Славословие. От находки до Парижа
Помните в “Том самом Мюнхгаузене”: “Вы рады новому дню? — Смотря на что падает. Если на воскресенье, то это обидно. А если на понедельник — ну зачем нам два понедельника?..” Но, так или иначе, дожили, с чем всех и поздравляю. Самое время оглянуться и подвести какие-то итоги, прислушавшись к ощущениям. Не знаю, как у кого, а у меня они парадоксально-позитивные.
Парадоксально, впрочем, не тотально: как минимум одна явная причина держать хвост пистолетом и грудь колесом у белорусских поклонников хоккея есть. Сборные всех трех ступеней (юношеская U-18, молодежная U-20 и национальная) в кои-то веки хором встречают 2017-й в ранге небожителей. В смысле — законных обитателей элитного дивизиона. Достигли. Вернее, дотерпели. Против еще не столь давнего правила “неудача — замена тренера”, широко практиковавшегося ФХРБ в 2000 — начале 2010-х, наконец воспитали умение выдерживать паузу. Можно сказать, время воспитало, доказав через многолетнее прозябание юношей и “молодежки” в низших дивизионах, что толку от чехарды — ни на грош. Единственное, чего добились в те времена, — заставили коучей воспринимать руководство “младшими” сборными как Голгофу, после которой вероятность “голова с плеч” максимальная, а стало быть, и желание на нее всходить минимальное.
Но наконец утихомирились, научились считать до десяти. С Павлом Перепехиным у руля “двадцатилеток” год назад, правда, чуть недотянули. Впрочем, то худо вполне может восприниматься как классическое сырье для последующего добра: в 2016-м взошла во всей красе тренерская звезда Юрия Файкова. Именно он последовательно вывел в элиту обе “ушки”. Библейскому “не сотвори себе кумира” стараюсь следовать свято, потому не стану на сем основании заявлять, что в лице Юрия Александровича Беларусь обрела нового Боумэна. Но сработало — это главное. В том числе, помимо тренерских стараний, и за счет поддержки федерации плюс налаженного взаимодействия со штабом национальной команды, по образу и подобию которой затачивают и “молодежку”. Неплохая находка, о которой говорили всю последнюю дюжину лет только на моей памяти хоккейного обозревателя. Но — только говорили, а теперь начали наконец и делать. И работает же!
При сем, что примечательно, абсолютно на собственных дрожжах. Налетавшись в течение ряда лет по России вдоль и поперек в попытках найти свое место в системе МХЛ, осели. Уразумели, что, пытаясь встроиться в чужую, не построишь свою. Не будет времени за переездами-перелетами. Не сторонник изоляционизма, но замыкание юношеско-молодежных сливок в национальном контуре доказало право на жизнь. И как минимум умеренную самодостаточность нашего хоккея. Чем не повод для удовлетворения?
О национальной сборной — отдельный разговор. И вот здесь уже парадоксальный. С одной стороны, бойцы Льюиса как будто обмишурились на обоих фронтах — и чемпионате мира, и олимпийской квалификации. А ощущение “ратуйце!” как-то не накрыло. Вернее, вру — накрыло. С питерского мая до минского сентября. После жутко невнятного весеннего планетарного форума закрадывалась нехорошая тревога, что остравская феерия-2015 — лишь эпизод. А льюисовская агрессивная атакующая философия если и способна принести плоды на белорусской почве, то не более одного раза за несколько лет.
Сентябрь убедил в обратном. Да, словенцам фартануло, что бы они на сей счет ни утверждали. Совершенно по делу они пробросили нас и датчан мимо Олимпиады в 2013-м в Войенсе. В 2016-м в Минске балканцы именно отскочили. Мы соответственно пролетели. Но в сентябре я опять видел ту команду, за которой с удовольствием наблюдал в 2015-м в Чехии. Не по составу — если хотите, по философии. Так что есть все основания полагать, что в мае 2017-го в Париже в рамках 81-го чемпионата мира в исполнении белорусской сборной мы увидим повторение скорее 79-го, а не 80-го. Допускаю, что после неудачного для нас 4 сентября нынешнему руководству ФХРБ приходилось заслонять Дэйва от желающих в очередной раз метнуться непонятно куда. Да, собственно, как-то заслоняться и самому. Отбились — уже хорошо. Думаю, очень не в последнюю очередь благодаря успеху “молодежки” в Бремерхафене. Кстати, символично, что хоккейный ЧМ-2017 пройдет в том числе и во Франции, символом которой является петух — тотем наступающего года по восточному календарю.
Родной чемпионат… Ну, с ним все понятно. И уже довольно давно. Зима и весна после разделения на шестерки — вполне удобоваримо, местами даже откровенно вкусно. Осень в 12-командной общаге — обнять и плакать. Необходимость что-то менять объективна и очевидна. И явно уже осознана ФХРБ. Вплоть до того, как менять. Незабытая ВЕХЛовская классика, скорее всего, реинкарнируется. Возможно, лишь в чуть видоизмененной форме — здесь варианты еще прорабатываются.
Круг замкнулся: как и в середине 90-х прошлого века, в этом вновь заинтересованы все постсоветские страны “от моря до моря” западнее России. А значит, должно получиться как минимум не хуже. По крайней мере точно не хуже, чем страдающая от несимметричности экстралига. Причем порой страдающая до карикатурности. Что, впрочем, не помешало “Юности” вполне пристойно повоевать на евроарене, подтвердив реноме клубного белорусского хоккея как вполне боеспособного на международном уровне. Еще один осязаемый повод для удовлетворенного “оказывается, не все так плохо”.
И напоследок — о “Динамо”. Приберег именно напоследок, ибо здесь есть и личное. “Зубры” удивляют. Не вообще — в последнее время. Сентябрь, который клуб завершил в когорте лидеров лиги, был приятен, но в принципе объясним. Здоровую и устойчивую напористость в исполнении нашей команды мы уже видели на примере той же сборной в Остраве-2015. Октябрь и частично ноябрь лишь подтвердили сомнения, что долго так продолжаться не может: динамовцы просели надолго и основательно, посыпались травмы. Но вот в конце ноября — декабре дружина вновь удивляет сентябрьской нахрапистостью и результативностью. Причем на протяжении уже ряда недель. Честно, не ожидал: думал, дальше вплоть до плей-офф будут поклевывать от случая к случаю.
Черт его знает, может, и зря ставил под сомнение способность вудкрофтовской, по сути, той же льюисовской системы работать не пару-тройку недель, а в длительном режиме. В смысле — в наших условиях. Пока все идет к тому, что придется вашему покорному отвечать за базар и съесть один из восьмистраничных номеров “ПБ”. В курсе истории те, кто захаживает на прессболовский интернет-форум. Для остальных — поясню: в феврале пообещал сделать это прилюдно, если у клуба не появится освобожденного опытного генменеджера, но команда выйдет в плей-офф. Мальчишество с позерством, конечно. И плагиат заодно: история со съеданием коллегой-скептиком своей газеты датирована еще Суперсерией-72. Но раз подписался — исполню. И не подавлюсь. И буду рад. Пусть у команды Вудкрофта и имеется ряд облегчающих выполнение задачи факторов, усложняющих было и, возможно, будет не меньше.
Но поедание газеты будет весной. Пока же — все к оливье. Тоже, кстати, французское слово. С наступающим!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь