СВОЙ ВЗГЛЯД. Жизнь под лупой
При сугубо критическом складе ума начать отыскивать черты сходства между бывшим и новым тренерами футбольной сборной Беларуси можно прямо сейчас. Хотя бы — в их удивительном умении опровергать самих себя. Впрочем, цель этих заметок отнюдь не в том, чтобы с первых шагов Анатолия Байдачного на новом поприще раздувать костер наших вполне вероятных в будущем дискуссий.
Она — в желании по-дружески напомнить старому знакомому и уважаемому специалисту, вступившему на опасный пост, о необходимости тщательно и куда дотошнее, нежели прежде, взвешивать теперь каждое произнесенное публично слово. Для Анатолия Николаевича началась утомительная, порою несносная жизнь под лупой. Причем любой опрометчивый шаг во главе команды (сегодня правильнее — команд) будет стократ усиливать увеличивающий эффект.
Пользуясь соседством взаимоисключающих цитат, вынесенных в эпиграф, попробуйте ответить: какой из двух Байдачных-антагонистов симпатичнее в роли рулевого главной команды страны? Мне — однозначно второй. Рассудительный и осмотрительный, не спешащий демонстративно отвергать достижения и опыт предшественников.
В унисон последним трибунным заявлениям звучит и перечень игроков, приглашенных Байдачным для участия в своем презентационном матче — против сборной Ирана. За вычетом пары “священных коров” Малофеева это все та же легионерская гвардия, которая тянула на себе последние отборочные циклы. Незыблемость состава отчасти даже шокировала. Казалось бы, совершенно понятно, что далеко не каждый из названных игроков отвечает второму из провозглашенных Байдачным условий привлечения в сборную: гореть желанием в ней играть. Но, похоже, новый главный решил провести сортировку своими руками и одновременно, дабы уберечься потом от упреков, предоставить каждому последний шанс.
Избегая риска, Байдачный (уж не знаю, сознательно или нет) предлагает нам стать свидетелями занимательного эксперимента. Старое и, по уверению многих, изрядно забродившее вино заливается в новые мехи. Кажется, мы сможем-таки получить ответ на занимательный вопрос: таким ли уж “отыгранным”, морально разложившимся и ни на что не годным был состав, который давеча сдал врагам и подвел под монастырь непорочного святого Эдуарда?
Впрочем, это далеко не самый актуальный из вопросов, возникающих при знакомстве со “списком Байдачного”. Верным принципам предшественника он остался и в другом: обязательным приложением к легионерскому базису осталась динамо-минская надстройка. И это смахивает уже на симптом.
Когда Малофеев в упор не замечал достойных сборной кандидатов из других белорусских клубов, ему это снисходительно прощалось: требовать от Эдуарда Васильевича знаний национального чемпионата было поздно. Судя по всему, не успел вникнуть в тему и Байдачный: ведь он еще в июне чистосердечно признавался в телеэфире БТ, что с игроками нашей высшей лиги знаком неважно. Едва ли десяток встреч, проведенных на динамовской скамейке, существенно восполнил этот пробел. Если для Анатолия Николаевича становится откровением уровень игры в почти случайном спарринге днепровцев Калачева-старшего и даже братьев по фамилии Галюза, то остается вслед за поэтом воскликнуть: “О, сколько нам открытий чудных…”
А если серьезнее, изъяны совместительства дали о себе знать уже в первые его часы. Вы заметили, как в большом интервью на предшествующих страницах Байдачный искусно обходит тему своего ухода из “Динамо” по истечении сезона? Напротив, ни один из провозглашаемых им принципов и постулатов практике совместительства не противоречит. Да и пробный шар, вкрадчиво пущенный на заседании исполкома давнишним приятелем тренера г-ном Якубовичем, не оставляет сомнений в том, что зимой найдется немало желающих направить события по российскому руслу, остроумно названному Анатолием Капским “А” без “Б”. Особенно если взятый в качестве лекала Валерий Газзаев вдобавок к золоту ЦСКА вымучает со сборной еще и путевку в Германию…
Да и анонсированное главным тренером белорусское ноу-хау в части формирования тренерского штаба национальной команды воспринимается не иначе, как подготовка почвы к долгому сохранению теперешнего статус-кво. Своеобразный вахтовый метод приглашения клубных тренеров на роль ассистентов Байдачного явно призван снизить степень неприятия совместительства в среде его коллег-конкурентов. Причем идея настолько нелепа и абсурдна, что приписать ее авторство самому Анатолию Николаевичу не поднимается рука. Похоже, ему всего лишь порекомендовали озвучить на исполкоме схему, рожденную где-то в продинамовских верхах. Почему она нелепа? Представьте, например, кинорежиссера, который делает серьезный фильм и при этом перед каждой съемочной сессией меняет оператора и художника-постановщика…
Если же вдуматься, то отсутствие в сборной постоянного и освобожденного второго тренера — это лишь дополнительный аргумент в пользу того, что избавленным от клубных забот и пристрастий должен быть тренер главный. Иначе выполнять обязательную программу в виде изучения соперников, просмотров кандидатов, решения организационных вопросов и т.п. окажется и вовсе некому. Не думаю, что из скромности замаскированным под “генерального менеджера” номинальным вторым тренером сможет быть Михаил Вергеенко. Он ведь тоже совместитель, да еще какой: не только первый вице-президент БФФ, но и глава столичной городской федерации.
Кстати, замыслом, простертым далеко, выглядит и намерение Байдачного пополнить национальную команду ассимилированными братьями-славянами. Если даже допустить, что Анатолию Николаевичу знакомы игроки калибра Белькевича и Глеба (помельче ведь у нас и свои найдутся), которых прозевали в России и на Украине, то нетрудно догадаться, что выступление за белорусскую сборную станет тем калачом, которым этих футболистов станут заманивать в белорусский клуб. Угадайте с одного раза: в какой? А потом подумайте: не есть ли это злоупотребление государственным служебным положением в конкретных частных интересах?
Тяжела она, жизнь под лупой…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь