Пора набивания шишек
И голову над программой тренировок ломать не надо, и прекрасно справляемся — между прочим, в троечке идем…
Близки по смыслу и сетования одного из самых именитых игроков сегодняшней высшей лиги, услышанные перед матчем последнего тура:
— Ну что за календарь нам составили? Играть надо, а мы только и делаем, что тренируемся. Надоело уже?
Сколько людей, столько и мнений. Футбол — не исключение. Крайности сталкиваются здесь, пожалуй, даже чаще, нежели в обыденной жизни. Не придется напрягаться, дабы припомнить рефреном звучащие каждые апрель-май жалобы тренеров клубов, которые параллельно с играми чемпионата получают от календаря нагрузку кубковую. Причем лексическое оформление претензий разнообразием не отличается: «Игроки не сумели восстановиться за разделявшие матчи несколько дней».
Читателям, которые из мая в май читают подобные словесные пассажи (с журналистов взятки гладки — прямая речь!), советовал бы воспринимать их в таком своеобразном «переводе»: «Дорогие друзья! Что поделать, такой уж я специалист. Мне не ведомы средства и методы, с помощью которых можно восстановить команду в трехдневной игровой паузе. Я, очевидно, допустил ошибки в планировании и методике учебно-тренировочного процесса, коли после трехмесячной предсезонки мои игроки «сели», проведя лишь месяц в игровом режиме, который применяется сейчас по всему миру?»
Чувство профессионального достоинства — одно из обязательных качеств настоящего, состоявшегося тренера. И обладающий им специалист лучше стократ взвесит каждое слово, нежели изречет что-нибудь типа расхожей банальщины, засоряющей послематчевые интервью: «Мы проиграли потому, что игроки не смогли выполнить установку». Другой конец той же палки: «Сегодня ребята блестяще выполнили предматчевый план. Потому мы и выиграли».
То, в чем нас пытаются уверить, иногда действительно случается. Только много реже, чем об этом говорят. Зато за два с лишком десятка лет журналистской работы лишь пару-тройку раз довелось услышать, как тренеры, едва остыв от неудачи, брали вину за нее на себя, говоря примерно следующее: «К команде претензий нет. А вот я ошибся, предложив игрокам неверную тактику и не сумев перестроить ее по ходу матча?»
Самое памятное из подобных откровений датировано 87-м годом. Наутро после трагического поражения минского «Динамо» от киевлян в финале Кубка СССР в серии послематчевых пенальти тогдашний наставник минчан Иван Савостиков с горечью изрек в протянутый микрофон:
— Игру сломал я. Нельзя было делать в концовке такие непродуманные замены?
Вечером это интервью увидела на экранах вся Белоруссия, тогда еще республика. И — это парадоксально — своей совершенно искренней самокритичностью Иван Иваныч в минуты заработал индульгенцию в глазах болельщиков. Они перестали видеть в нем виновника несчастья, а рассмотрели живого и умного человека, способного, как любой из нас, оступиться, но готового ошибки признать.
?Как-то незаметно и быстро заслуженных наставников с именами в клубах нашей высшей лиги сменили их вчерашние ученики. Средний возраст главных тренеров нашего нынешнего сильнейшего дивизиона едва переваливает за отметку 41 год. Шестерым нет и 40, еще пятеро моложе 45. На таком фоне даже вулканирующий энергией и идеями 47-летний Людас Румбутис кажется патриархом, не говоря уже о 54-летнем Валерии Стрельцове, далеко не выработавшем, уверен, свой тренерский ресурс.
Не поленился посмотреть, как выглядят аналогичные показатели, к примеру, у наших восточных соседей. Результат сравнения ошеломил. Младшему из наставников российской премьер-лиги Александру Побегалову уже 46. Старше всех (ему 68!) зенитовец Юрий Морозов. А средний возраст всего тренерского цеха нашему не чета — 52,5 года!
Как бы ни хотелось нам выдать наступление «новой волны» за явление сугубо положительное, наверное, есть в его стремительности и многое, идущее во вред. Суммарный недобор белорусскими тренерами педагогического опыта и, главное, житейской мудрости не может не сказаться на состоянии наших футбольных дел. Последствия столь резкой смены поколений — без соблюдения принципа постепенности, без передачи умений и традиций — мы, опасаюсь, будем постигать еще не один год.
Белорусское тренерское братство, пошедшее в рост только на гребне суверенизации, переживает, если можно так выразиться, пору совместного набивания синяков и шишек. Нам же не остается ничего, как следить за процессом — с интересом и надеждой.
Из числа последних таких наблюдений — пресс-конференция после первого кубкового полуфинала «Шахтер» — БАТЭ. Журналистская братия, приноровившаяся помогать тренерам в выборе аргументов в свою пользу, услужливо завела речь о трудностях майского игрового графика.
Тренер БАТЭ Юрий Пунтус давно испытывает к сей теме нечто сродни брезгливости:
— Мы давно знали свой календарь и изначально ставили задачу бороться за кубок. Поэтому готовили команду для игр именно в таком режиме, и она должна его выдержать. Здесь никаких проблем.
— А успеет «Шахтер» восстановить силы перед важным поединком с «Днепром?» — перебросили мостик к Юрию Вергейчику.
Но и самый молодой из сегодняшних главных высшей лиги уверенно отклонил предложение поплакаться в жилетку:
— Вы же видели, как, несмотря на поражение, команда двигалась сегодня. На ее готовность не повлияла календарная близость предыдущего матча. Да, мы испытываем трудности «короткой скамейки». Но те ребята, которые в строю, готовы к сезону нормально. Думаю, и с «Днепром» сыграем хорошо.
Слово Вергейчика «Шахтер» сдержал. Кстати, пятый тур, о котором велась речь, прошел под знаком превосходства клубов, задействованных в весенних кубковых стадиях, над теми, кто выступал только в чемпионате. Не выиграл лишь БАТЭ, но и он во втором тайме имел подавляющий перевес над «Торпедо», которое спаслось благодаря везению и голкиперу Шанталосову.
Похоже, много играть в белорусских реалиях пока действительно предпочтительнее, нежели много тренироваться…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь