Артем Параховский. Безальтернативный. Отцовство — невероятное счастье
Благодаря его стараниям “бело-зеленые” делят с московским ЦСКА лидерство в Единой лиге ВТБ. Тогда как в главном состязании Старого Света, Евролиге УНИКС борется за попадание в плей-офф, несмотря на старт из четырех поражений кряду на групповой стадии. Если добавить сюда постоянные перелеты из конца в конец континента, становится понятно, почему свободного времени у Параховского в обрез. Однако на католическое Рождество корреспонденту “ПБ” посчастливилось застать Артема дома — и на четверть часа украсть у жены и малютки-дочки, чтобы поздравить с завоеванием титула лучшего баскетболиста Беларуси 2016 года. К слову, третьего подряд.
— Насколько понимаю, с новым форматом Евролиги для тебя даже день, проведенный дома, уже праздник…
— Так и есть. Календарь очень жесткий. Буквально накануне вернулись из Перми, где играли матч Единой лиги ВТБ, а перед этим сражались с “Жальгирисом” в Каунасе под эгидой Евролиги. По сути, только и успеваем, что переезжать да перелетать. Новое место, тренировка, игра — иногда даже осознать толком не удается, где находишься.
— Успеваешь видеть, как растет Эмилия?
— Да, слава богу, уже несколько месяцев, как семья со мной. Поэтому все свободное время, когда выдается хотя бы минутка, уделяю жене и дочке — это просто неописуемые эмоции. Благодаря им отвлекаюсь от рутинной спортивной жизни и получаю колоссальную энергию. Если бы не подпитка от близких, справляться с нагрузками было бы значительно труднее.
— Расскажи, как тебя изменило отцовство.
— Если честно, пока только вникаю в роль папы. До этого не видел Габи и Эмилию полгода. Лишь после того, как девочки переехали в Казань, стал понимать, насколько это тяжело. Осознал, что заботиться о ребенке — большая ответственность. Маленькое создание ведь ничего не понимает: везде лезет, пытается открыть для себя большой мир. За ней нужен глаз да глаз. Ну и, естественно, когда смотришь на дочь, понимаешь, что это частичка тебя, и испытываешь просто невероятные ощущения и эмоции. Их трудно описать: все равно сторонние люди всю глубину не поймут, пока не прочувствуют на собственном примере.
— В кого Эмилия пошла характером?
— Пока сложно сказать. Она еще маленькая, всего десять месяцев. Но то, что в ней уже прорезается актерство, это факт — особенно когда стремится привлечь к себе внимание. Скажем, захочет, чтобы папа и мама бросили все и рванули к ней, начинает плакать. Мы рядом — успокаивается. Но стоит только отвернуться, Эмилия повертит головой, подумает о чем-то и снова в слезы, чтобы родители вернулись. В общем, по-женски так поигрывает нами.
— Есть какие-то моменты в воспитании дочери, которые переносишь из своего детства?
— Откровенно говоря, мало что из той поры помню. Разве что отношение родителей: они меня баловали — дай боже! И выготавливали, и заботились: Темочка это, Темочка то. Поэтому тоже стараюсь быть хорошим папой — не злым, а добрым.
— Когда отец играет в Евролиге, дочь в телевизоре его уже узнает?
— Жена пробует показывать игры, но они в основном проходят поздно. Так что Эмилия уже спит. Дочь пока с трудом понимает, что происходит, хотя смотреть пытается.
— Насколько могу судить, европейский сезон и для тебя, и для УНИКСа получается крайне противоречивым…
— Верно. Мы очень плохо начали: много игр отдали в концовках, хотя со всеми соперниками, кроме “Олимпиакоса”, боролись на равных. Где-то сами проигрывали, где-то удачи не хватало. Сейчас вроде бы ситуацию переломили, пошли в гору. Но не берусь загадывать, как все сложится дальше. В одном уверен: мы не заслуживаем того места, которое занимаем. Должны быть как минимум в середине таблицы, но из-за ряда нюансов опустились ниже ватерлинии.
— Если делиться взглядом изнутри, объяснишь природу проигранных концовок?
— Порой не хватает концентрации. В некоторых матчах отрываемся на десять очков, держим темп под контролем, действуем с позиции силы. А потом зачем-то начинаем торопиться с бросками, совершаем ошибки в быстрых атаках, допускаем потери. Соперник нас за это наказывает, перехватывает инициативу, выходит вперед — и в концовках дожимает. Кроме того, в ряде случаев нас подкашивала усталость. Лидеры УНИКСа в среднем играют по тридцать минут и больше, не получая качественной помощи со скамейки. Мы теряем стабильность в действиях, это и приводит к поражениям. Если в лиге ВТБ есть команды среднего уровня, сражаясь с которыми можно позволить себе слабину, но все равно выбраться потом к победе, то на международной арене все конкуренты как на подбор. В Евролиге соперники наказывают даже за малейшие ошибки. Внутри этого лучшего баскетбола никто тебя жалеть не будет. Увы, нам пока не хватает опыта выступлений в таких ответственных матчах, где равная борьба идет до последней секунды. В ВТБ подобных поединков проводим мало, в Евролиге же — это практически каждая игра.
— В среднем ты проводишь на паркете по 22 минуты. На взгляд ангажированного белорусского журналиста — маловато. Особенно в свете полезности защитных действий для УНИКСа…
— Это позиция тренера, который старается ротировать состав. Евгений Юрьевич Пашутин понимает, что я устаю: летом в сборной напахался, потом стартовал сезон, где в среднем по два матча за неделю провожу. Плюс УНИКС стремится разнообразить командные действия, выпуская Лэттэвиуса Уильямса или Артема Клименко. Получается, со мной на паркете Казань играет один вид защиты, с ребятами “полегче” — иной. Пашутин пробует разные варианты, чтобы к нам сложнее было приспособиться. Понятно, что не все задумки дают эффект. Но в Евролиге нельзя останавливаться в развитии, отказываться от поиска новых идей, которые поставили бы противника в тупик.
В последних играх тренер оценил, что я приношу команде больше пользы, когда нахожусь на площадке. Поэтому остаюсь в деле на более продолжительные отрезки. Моя же задача простая: отдать максимум за то время, которое мне отведут.
— В сборной Беларуси ты был задействован значительно больше, однако на Евробаскет команда так и не пробилась. Объяснишь, почему?
— Оказались не готовы к такому повороту событий, какой случился в финальной стадии квалификации. Скажу больше: когда ехали в Польшу, были расслаблены. Понимали, что соперник выше нас классом, добился победы в Минске с огромной разницей. Поэтому не думали о результате, о каких-то перспективах. Понимали, что у команды остается две игры — и просто хотели провести их достойно. Сужу не только по себе, но и по настроению ребят: в раздевалке царила атмосфера легкости.
Когда началась игра, осознали, что действуем ничуть не хуже поляков. Почувствовали: можем зацепить победу. А в третьей четверти сделали столь внушительный рывок, что поверили: мы способны еще и нужную разницу для победы в закрутке оформить. Так что бились за каждый мяч, чтобы достичь цели.
После матча команду накрыла эйфория. Вау, думали, как классно: выиграли 20 очков у поляков — больше, чем проиграли дома. Поэтому отправились в Португалию, на заключительный матч, ощущая себя королями. Всего делов-то: обыграем хозяев, у нас все будет круто — и через несколько часов уже возьмемся оценивать свои шансы на выход на Евробаскет по результатам в соседних группах. Баскетбол за такое отношение однозначно наказывает. Нельзя так себя вести — надо настраиваться на любого соперника, даже если он по умолчанию слабее. Может, мне следовало, как лидеру команды, эту роль взвалить на себя и объяснить ребятам, что ни к чему хорошему подобное отношение не приведет. Где-то, чего греха таить, сам поддался эмоциям и не смог правильно настроить партнеров. В общем, Португалия нас наказала, при этом ничего сверхъестественного не продемонстрировала. Тем обиднее осознавать, что все сборные по соседству сыграли ровно так, как было необходимо белорусам для попадания на Евробаскет.
Увы, мы, видимо, не заслужили награды, собственными руками “отдав” матч. Хозяева же, напротив, перед своими болельщиками бились на совесть, чтобы не закончить отбор с шестью поражениями. В итоге южане преподали нам отличный урок. Посмотри, они боролись, старались, тянулись за мячом, как будто это последний матч в их жизни. А мы допускали потери, сбивались на индивидуальные действия… Когда же соперник повел 10-12 очков, началась паника, сдали — и игра завершилась обидным поражением. До сих пор вспоминать о том выезде болезненно.
— В каком, на твой взгляд, направлении сборная должна двигаться дальше?
— Сложно судить, поскольку не вижу в полной мере того, что на самом деле творится сейчас с мужским баскетболом в Беларуси, как растет молодежь, кто на подходе. Да, мне нравится, что есть Рома Рубинштейн, Макс Салаш, Саша Семенюк, Виталий Лютыч. Есть еще молодые ребята, которые хотят показать себя. Но, если честно, не вижу за ними людей, которые были бы готовы здесь и сейчас реально помочь сборной. По ощущениям, наступают непростые времена: многие ветераны ушли еще прошлым летом, сейчас Александр Кудрявцев закончил с “националкой”. Из “стариков” остаются только Саша Пустогвар, Леша Тростинецкий да я, который еще лет восемь назад был самым молодым в обойме.
Конечно, тренер пытается делать мини-кэмпы: зимой и в мае вызывает молодых ребят, просматривает всех, у кого есть хоть какая-то перспектива помочь сборной. Это правильно — просматривать резерв и готовить задел на будущее. Но даже это вряд ли реально облегчит нам жизнь в ближайших сезонах.
— Белорусский мотив, связанный с твоей карьерой, в этом году также был замечен и в промо-ролике УНИКСа, приуроченному к визиту “Цмокаў” в Казань…
— Это акция, которую придумали пиар-менеджеры клуба. Захотели сделать ролик по мотивам фильма “Семнадцать мгновений весны”, где я бы тосковал по дому, так как не был там долгое время. Ну а поскольку в сознании многих “Беларусь” и “картошка” понятия неразрывные, вот и предложили мне скучать по родине таким нестандартным “кулинарным” способом — нарезать, варить, кушать “бульбу” с чувством ностальгии. Было весело и мне, и ребятам из команды, которые потом долго потешались на эту тему.
— Кстати, о команде. У вас невероятно разношерстный коллектив в этом году.
— Да, но при этом нет никаких проблем в раздевалке. Все со всеми ладят, добродушны, очень много шуток. Нет такого: закончилась тренировка — и парни разбежались по домам. Приятная атмосфера, которая способствует сплоченности в игре.
— Лэнгфорд в игре с “Цмокамi” переписал рекорд результативности Единой лиги ВТБ. Может, Кит решил отыграться на белорусах за то, что ты над ним подшучиваешь на тренировках?
— Нет, просто он поймал волну! Если честно, все в УНИКСе прекрасно помнили матч годичной давности, когда на старте сезона “Цмокi” обыграли нас в Казани. Осознавали, что не имеем права допускать повтора ситуации. Как результат, настроились с максимальной серьезностью — и в какой-то момент у Лэнгфорда все полетело. А когда набираешь 30 очков за вечер, хочется и рекорды бить, и статистику доводить до космической. Тренер дал ему шанс — и Кит оставался на площадке по максимуму, чтобы перекрыть достижение.
Тем не менее призвал бы болельщиков “Цмокаў” не расстраиваться. Как по мне, в Минске собралась очень хорошая команда. Даже чуть сильнее, чем в прошлом сезоне, если судить по легионерам. Уверенно играет в Кубке ФИБА, достойно выглядит даже против клубов из сильных чемпионатов. Надеюсь, что и дальше так же здорово продолжат выступать. Да, в лиге ВТБ у “драконов” немного не получается. Возможно, из-за усталости, или потому, что большую ставку делают на еврокубок. Ведь понимают, что в “банковском” турнире резоннее бороться с прямыми конкурентами за выход в плей-офф, а не растрачивать силы попусту на безнадежную погоню за лидерами. Не знаю, какие цели сейчас ставят в клубе, но, уверен, Минск еще не раз удивит публику.
— “Цмокам” часто пеняют на возраст ветеранов команды. Но ведь тот же Лэнгфорд умудряется в свои 33 в одиночку обыгрывать даже топ-соперников…
— Ох, если бы только знать, что он ест для сохранения такой формы! А если серьезно: Кит — обычный человек, который много над собой работает. При этом безмерно одарен. Сильнейший технический арсенал — особенно первый быстрый шаг с ведением. Если Лэнгфорд так выстреливает, его просто не остановить. Когда вижу, как он обыгрывает более габаритных, но столь же быстрых атакующих защитников, всегда поражаюсь. Сейчас им, конечно, восторгаются заслуженно — когда набираешь по 25-30 очков за вечер, естественно, восхищаешь публику. Но если вспомнить, то и в минувшем сезоне найдется уйма матчей, где Кит выглядел столь же эффективно. С ним играешь в удовольствие, потому что Лэнгфорда держат два-три человека — и это дает определенную свободу в трехсекундной зоне. При этом далеко не всегда такая массовая опека Кита реально останавливает. Это говорит о классе игрока, хоть ему уже за тридцать.
— А на что нацеливаешься ты в год грядущего 30-летия?
— Хочется хорошо закончить сезон в Евролиге. Она стала очень высокого, серьезного уровня, поэтому стремлюсь проявить себя, особенно против топовых соперников, показать свой потенциал. В остальном же особых планов не строю — живу сегодняшним днем и стараюсь им наслаждаться. Что принесет 2017-й, то и принесет.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь