Параллельные миры. Футбол глазами Сергея Рутенко
И поэтому прославленный гандболист смотрит на вид спорта номер один под крайне занимательным углом…
Последний раз ходил на футбол в Минске в 1995 году
— Это был матч Кубка УЕФА “Динамо” — “Аустрия”. Самое обидное, единственный гол в той встрече я так и не увидел. Зрителей было много, и я, чтобы избежать давки, вышел со стадиона за пять минут до свистка. А наши забили в самой концовке. Я услышал, как зашумели трибуны, и подумал: “Блин!”
Последний раз был на футболе, по-моему, в 2011 году — на “класико” “Барселона” — “Реал”. Мой первый год в “Барселоне”. При Лапорте в клубе проводили политику сплачивания всех секций, и каждый гандболист имел специальную карточку на посещение домашних матчей футбольной команды. Забавно, что пропуск не гарантировал конкретного места: ты мог без проблем пройти на трибуны, ну а сесть там — только если найдешь свободное место. Атмосфера на “Камп Ноу” потрясающая! Хотя футболом я так и не заболел, это зрелище стоит того, чтобы его увидеть. А когда Лапорту сменил Россель, дух единства исчез. У нас забрали карточки. Я перестал ходить на стадион.
Ему выражал свое восхищение Хави
— Как-то подошел Хави, сказал, что знает меня, и наговорил много любезностей. Было совершенно неожиданно. Однако самым ярым болельщиком гандбольной “Барселоны” в мой каталонский период оказался Пуйоль. Он даже пробил с нами выезд на “финал четырех” в Кельн! А самый поразительный для меня случай произошел в клубной столовой. Мы обедали, после чего должны были отправиться на гостевую игру с одним из аутсайдеров чемпионата. Ну совершенно проходной матч — даже не вспомню, против кого. В это время заходят футболисты, видят нас и начинают желать удачи на выезде. Они знали, ЧТО мы едем, КУДА мы едем и С КЕМ играем!
Хотя где мы, и где они. В 2011-м “Барселона” выиграла обе Лиги чемпионов — и гандбольную, и футбольную. Руководство планировало устроить проезд по городу на одном автобусе. Но гандболисты не успели прилететь — нам задержали вылет. Разумеется, ради нас никто не стал переносить чествование. Думаю, абсолютное большинство болельщиков не расстроились. Я их прекрасно понимаю. Хотелось бы, конечно, подтянуться к футболу, но пока нам до него — десять тысяч световых лет.
Дружит с Хацкевичем
— Я рано уехал за рубеж, поэтому не варился в белорусской спортивной тусовке. Разве что познакомился с Александром Глебом — пересеклись с ним в Барселоне. Он оказался там пораньше, так что водил меня по городу, рассказывал, что к чему.
Более обширными контактами я обзавелся гораздо позже. Причем в основном посредством благотворительных акций вроде “Спортсмены — детям”. Так познакомился со Штанюком, например. А с Хацкевичем до сих пор сохраняем теплые отношения. Всегда рады видеть друг друга. По крайней мере я точно. Встретились с ним перед октябрьскими отборочными матчами, пообщались. А вот после поражения от голландцев ему не звонил. Сам не люблю, когда утешают после неудач, лишняя соль на рану. Это только злит. Лучше дождусь, когда можно будет поздравить с успехом. Пусть уже и на новом месте работы.
Зато благодаря Хацкевичу был повод следить за сборной Беларуси. А вот национальным чемпионатом вообще не интересуюсь. Только выступлениями БАТЭ на евроарене. Борисовчане дают результат — и ты невольно начинаешь следить. А чемпионат… Простой вопрос “Кто занял второе место?” меня полностью дискредитирует. Я не знаю. Минское “Динамо”? А кто? “Шахтер” так “Шахтер”. Вот так я и слежу.
Считает, что гандбол зрелищнее
— Футбол хорошо идет в компании. Все-таки гандбол намного динамичнее и после него смотреть футбольный матч в одиночестве, скажем прямо, скучновато. Но я не брюзжу. Понимаю, что это спорт номер один по зрительскому интересу. На то есть вполне объективные причины. Во-первых, футбол возник намного раньше гандбола. Во-вторых, большое поле для игры — как следствие, большие стадионы и возможность принять больше зрителей. А значит, и доходы выше.
Выступая за “Барселону”, я как-то играл при тридцати тысячах зрителей — это было на выездном поединке Лиги чемпионов в Копенгагене и, кстати, на футбольной арене. Гандбольную площадку установили на полполя. Света прожекторов не хватало. Пришлось устанавливать дополнительные. Из-за этого игрокам не была видна публика. Ощущение — будто в театре. И гул зрителей где-то там, в отдалении. Обычно же гандбольные залы рассчитаны где-то на пять тысяч человек. Зато болельщики рядом и драйва больше.
Так что тягаться с футболом невозможно по объективным причинам. И гандбольные клубы сбегают от конкуренции в маленькие города. Там проще собрать зал и найти спонсора.
Уверен, что в Беларуси футбол может проспорить гандболу
— Футбольные позиции непоколебимы в Западной Европе. В Беларуси же сильны гандбольные традиции, и с футболом вполне можно конкурировать. Как в той же Исландии. По крайней мере до французского EURO ручной мяч там был однозначно популярнее. (Смеется.) А ведь мы на недавнем чемпионате Европы обыграли исландскую сборную! В Беларуси хорошие арены, неплохая инфраструктура — есть с чего начинать.
А что спонсорские инвестиции в первую очередь идут в футбол и хоккей… Это можно воспринимать по-разному. Или обижаться и распускать нюни. Или конкурировать, бороться, доказывать. Мне всегда больше нравился второй путь. Да, это тяжело. Сейчас непростая экономическая ситуация. Могут ли предприятия поддерживать нынешнее количество спорта в стране — большой вопрос. По-хорошему, конечно, поддержка нужна частная, а не государственная. Причем сотрудничество должно приносить выгоду как спонсору, так и клубу. Чтобы спорт не становился черной дырой, в которую вбухивают огромные средства без всякой отдачи. Но я не знаю, насколько это все в наших условиях осуществимо. И, пожалуй, согласен в этом плане с нынешней государственной политикой: обеспечивать поддержку тем, кто дает результат.
РАБОТАЮТ ЛИ ФУТБОЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ГАНДБОЛЕ?
Футбол — игра симулянтов
— В гандболе не без этого, конечно. Я сам, как и многие, не раз прибегал к симуляции. Делал так, когда видел, что судья позволяет сопернику играть со мной грубо. Ответить я не мог — сразу последовало бы наказание. Поэтому, чтобы заострить внимание рефери, иногда, как говорят у нас в гандболе, “выгребал чересчур”. Попросту — симулировал. Думаю, в некоторых случаях симуляция оправдана. Плюс это свойственно некоторым нациям — с Балкан, например. Тем не менее в гандболе, мне кажется, симулируют значительно меньше, чем в футболе.
Пенальти = гол
— У нас — 50 на 50. Гандбольная “рамка” не такая большая. К тому же футбольный вратарь должен стоять на линии ворот во время удара, а гандбольный может выдвигаться вперед, сокращая угол обстрела. Остается не так много пространства, куда можно отправить мяч. Голкиперы же детально разбирают видео штатных пенальтистов соперников, а на фоне усталости игрок исполняет бросок, который отработан лучше всего. Пенальтистов с широким спектром бросков — единицы. Так что шансы гандбольных вратарей намного, намного выше, чем футбольных.
Фактор домашнего поля имеет большое значение
— Согласен. Это вообще не зависит от вида спорта. Дома играть психологически проще, а психология всегда важна там, где задействованы люди, а не роботы. И тем не менее в гандболе этот фактор приобретает дополнительную значимость — из-за понятия “домашнее судейство”.
В гандболе у судей гораздо больше возможностей повлиять на исход встречи, чем в других игровых видах. Фолы в нападении, действия против линейных — много различных тонкостей. Сколько раз совершенно необъяснимые решения рефери меняли исходы чемпионатов мира и Европы! При этом в нашем виде всячески противятся вводу видеоповторов, которые сделали бы многие спорные моменты прозрачнее. Насколько мне известно, из-за нежелания международной федерации менять правила в сторону прозрачности судейства не срослось с созданием профессиональной гандбольной лиги в США. А это, по мнению многих, дало бы серьезный толчок в развитии нашего вида спорта.
Это невероятно злит. Однажды в важном матче за “Барселону” меня грубо завалили, что привело к трещине в тазобедренном суставе. Обращаюсь к делегату: как такое можно допускать? Он в ответ: мы не можем удалить нарушившего в таком ответственном поединке — у соперника это единственный игрок на позиции. Или, бывает, надо обеспечить победу отдельной команде… Ну так давайте сразу вручим ей титул. Зачем целый сезон убиваться на паркете, если в итоге все решается не на площадке?
Атака выигрывает матчи, оборона — турниры
— В гандболе — то же самое. Многие тренеры в моей карьере это повторяли. Атака действительно может решить исход игры, забросить на мяч больше, но целый сезон так не вытащишь.
Топовой команде посредственный вратарь игру не испортит
— У нас вратарь — полкоманды. Без классного голкипера нечего ловить даже с хорошей атакой и толковой обороной. Лично мне было очень тяжело действовать против шведа Свенсена. Совершенно непонятный и непредсказуемый для меня персонаж. Из тех, с кем поиграл, в первую очередь отмечу Штербика. Сколько матчей он вытащил, просто чудеса творил в “рамке”! А еще он мой близкий друг и кум. Также включу в топ Шарича. Помните, как он защищал ворота сборной Катара в матче с белорусами на ЧМ-2015?
Играют две команды, а побеждают немцы
— Что-то такое есть. Только не в плане игры, а мощности немецкого лобби. Последний пример — изменение формата Лиги чемпионов. Да, турнир сделал шаг вперед в плане зрелищности. Но сравните, что было до введения “финала четырех” и после… За последние пять лет немцы выигрывали Лигу чемпионов трижды. А до этого — три раза за двадцать лет.
Футболисты зарабатывают неоправданно много
— Я не из тех, кто лезет в чужой карман. Конечно, можно включить “алчность” и сказать: если бы я собрал все титулы, которые у меня есть, в футболе, а не в гандболе, — купался бы в деньгах. Но я спокойно к этому отношусь. Тем более в данной ситуации присутствует логика. Футбол популярнее, клубы зарабатывают большие деньги на рекламе, телеправах, билетах, футболках… Поэтому и футболисты заключают соответствующие контракты. Заработок гандболистов в разы ниже. Сейчас, полагаю, потолок топ-гандболиста — 200-300 тысяч евро в год. Но тех, кто жалуется на это, резонно спросить: если не устраивает зарплата, чего же вы пошли сюда, а не в футбол?..
НАСКОЛЬКО СЕРГЕЙ РУТЕНКО В ТЕМЕ?
— Кто выиграл EURO»2016?
— М-м, французы… уступили в финале португальцам.
— Действующий победитель Лиги чемпионов?
— Мадридский “Реал”. Выиграл у “Атлетико”. А вот с каким счетом… Да, точно, была серия пенальти. Как я мог забыть?
— Кто из белорусов играл в финале Лиги чемпионов?
— Александр Глеб.
— Сколько лет подряд БАТЭ удерживает титул чемпиона Беларуси?
— Ух! Вот это тяжело. Пять? Шесть? На самом деле одиннадцать? Я знал, что долго, теперь знаю — насколько.
— Тренер, выигравший с минским “Динамо” чемпионат СССР в 1982 году?
— Эдуард Малофеев. Ну вот, не все так плохо: четыре из пяти!
Текст был опубликован в ноябрьском номере журнала “Большой футбол”. Приобрести журнал можно в интернет-магазине Белорусской федерации футбола (www.bff.by).
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь