на несколько лет вперед бизнес-плану, то и результат у них получается соответственный. Поэтому БГК имени Мешкова — сегодня самый правильный белорусский клуб. Во всяком случае, с точки зрения последовательного решения поставленных задач. Единственные из всех белорусов брестчане в прошлом году играли в Лиге чемпионов и выглядели там мальчиками для битья лишь поначалу, пока не набрались международного опыта. В этом сезоне они точечно усилятся лучшими гандболистами национального чемпионата и, вне сомнения, станут еще мастеровитее. В серьезности намерений братьев Мешковых убеждает и строительство игрового комплекса европейского уровня, вместимость которого не уступит столичному Дворцу спорта. И все благодаря умению считать и верно расставлять приоритеты. Может быть, неутомимо борящейся за европейское признание стране стоит поучиться у россиян хотя бы этому?

А все-таки жаль, что Агурбаш влюбился в певицу, а не в волейболистку какой-нибудь провинциальной белорусской команды…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?