Алксандр Пустогвар. Алексеев укрепил имидж белорусов
В течение двух сезонов белорус защищал цвета румынских “Газ Метана” и “Тыргу Муреша”, а осенью 2016-го перебрался в венгерский “Фалко” из Сомбатхея. Где чувствует себя комфортно, оперативно освоился с ролью одного из лидеров команды, прогрессирующей после прошлогоднего десятого места в первенстве страны. В минувший уик-энд в местном дерби “Фалко” одолел “Шопрон”, с чем корреспондент “ПБ” и поздравил соотечественника.
— Эта победа важна прежде всего в психологическом плане. Мы впервые в нынешнем чемпионате выиграли в гостях. Закрепились на шестом месте, а это весьма существенно. Дело в том, что после окончания первого круга верхняя восьмерка команд получит путевки в финальный раунд Кубка страны, который пройдет в конце февраля. То есть одна из задач на сезон решена. Что касается чемпионата, то в нем первая цель — попадание в плей-офф. В прошлом сезоне “Фалко” пролетел мимо него, и это привело к кардинальным реформам: поменяли тренера, всех иностранцев, остались только местные воспитанники.
— Новый тренер серб Сречко Секулович — родственная славянская душа. Как с ним работается?
— Нормально. Он знал меня еще по Румынии, поэтому и позвал в “Фалко”. Работать с ним приятно. Он требовательный, но в то же время дает игрокам немного свободы. Можно сказать, выдерживает в отношениях с нами золотую середину. Секуловича здесь любят, потому как именно под его руководством команда в 2008 году стала чемпионом Венгрии. Кстати, в 2013-м он приезжал в Беларусь, когда возглавлял румынский “Тыргу Муреш”, с которым “Цмокi” сражались в Еврочеллендже. Не раз говорил мне, что Минск — один из самых красивых городов, которые он видел. Приятно…
— Ты постоянно в стартовой пятерке — значит, тренер полностью доверяет?
— Да. Иностранцы, как правило, и проводят на площадке большую часть времени. Хотя, признаюсь, был удивлен уровнем местных игроков. Если сравнивать с румынским чемпионатом, то венгерские баскетболисты гораздо сильнее. И сборная их уверенно квалифицировалась на Евробаскет, ни разу не проиграв. Здесь много молодых талантливых парней. В каждой команде, а их четырнадцать в высшей лиге, причем не сидят на “банке”, а активно играют. За счет этого и выбор у тренеров сборной хороший. Скажем, у нас трое выступают за национальную команду и еще один, который прошел сборы, но в итоговый ростер не пробился.
— Судя по статистике, в “Фалко” три лидера: Говенс, Медфорд и ты. Американцы больше индивидуалисты или работают на партнеров?
— Они сильные игроки, не преминут возможности сработать на собственную статистику. Хотя тренер требует больше командной игры, ведь не всегда кому-то одному удается много забить. Говенс — опытный баскетболист, в прошлом году был одним из лучших снайперов венгерской лиги. А Медфорд после окончания университета Бэйлор проводит дебютный сезон в Европе, адаптируется.
— В чемпионате Венгрии внимание белорусских любителей баскетбола привлекает “Керменд”, с которым “Цмокi” играют в одной группе Кубка ФИБА. Скорее всего, именно с ним “драконам” сражаться за второе место, дающее путевку в плей-офф. Каковы, на твой взгляд, шансы минчан?
— “Керменд” — наш ближайший сосед и, наверное, самый принципиальный противник. Об этом свидетельствует хотя бы то, что за все время “Фалко” не сыграл с ним ни одного спарринга. Сложно сравнивать силу клубов. Раз “Керменд” выиграл первый матч у “Цмокаў”, значит, был сильнее. Вообще, это непредсказуемая команда, огромную роль в ней играют иностранцы. В родном зале при сумасшедшей поддержке болельщиков она выглядит здорово. Кстати, не удивлюсь, если обыграет дома и “Нантер”. Но в Минске, думаю, “драконы” должны взять реванш.
— “Цмокi” для тебя не чужая команда: четыре года назад стал вместе с ней чемпионом Беларуси. Следишь за ее делами?
— По мере возможности. Вот в воскресенье смотрел игру с ЦСКА. К сожалению, не удалось увидеть вживую матч с “Кермендом” — у нас в это время была тренировка. Но к ребятам в гостиницу приезжал — до игры и после нее. Со сборниками из “Цмокаў” я постоянно на связи — у нас есть своя ветка общения.
— Когда-то за “Фалко” играл Николай Алексеев. Его еще помнят?
— Еще бы! Ведь именно в том сезоне клуб выиграл золотые медали. И тренер о нем вспоминал, и руководители знают, где сейчас Николай, чем занимается. Должен сказать, что благодаря ему о белорусах здесь сложилось очень хорошее мнение.
— В венгерском “Дьере” выступает Татьяна Лихтарович. С ней пересекался?
— Мы живем примерно в ста километрах друг от друга. Однажды ездили всей семьей на экскурсию в ее город, но разминулись. Таня приглашала на матч Евролиги с “Фенербахче” — могли пообщаться еще и с Настей Веремеенко. Тогда не получилось у меня: посреди недели свободных дней не бывает — не вырвешься. Но, надеюсь, еще увидимся.
— В Сомбатхее есть чем полюбоваться?
— Небольшой город, примерно 85 тысяч населения. С древними историческими корнями. В центре красиво: пешеходные улочки, много старых зданий. Есть живописное озеро с парком. Можно с ребенком погулять, покормить птиц. Мы, кстати, квартируем в самом центре. Один подъезд дома выходит на пешеходную улицу, другой — во двор.
— Сколько дочке?
— Станиславе три с половиной годика. Водим в частный садик. Ей нравится общение с детьми.
— Сложно без знания языка?
— Естественно. Но у нее богатый румынский опыт: там полтора года ходила в садик, выучила язык, могла общаться. Правда, венгерский намного сложнее. Но ведь детям большого словарного запаса не надо, они понимают друг друга без слов. В саду насыщенная программа: постоянно ходят в театр, на концерты, раз в неделю катаются на катке, все время резвятся в спортзале. Ей интересно. Кстати, для меня стало неожиданным, что некоторые воспитатели старшего поколения знают русский язык. Подзабыли без общения, конечно, но что-то сказать могут.
— А сам венгерский язык пытаешься учить, или понял, что бесполезно?
— Знаю простейшие слова, цифры — в магазине объяснюсь, что мне надо. В команде же проблем с общением нет. Местные ребята отлично знают английский. Тренер тоже говорит по-английски, иногда по-сербски — все понимаю. Кстати, горожане часто пользуются немецким языком, ведь Сомбатхей находится на границе с Австрией. Многие там даже работают. Мы тоже выбирались на четыре дня в Вену, когда в чемпионате был рождественский перерыв. С удовольствием провели там короткие каникулы. Периодически ездим в небольшие австрийские города — погулять, познакомиться с новыми местами. Лучше путешествовать, чем выходной просидеть дома.
— Венгрия — страна хороших вин. Дегустируешь?
— Да я на этом не специализируюсь. В магазинах действительно все полки заполнены винами. Выбор огромный, цены доступные. Каждый регион производит свои сорта вин.
— Если коротко охарактеризовать Венгрию, с чем она у тебя ассоциируется?
— Страна развитого туризма. Озеро Балатон, великолепный Будапешт, другие красивые места. На каждом углу читаешь: приезжайте в Венгрию! Еще здесь очень любят спорт. По телевидению много спортивных каналов. Из матчей делают настоящие шоу. Здорово развиты игровые виды — гандбол, футбол, баскетбол. Болельщики особенные — классно поддерживают свои команды, сборную. Достаточно вспомнить хоккейный чемпионат — как на нем венгры болели за сборную, несмотря на то, что в большинстве случаев она безнадежно проигрывала. На матчах великолепная атмосфера: зрители поют, барабанят, шумят. Классно! Играть одно удовольствие.
— “Фалко” финансируется из каких источников?
— И город помогает, и частные предприятия. Перед Новым годом подписали контракт с новым спонсором — его имя будет добавлено к названию клуба. Менеджмент ищет финансовую подпитку в разных местах. Есть и любопытные варианты. Скажем, наши игроки по двое-трое закреплены за разными ресторанами — там и обедают. И у каждого на форме логотип именно того ресторана, где питается.
— Венгерская кухня пришлась по душе?
— Она близка к нашей. Те же голубцы — только под другим названием. Супы вкусные готовят, гуляш вообще обожают. Здорово запекают мясо. Размеры порций не такие, как в минских кафе, да и цены в сравнении с нашими смешные. Все комфортно, доступно. Кстати, в Сомбатхее есть магазинчик, где продаются продукты из разных стран, — там покупаем белорусский березовый сок или лидский квас.
— Не обойтись без темы сборной. Ее пролет мимо чемпионата Европы усилил пессимизм?
— Вообще-то я привык смотреть на все с оптимизмом. Конечно, крайне обидно, что не смогли воспользоваться таким шансом. Сами виноваты. Все решать в свою пользу надо было не в Португалии, а в домашней встрече с Эстонией.
Но что толку убиваться? Мир не стоит на месте, надо двигаться вперед. Откровенно слабых соперников в Европе уже нет. Везде баскетбол развивается. К сожалению, в Беларуси не такими темпами, как хотелось бы. Взять Сомбатхей: в городе баскетбольная академия, которая растит игроков для команд региона. В составе “Фалко” четыре ее воспитанника, причем двое уже привлекаются в национальную сборную, хотя им всего по 20 лет. И в других венгерских клубах полно перспективных парней. Здесь здорово функционирует лига U-20. Перед матчами основных составов обязательно играют молодежные. Битвы идут еще те! В обязательном порядке юниоров привлекают к тренировочной работе с главной командой. С нами, к примеру, постоянно занимаются четверо ребят из молодежной обоймы. Понятно, что они прибавляют намного быстрее сверстников. Почему в Беларуси не пойти по такому же пути? У нас если ты не в системе “Цмокаў”, то крайне сложно пробиться наверх.
Рад, что Рома Рубинштейн уехал в Словению, а Максим Салаш в Польшу. Мое мнение: если у белорусских ребят есть возможность пораньше отправиться за рубеж, надо этим пользоваться. Недавно прочитал статью об иностранцах в американской студенческой лиге. Сербов насчитал больше тридцати, практически из всех европейских стран по десятку. Белорусов — ни одного! А ведь NCAA — великолепная школа. Через четыре года получаешь оттуда людей, готовых к большому баскетболу. Посмотрите на парней, учившихся в Америке в хороших университетах. Никита Мещеряков, Артем Параховский — лидеры сборной. Конечно, здорово, что существуют “Цмокi” с системой подготовки молодежи. Если бы не этот клуб, было бы совсем кисло. Жаль только, что он один такой на всю страну…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь