Славословие. Куда летим?
Который (кто бы сомневался) недолго погулял в статусе безработного и подписался со шведским “Векше”. Почему-то с ехидцей подумалось: а если бы гражданин Беларуси Бэйлен завис без контракта на полгодика, ему наша налоговая тоже выкатила бы счет как тунеядцу?..
Глава первая: локальная
Но это все лирика, теперь ближе к теме. Как война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат, так думы “на тему” не покидают, пока не становится окончательно ясно, к чему недавние события приведут в ближайшем будущем. Ждать хотя бы косвенного ответа осталось недолго. Трансферный период в 9-м сезоне КХЛ финиширует аккурат в рождественское воскресенье, 25 декабря.
То есть не позже ближайшего понедельника можно будет судить, что крылось за скоропостижным расставанием с трио Лингле — Крайчек — Бэйлен. Банальное ли желание (а то и жизненная необходимость) сбросить с казны груз из-за нездоровой финансовой ситуации, или все-таки тривиальная селекционная многоходовочка — освобождение средств для подписания новичка. Со вторым вариантом понятно: случись подписание, оно и будет ответом. С первым не все так однозначно: версия “мы хотели и могли, но почему-то не срослось” допустима. И все же в случае если не подпишут никого, на “няма грошай”, согласитесь, будет похоже больше.
Вообще же тройной контрактный разрыв последнего месяца оставил любопытное послевкусие. “Ты же всегда был против засилья легионеров в “Динамо” и натурализации под сборную — вот и радуйся”. Справедливое замечание. Но поверхностное. С засильем уже года три как справились, озвучив формулу “6+1”. Возможно, она неидеальна, но, продолжаю считать, лучше, чем полное отсутствие какого-либо ограничителя. Паспортизация же, повторяю, абсолютное зло. И потому что она — убийца мотивации для эволюционного взращивания своих “от горшка”. И потому что посредством нее на хромой козе обскакивалась любая ограничительная формула в клубе(-ах). Но паспортный конвейер в последние годы, слава богу, притормозили. И, кстати, успехи сборных U-18 и U-20 в уходящем календарном году только подтверждают: когда прижмет, наши школа и тренеры готовы обеспечивать результат и без переманивания слабо востребованных на родине юношей из России. И даже без участия Беларуси в проекте МХЛ.
Но, будучи противником паспортизации, я противлюсь каждому новому случаю, если только он не подобен вариантам Степанова и Матерухина (очевидное пускание корней в нашей стране). Вместе с тем глупо не пользоваться старыми, когда паспорта уже выданы, а североамериканцы даже заиграны на официальном уровне. А если нынешней весной тот же Бэйлен не будет гореть желанием приезжать в сборную после событий начала этой недели, пойму и прощу. Успокаивает разве то, что, по моим сведениям, клуб с защитником расстались действительно полюбовно. При том что развод “по соглашению” предусматривал некоторые уступки со стороны “Динамо”. Оттого в прощальных комментариях для прессы Ник и был рафинированно-дипломатичным. Ну хоть так…
Глава вторая: глобальная
Вообще же размышления о динамовском секвестре вырулили меня на более глобальный уровень — куда идет (летит, ползет, падает — нужное подчеркнуть) КХЛ в принципе на девятом году жизни. Очевидно, что лига стагнирует. Это как минимум. Основная причина понятна: экономика, которая, как известно, неотъемлемая часть политики. Несложно засечь временную отметку, когда начался кризис — сезон-2014/15. И несложно сопоставить, какие политические события ему предшествовали.
Неофициальной, но очевидной точкой, где КХЛ сменила (вероятнее, вынуждена была сменить) курс, стала замена на президентском посту лиги: ушел Медведев, пришел Чернышенко. И аккурат в конце все того же 2014-го. Прежний курс был понятен: как бы это ни отрицали официально, КХЛ пыталась мериться клюшками с НХЛ. Если не все, то многое лепилось “по образу и подобию”. Да и, в конце концов, идея экспансии в Западную Европу, которую новорожденная даже частично реализовала, не нова и вынашивалась в Северной Америке уже не то что не один год, а не одно десятилетие. Еще в те времена, когда не было не то что КХЛ, а и российской суперлиги.
Москва решила перехватить инициативу и форсировать реализацию. Эдакий хоккейный вариант китайского “Большого скачка” (“Куньлуню” икнулось). С тем же никаким результатом. Правда, никаким он оказался не потому, что идея была ущербной — просто политика с экономикой подвели. Задумывалось-то все тогда, когда деревья с ценой на нефть-газ были большими, а реализовывалось ровно до момента “и это пройдет”.
Никто никогда особо и не скрывал, что все северо-западноевропейские новички КХЛ (“Слован”, “Медвещак”, “Лев” и “Йокерит” с ними) кормятся в основном из российских финансовых сосок. Если не прямо, то опосредованно. Причем иногда — ценою сверхусилий, особенно когда речь шла о клубах из топ-стран хоккейной Европы. Чешскую федерацию долго уговаривали не противиться “Льву”, и не только словесно. Уговорили, но с чешской припиской клуб все равно прожил только год. Яркий, с выходом в финал Кубка Гагарина, но один. Финский “Йокерит” и вовсе пришлось покупать вместе с “Хартвалл-Ареной”. Шведы и “вкусные” с маркетинговой точки зрения швейцарцы с немцами, несмотря на все подкаты, держались стойко. Может, в конце концов и поддались бы — все имеет свою цену. Но случился 2014-й и смена курса.
А вот какой он теперь — поди разберись. Китайская частность — не в счет. Даже не так: не дай бог, чтобы была в счет. Чтобы осознав, что на Западе в обозримом будущем ничего не светит, КХЛ всерьез развернула бы экспансию на Восток. Ибо искусственность “куньлунеобразных” новичков очевидна как божий день. Здесь даже “Медвещак” — и тот больше выглядит лишь дорогой игрушкой, практически бесполезной в контексте развития хорватского хоккея. И, как и “Слован”, в последнее время все более перебивающейся с хлеба на воду.
У братиславцев вообще дела швах, раз общественность заверяют, что клуб, безусловно, дотянет до конца года. Значит, опять же, во-первых, мог и не дотянуть. А во-вторых, дальнейшее участие в КХЛовском проекте чуть более чем под вопросом. Да о чем говорить, если, судя по российским СМИ, аналогичные “траблы” даже у российских “Лады” (ну еще ладно) и “Динамо” (а вот это уже ахтунг во всей красе)!
Эпилог: будь готов!
Что же из этого следует? Следует шить! Москва, как известно, слезам не верит. Ясно, что о расширении лиги сейчас говорить не приходится — только о сокращении. Более того, оно уже, кажется, неминуемо. Если президент КХЛ Дмитрий Чернышенко заявляет, что “я допускаю возможное сокращение лиги, если совет директоров КХЛ примет подобное решение” — считай, вопрос решен более чем наполовину. Вопрос, непосредственно касающийся Беларуси, — насколько коротко обрежут. По логике вроде отсекать от лиги нероссийскую составляющую как таковую никто не заинтересован. По крайней мере тех, кто может тянуть затратный воз проекта самостоятельно, просить на выход не станут. Мы, кажется, так-сяк справляемся, но таких мало. Еще “Барыс” разве что. Даже у рижского “Динамо” зависимость от российского капитала очень ощутимая.
“Ну а вдруг все-таки отцепят?” А вот к этому нужно быть готовым. И не надо здесь поминать лишний раз прах Тютчева, достаточно вспомнить события последних лет. И откат к легионерскому статусу белорусов в российских клубах задним числом, и изменение формата чемпионата по его ходу (хочешь появление “Кубка надежды”, хочешь совсем недавнее принятие формулы “три на три” в овертаймах). Да, в конце концов, в середине 90-х неожиданное “вы нам больше не нужны” мы уже проходили. Помните МХЛ? Не которая Молодежная, а которая Межнациональная. По сути это была та же КХЛ, только вид сбоку и без искусственного расширения на Запад. И летели мы тогда в 96-м, помнится, далеко. Одно ободряет — не свалились и сами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь