Брест наступает. Максим Краснобаев: группа Лиги чемпионов — это мечта

21:44, 15 декабря 2016
svg image
2394
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но болельщикам хочется крутых финишных сюжетов, где борьба за медали велась бы до самого конца и последнего патрона. Такую перспективу нам сулят перемены, бурно происходящие в Бресте.
Еще вчера тамошнее “Динамо” едва сводило концы с концами, выставляло на аукцион клубный офис и призывало общественность скинуться на “триджик”, чтобы организовать онлайн-трансляции. Но в разгар минувшего сезона пришли иностранные инвесторы — дубайская компания “SOHRA Overseas”, — и брестские дела резко пошли в гору. Расчет по долгам, новая кадровая политика, современный менеджмент и маркетинг, назначение главным тренером Владимира Журавля… И, конечно, амбициозные планы по покорению медальных высот. Обо всем этом и кое-чем другом корреспонденту “ПБ” рассказал коммерческий директор “Динамо”, молодой футбольный менеджер Максим КРАСНОБАЕВ.

— Что удивляет в сегодняшнем “Динамо” — ваше фактическое руководство люди совершенно непубличные. Для футбола это нетипично.
— Объясню. Совладелец “SOHRA Overseas” Поль Даэр действительно непубличный человек. Он из ливанской семьи, четвертый из пяти сыновей у родителей. Арабы не любят излишней публичности, как не любят семейные дела и бизнесы выносить на всеобщее обозрение. Он сразу высказал позицию: интервью давать не будет. За исключением, может, каких-то небольших комментариев на сайте клуба.

— Получается, спикеры клуба сегодня — это…
— В том-то и дело, что их достаточно. На вопросы журналистов готовы ответить и я, и директор по развитию Виктор Радьков, и пресс-секретарь Оля Хижинкова, и спортивный директор Сергей Ковальчук, и директор академии Павел Хасеневич, и, наконец, главный тренер Владимир Журавель. Мы — открытый клуб. Это можно заметить по нашей активности в информационном поле.

— Тогда расскажите о себе. О вас ничего известно даже просвещенному болельщику.
— Я для футбола не чужой. Мой отец был профессиональным игроком, чемпионом БССР. Родом я из Могилева, в детстве тоже занимался футболом, однако на профессиональном уровне не играл. Выбрал образование, стал врачом. По окончании медуниверситета некоторое время работал на государственной службе. Затем окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, сменил род деятельности и переехал в Объединенные Арабские Эмираты. Там работал уже на коммерческой должности. Заодно в Дубае продолжал играть на любительском уровне. Недавно вернулся в Беларусь и вошел в структуру “Динамо-Брест”. Мне 31 год, среди друзей и товарищей есть и футболисты, например, Ян Тигорев, Александр Глеб и другие. Все время футбол был только хобби, сейчас совмещаю его с работой.

— Была информация, что на должность главного тренера “Динамо” рассматривает иностранца. Почему в итоге выбрали Журавля?
— Иностранцев предлагали агенты, был целый список кандидатов. Даже в день, когда мы официально объявили о подписании Журавля, предложения продолжали приходить. Но мы сделали выбор в пользу белорусского специалиста. Поговорили с Владимиром Ивановичем и поняли, что это самый сильный тренер из всех претендентов, с кем мы общались.

— В чем его сила?
— Во многом. Во-первых, где бы он ни трудился — всегда давал результат. К работе относится очень серьезно, тренировочный процесс планирует до мельчайших деталей. В общении с ним сразу стал виден комплексный подход.

— Ковальчук переведен на должность спортивного директора. Опыта такой работы он не имеет…
— С точки зрения иерархии Сергей Петрович пошел на повышение. А опыт… С одной стороны, Ковальчук никогда не занимался конкретно скаутской деятельностью. С другой — именно он год назад в условиях недостатка средств комплектовал команду. И ребята не были мальчиками для битья. То есть рынок белорусских футболистов ему хорошо знаком. А по легионерам так или иначе работа ведется через агентов, и необходима оценка предлагаемого игрока. Здесь Сергей Петрович тоже компетентен. Важно понимать, что пост спортивного директора для клуба нужен. Надо разделять полномочия, чтобы каждый работал на своем участке. Недавно Ковальчук со своим помощником Андреем Прокопюком вернулись со стажировки из Голландии. Побывали в “Фейеноорде” и “Эксельсиоре”. На следующей неделе предстоит поездка в “Ювентус”. Туда отправится расширенная делегация из Бреста — поеду я, Сергей Петрович и Владимир Иванович. Для каждого из нас это будет полезный опыт как раз по своим профильным направлениям.

— Две недели назад из Бреста прилетела идея увеличения лимита на легионеров. Объясните, зачем это нашему чемпионату?
— Основной контраргумент в этом вопросе — защита интересов национальной сборной. Но, на наш взгляд, расширение лимита с четырех до шести не противоречит этим интересам. Во-первых, чемпионат Беларуси сегодня сборной помогает слабо. Что говорить, если лучшим футболистом страны признан 35-летний Тимофей Калачев, а средний возраст игроков национальной команды продолжает расти. То есть система выхолащивается. Во-вторых, мы тоже хотим, чтобы сборная Беларуси была сильной. Для этого необходим сильный внутренний чемпионат. И как раз увеличение количества иностранцев будет способствовать росту уровня высшей лиги. По очень простой причине — обострится конкуренция за место в составе. В первую очередь среди белорусских ребят. Сегодня эта конкуренция слабая. Просто нет у нас достаточного количества квалифицированных футболистов, чтобы они реально боролись за место на поле. Приток легионеров поможет эту проблему решить, и белорусские игроки в более жесткой конкурентной среде начнут быстрее прогрессировать. Они не схалявят, будут отвоевывать место в составе на каждой тренировке.

— Многие видят ваш интерес в другом — привозить побольше легионеров и потом их продавать…
— К сожалению, у многих людей вопрос формулируется именно так. Да, мы открыто заявляем о стремлении зарабатывать благодаря трансферной политике. Но здесь необходимо понимать, что приобретение легионеров в первую очередь направлено на повышение общего уровня команды и конкуренции в ней для достижения максимальных спортивных результатов. А уже итог этих процессов — возможный заработок при перепродаже игроков в другие клубы. Причем с белорусскими ребятами все обстоит точно так же. Сначала спортивный результат, а потом все остальное.
И опять же: легионера мало взять на контракт — его нужно развить, довести до определенного уровня. И чем крепче чемпионат, чем жестче в нем конкуренция, тем более квалифицированные футболисты будут из него выходить. Иностранец должен быть сильнее местного, верно? А если местный постоянно бьется за попадание в состав? В плохой конкурентной среде сильный легионер не вырастет. Соответственно на его продаже можно вообще ничего не заработать. Но даже его присутствие в команде все равно будет считаться полезным, так как позволит расти белорусским ребятам.
Вот такая у нас логика. Поэтому когда кто-то говорит, что Брест за счет лимита пытается решить свои вопросы… Мы их не решим без общего повышения уровня чемпионата. И здесь речь не только про футбольный уровень. Посещаемость, телевизионная картинка, различные социальные активности с футболистами, медиаработа со спонсорами и партнерами… Это то, на что мы делаем упор сами и ожидаем того же от других команд.

— В “Динамо” и так полно легионеров. Кого-то из них реально продать уже этой зимой?
— Нет, рано. Сегодня мы скорее заинтересованы в обратном — сохранить ребят, чтобы, как я и говорил, добиться результата. Они могут играть лучше, им есть куда расти. В то же время работаем над пополнением легиона. Уже было сказано, что нам нужны молодые, талантливые, амбициозные ребята, голодные до побед, мечтающие выступать за сборную своей страны. Возьмем того же Джоэла Фамейе. В Гане за ним следят. Он сам говорил в интервью, что звонят ганские журналисты, спрашивают о делах.

— Для легионеров в Бресте организовали курсы русского языка. Как идет процесс?
— Нормально. Некоторые, конечно, ленятся, прогуливают уроки, но мы к этому относимся строго, настаиваем на усвоении материала. Румын Адриан Авраамия уже неплохо продвинулся. Леандро Торрес уверенно прогрессирует. На первом этапе учеба давалась ему очень туго. Другой бы отчаялся, но наш аргентинец проявил настырность и прошел первую стадию. Теперь ему проще, думаю, скоро заговорит.

— В “Динамо” начато массовое изучение и английского языка. Поясните, зачем инглиш, например, Василюку?
— Это важно для всех. У нас интернациональная команда. Идея такова, чтобы вторым языком общения в клубе был английский. Приезжает к нам человек из-за границы — нужно, чтобы с ним мог поговорить и администратор, и тренер по физподготовке, и начальник команды. Пусть на невысоком уровне, но достаточном для взаимопонимания. Разумеется, футболисты здесь не должны быть исключением. Кстати, третий язык общения в клубе — испанский. В “Динамо” уже два испаноязычных тренера плюс Торрес. Будут появляться и новые. Вообще обучение языкам можно считать социальной ответственностью нашего клуба по отношению к сотрудникам.

— Представляю себе лицо Журавля, когда ему показали расписание уроков по английскому.
— Расписание простое — дважды в неделю. Мы еще на первых встречах рассказали Владимиру Ивановичу об этом. Я прочитал в его глазах интерес. Хотя сейчас период отпусков. Изучают язык только сотрудники, занимающие административные должности. Футболисты и тренеры отдыхают. Но не все. Брестские ребята, тот же Саша Демешко, наоборот, после завершения сезона попросили продолжить уроки и зимой. Конечно, мы пошли навстречу. Впрочем, не буду скрывать, некоторые ребята относятся к этому несерьезно. Говорят: зачем мне это нужно? Приходят, чтобы просто отсидеть время. Но я считаю, что даже это полезно. Выучат два-три слова — неплохо. Дальше больше. Английский — международный язык для коммуникации. Ребята понимают: чтобы в будущем успешно играть где-то в европейских клубах, нужно как минимум спокойно общаться на английском.

— В контрактах ваших футболистов прописаны какие-то социальные обязательства?
— Безусловно. Если говорить широко, то игроки должны принимать участие в жизни клуба. Это и акции, направленные на продвижение, и фото-, и видеосъемки. Также ребята подписывают договор о конфиденциальности и правилах поведения в социальных сетях. Есть такой кодекс, да. Нормальное явление не только для европейского футбола, но и для многих белорусских компаний.

— Год назад “Динамо” хотело продать офис, а теперь их у вас сразу два. Что в минском происходит? Затишье?
— В минском происходит то, что называется “не зарастет народная тропа”… Как уже отмечалось, это очень удобно — иметь в столице место, где можно встречаться с людьми, проводить деловые переговоры. В настоящее время, естественно, ведем работу по трансферам. На неделе в Минск приезжал Ковальчук.

— Сколько футболистов успели обсудить?
— Больше десятка. В основном белорусские фамилии, потому что по легионерам понимание у нас уже есть. Вот подписали молодого Дмитрия Борисова из “Нафтана”. Скоро будут новости по другим ребятам, имена называть не стану, ожидайте официальной информации.

— В Бресте часто бываете?
— Постоянно курсируем. Я, Радьков, Хижинкова. Иногда туда и обратно, другой раз можем остаться на неделю. Если суммировать расстояние, которое все вместе намотали, получится больше 60 тысяч километров. И это только за осенний период.

— Никогда не задумывались, что для Бреста сам бог велел собрать своих воспитанников, разбросанных по стране…
— Эта идея возникла, едва компания “SOHRA Overseas” пришла в “Динамо”. Все ж на поверхности. Столько брестских ребят выступает в других клубах, что собери их вместе, получится альтернативная сборная Беларуси. К сожалению, по разным причинам сегодня это невозможно. Где-то уровень зарплат слишком высокий, где-то несовпадение по игровым позициям. Но все равно иногда такие разговоры ведем. Порой в шутку. Встречаем в городе бывшего динамовца: ну что, давай обратно? Они улыбаются, задумываются.

— Назову две фамилии. В Борисове хандрит Эдгар Олехнович. Абсолютно свободен после Гонконга Мозолевский. Не нужны?
— Насколько знаю, Олехновичу делалось предложение еще летом, когда не все еще было понятно и мало кто верил, что в Бресте начнет выстраиваться футбольное хозяйство. К общему знаменателю не пришли. Много факторов на это повлияло, в том числе и то, что у Эдгара действующий контракт с БАТЭ. А Мозолевский с нами тренировался какое-то время. Вернуть его — тоже непростой вопрос. Все-таки люди привыкли к определенному заработку, который “Динамо” не всегда может себе позволить.

— Клуб открыл футбольную академию. Просто интересно: во сколько обошлось приглашение Карпина на церемонию открытия?
— Могу сказать, что многое решили дружеские отношения моих коллег с этими и другими уважаемыми людьми. В Брест не только Карпин приезжал — и Колыванов, и Ахрик Цвейба, и Алексей Щиголев, и Андрей Зыгмантович, и Юрий Трухан. Естественно, мы компенсировали им все затраты на эту поездку. Главное — академия открыта. Сейчас отбираем ребят. Подчеркиваю: идет не набор, а отбор. Конкуренция начинается уже на первом этапе. Детишки со всей Беларуси — тренеры везут, родители. Понятно, что особое внимание уделяем брестским ребятам. Места в интернате еще не все заняты — просмотр будет продолжаться и в январе. Попутно директор академии продолжает укреплять структуру, штат тренеров. Главного тренера пока нет, скорее всего, фамилию озвучим в начале года.

— Академии не помешал бы свой надувной манеж.
— Это интересный вопрос. Мы рассматривали такой вариант, но пришли к решению, что его содержание все же довольно затратно для клуба. Да и подобное сооружение, насколько знаю, в Бресте уже запланировано. При участии местных властей и федерации футбола. Мы же изучаем проект несколько иного плана. Но в любом случае инвестиции требуются большие — не одна сотня тысяч долларов.

— Виктор Радьков говорил, что скоро на футбол в Бресте будет ходить по десять тысяч зрителей. Цифры, по нашим меркам, астрономические.
— И тем не менее это не просто заявление. Это ориентир. Мы уверены, что “Динамо” способно собирать такую аудиторию. Вспомните, сколько приходило на Лигу Европы, когда здесь играло минское “Динамо”. Матч-открытие с БАТЭ в этом году, еще до прихода в клуб инвестиций, посетили пять тысяч зрителей. На игре с “Шахтером” фактически было шесть тысяч. Считаю, в Бресте самые сплоченные и яркие болельщики в Беларуси. Какие перформансы на матчах устраивали. На выезд отправлялись организованно — иногда требовалось пять-шесть автобусов. Да, до десяти тысяч пока далеко, но цель намечена — нужно работать. У нас есть ряд программ по привлечению зрителей, заявлять о них будем уже в январе. Естественно, рассчитываем, что спортивные результаты будут способствовать наполняемости трибун. Как ни крути, количество болельщиков прямо пропорционально месту в таблице.
Брестчане любят футбол. Уже в этом году я замечал, что на игры начали приходить семьями, что парни назначали свидания на стадионе, как в старые добрые времена. Считаю, во многом это отклик на нашу маркетинговую работу. На “Брестском” мы начали развивать зону гостеприимства. Еще до нас было получено разрешение на продажу пива. Планируем организовать фуд- корт. Хотим кормить людей вкусной едой, поить вкусными напитками. На каждом матче публику развлекают диджей и маскот, есть активности для детей. И все это только начало.
Будем внедрять и систему стюардов. Это вполне реально. В конце минувшего сезона был опыт совместного обеспечения безопасности на матче — милиции и волонтеров. Правоохранительные органы не возражают, если в их ведении останется только досмотр.
Внутри чаши — зона ответственности стюардов. И мы тоже не против. Досмотр на входе пусть производит милиция, безопасность прежде всего. Стюардов же будем обучать, они пройдут подготовку в клубах самообороны. Радиосвязь с милиционерами во время игры планируется поддерживать на специальной частоте — на случай непредвиденных ситуаций, до которых, надеюсь, дело не дойдет.

— Сегодня про футбольный Брест говорят: там много денег. Аналогично когда-то судили об МТЗ-РИПО — клубе также на частном капитале, — за что его не все любили. Сталкиваетесь с характерным отношением “доброжелателей”?
— Я не буду выстраивать аналогии с МТЗ-РИПО. И могу заверить, что сегодня недоброжелателей практически не встречаем. Да, есть лихие комментарии в соцсетях и на форумах. На начальном этапе столкнулись и с отторжением — во многом это было связано с печальным опытом прихода инвестиций в другие клубы. Но в целом за три-четыре месяца отношение к нашему проекту сильно изменилось к лучшему. Опять-таки это благодаря нашей работе с возражениями. Повторю: “Динамо” (Брест) — открытый клуб. У нас есть стратегия развития на ближайшие пять лет. В ней предусмотрена работа по всем направлениям, включая имидж. Мы системно действуем в соцсетях и с другой обратной связью. Занимаемся благотворительностью, помогаем детям из республиканского реабилитационного центра “Тонус”, причем не только по праздникам, а на регулярной основе. Люди видят это — и относятся к клубу все лучше.

— Про пятилетнюю стратегию сообщалось и ранее. Давайте еще раз: что там прописано насчет результатов команды? Журавель говорил про медали уже в будущем сезоне.
— Да, задачи амбициозные. Но есть важное уточнение: результат не должен быть самоцелью и довлеть над остальным. Стратегия долгосрочная, важно продвигаться по всем фронтам, а не просто прийти и занять призовое место.

— Спрошу иначе: венец первой пятилетки — группа Лиги чемпионов?
— Группа — это мечта. Конечно, мечтаем, хотим. Но снова-таки параллельно с другими направлениями.

— Вы новый человек в белорусском футболе, смотрите на него незамыленным взглядом. Что видите?
— Скажу о позитиве. Я вижу, что ничего невозможного нет ни в белорусском чемпионате, ни в белорусском футболе. При грамотном внедрении современных подходов, методик, технологий реально добиваться больших успехов. То есть выводить на высокие позиции национальную сборную, а клубы — к успехам в еврокубках. При этом клубы будут интересны спонсорам, в первую очередь крупным международным компаниям. Мы в это верим. Главное — много и правильно работать.

— Это похоже на воздушные замки.
— Ну какие воздушные замки?! Это объективная реальность. Я не удивляюсь, когда кто-то говорит, мол, сколько до вас было таких фантазеров. Но одно дело фантазировать и ничего не делать, а другое — работать засучив рукава. И мы работаем, чтобы доказать, что нет ничего невозможного. Конечно, на все нужно время. Оно у нас есть.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?