Совет клубов. Владимир Бережков. Live-режим и HD-качество увеличивают посещаемость
Они прозвучали из уст представителей клубов, почти каждый из которых принял живое участие в дискуссии. Корреспонденту “ПБ” оставалось дополнить прямую речь Владимира Петровича лишь несколькими вопросами, результат чего — нижеследующий текст.
— Кажется, новость о скором появлении нового канала стала неожиданностью не только для широкой общественности, но и для самих клубов. Почему все случилось так быстро?
— На самом деле хотел представить этот проект на обсуждение совета клубов еще в октябре. Был разработан бизнес-план, который ушел на экспертизу и очень долго рассматривался и тщательно изучался банками — то есть теми, кто действительно будет инвестировать. Надо признать, риски очень большие. Не сразу появилось четкое понимание, куда идем и во что ввязываемся. В результате лишь недавно председатель БФФ Сергей Румас принял положительное решение. Это означает, что федерация готова заниматься проектом и инвестировать в него. Тем не менее без клубов решить вопрос не представляется возможным.
Две главные задачи — продвинуть футбол и сделать шаг к профессиональной лиге. Хотим, чтобы у клубов появилось свое телевидение, альтернатива единственной “кнопке”. Реализацию видим в создании гибридного канала — по типу ОНТ или “НТВ-Беларусь”. Велись переговоры с разными потенциальными партнерами — например, украинскими “Спорт 1” и “Спорт 2”, несколькими российскими компаниями. Однако точки соприкосновения нашли с “Сетантой”. У нее есть подобный опыт — не так давно был запущен канал “Сетанта Казахстан”.
— В чем видите главные преимущества для клубов?
— Нам не нужен популизм, мы не обещаем прибыли в первый же год. В то же время клубы на начальном этапе ничем и не рискуют — 80 процентов средств рассчитываем получить за счет стартап-кредита. В перспективе же можем получить для ПФЛ готовый телевизионный канал, который сможет производить картинку, передавать ее в том числе европейским вещателям и транслировать все матчи наших клубов.
Речь идет также о квалификационных раундах еврокубков, права на которые принадлежат клубам. Теперь у нас есть компания, которая может произвести и продать картинку. Нашим участникам Лиги чемпионов и Лиги Европы теперь не смогут диктовать условия — мол, обменяйтесь правами. Они могут сказать: не будем. Вот рыночный инструмент, который позволит зарабатывать на продаже телеправ.
Нельзя останавливаться только на интернет-трансляциях. В чем разница? Трансляция в сети — по сути, для букмекеров. Ни один человек, который не интересуется футболом плотно и агрессивно, не будет смотреть матч в интернете. Другое дело — телевидение, здесь гораздо больше возможностей. Мы помогаем продвигать в том числе партнеров и спонсоров клубов. Представляете: реклама их спонсоров — крупным планом, в прямом эфире, в формате высокой четкости! Не сомневаюсь, что мы к этому придем. К примеру, когда проводили переговоры с “Белтелекомом”, было очень много вопросов: в каком виде будет наша реклама, где она будет расположена? Если даже государственная компания подходит к этому так тщательно, можно только предположить, какое будет отношение со стороны частных.
Дальше — на чем во многом держится футбол? На беттинге. А что у нас? Запрет на рекламу на спортивных объектах. А на экране — его нет, после десяти вечера. Более того, наши возможности увеличиваются. В Беларуси мы будем полноправными распорядителями канала. И ставить рекламу сможем во время матчей не только белорусского чемпионата, но и бундеслиги, NHL. К примеру, финал Кубка Стэнли — и реклама партнеров наших клубов, в том числе букмекеров. Это огромные возможности, которые при этом вписываются в наше во многом закостенелое законодательство.
Помимо этого, с запуском канала у клубов отпадает необходимость самостоятельно организовывать интернет-трансляции — этим также будет заниматься “Сетанта”. Знаю, те же “Крумкачы” высказывали пожелания, чтобы самим делать картинку, но едва ли где-то в мире есть подобная практика. Да, собственные телеканалы есть у “Реала”, “Барселоны”, “Челси”, но у турниров, как правило, единый вещатель, со своим подходом, графиком. Все в одном пакете. Если будем поодиночке — ничего не выйдет. Когда у Новополоцка — ничего, а у “Крумкачоў” квадрокоптер, конечно, последним будут аплодировать, но общего продукта не будет. И к профессиональной лиге это не будет иметь никакого отношения.
— Каким образом новый канал планирует взаимодействовать с БГТРК?
— Мы провели несколько переговоров и пришли к соглашению. Наша позиция была такова: мы хотим, чтобы на площадке “Беларусь 5” был футбол, мы можем произвести картинку и предоставить ее. Однако “Беларусь 5” не может, во-первых, вещать в формате HD, во-вторых, брать больше двух матчей из тура. К чему мы пришли в итоге? БГТРК, как и раньше, производит картинку с двух матчей в туре, которые идут на “Беларусь 5”. Эти же поединки параллельно транслируются на “Сетанте”. В то же время любую нашу “белорусскую” трансляцию пятый канал может безвозмездно забрать и поставить в свою сетку. Мы создали полностью лояльную систему — берите, сколько сможете.
В первый год попытаемся просто ввести белорусский футбол на экран. Чем был биатлон, до того как его стали показывать по телевизору? Просто лыжными гонками. Сейчас за тем, как на экране закрываются черные кружки, следят даже домохозяйки. Это социальное явление. В дальнейших планах есть многое: разные фишки, доступ в раздевалку, микрофоны на судьях, больше интерактива.
— Один из главных вопросов — инфраструктура. Возможно ли обеспечить качественную картинку со всех стадионов, на которых проводятся матчи высшей лиги?
— Конечно, можно сказать: у нас нет условий. Везде чего-то не хватает. Это первое, о чем мы подумали. Планируется подписание спонсорского контракта с “Белтелекомом”, который возьмет на себя обязательства оборудовать все арены, на которых проводятся встречи элитного чемпионата, высокоскоростным интернетом. До старта канала будет проведена инспекция каждой арены с представителями “Сетанты”, “Белтелекома” и федерации футбола. Все получат памятку, схему расстановки камер, однако везде будем подходить индивидуально.
— Каковы реальные сроки запуска “БК-Сетанта”?
— В октябре я четко ответил бы, что новый канал стартует 1 апреля, то есть с первого тура. Однако слишком много времени ушло на изучение бизнес-плана, было много сомневающихся и даже противников. Сегодня видим, что к началу сезона не успеть. Нужно оформиться в качестве СМИ, закупить оборудование и много чего еще. Первый шаг — создание нового юридического лица — ООО “БК-Сетанта-Спорт”. Соответствующее решение может принять только конференция БФФ, которая намечена на 22 марта. Однако промужеточное слово может сказать исполком федерации — ближайшее его заседание состоится в конце февраля. На его основании сможем предпринять первые шаги, еще до того как на конференции все упакуется и перевяжется ленточкой. К тому времени уже будет запущен и процесс регистрации в Министерстве информации в качестве СМИ, который длится около месяца. В общем, ориентируемся на пятый-шестой тур.
— Посещаемость белорусского чемпионата и так далеко не на высоте. Не думаете, что HD-канал еще больше отвадит болельщика от похода на стадион?
— Ты серьезно так считаешь?! А почему на “Минск-Арене” всегда аншлаг? Люди приезжают из всех уголков страны. Только фан-сектор один и тот же, в остальном постоянно новая публика. И это при том, что все игры транслируются в прямом эфире. Просто люди видят атмосферу, качество, “лакшери”, видят, что там здорово, что их показывают крупными планами по телевизору, и говорят себе: я тоже хочу. В ведущих европейских футбольных чемпионатах то же самое. На самом деле “live” и хорошее качество трансляции не просто не уменьшают, а увеличивают посещаемость.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь