Посещаемость “Минск-Арены”. С мыслью о цене
Правда, в истории команды бывали цифры и получше, а этот показатель не вошел даже в топ-3. Давайте присмотримся, какое место в иерархии болельщицких пристрастий занимают “зубры” и как менялся интерес народа к флагману за время выступления в лиге.
Для начала стоит проанализировать таблицу посещаемости всех КХЛовских клубов. Наш полпред взобрался на вершину четвертый раз. Впервые оказался там в чемпионате-2010/11, когда окончательно переехал на “Минск- Арену”, и спустя год развил успех. А вот затем на два сезона отдал пальму первенства другим иностранцам — пражскому “Льву” и загребскому “Медвещаку”. По итогам “регулярки”-2014/15 первое место вернулось к динамовцам, которых, правда, настойчиво подпирал питерский СКА. И как только средняя посещаемость белорусов в 2015-16-м упала ниже двенадцати тысяч, армейцы этим тотчас воспользовались. Сейчас толстосумы с берегов Невы остались примерно на том же уровне, что и в триумфальный год — 11735 зрителей против 11789. А вот минчане сделали качественный скачок — плюс 1785 человек.
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ КЛУБОВ КХЛ-2016/17
1. | Динамо (Минск) | 13230 | 87,7 |
2. | СКА (Санкт-Петербург) | 11735 | 93,9 |
3. | Йокерит (Хельсинки) | 9610 | 68 |
4. | Слован (Братислава) | 9104 | 90,5 |
5. | Авангард (Омск) | 8508 | 82,5 |
6. | Локомотив (Ярославль) | 8381 | 92,4 |
7. | Спартак (Москва) | 7288 | 74,6 |
8. | Салават Юлаев (Уфа) | 7106 | 88,1 |
9. | Сибирь (Новосибирск) | 7094 | 95,6 |
10. | Трактор (Челябинск) | 7059 | 94,1 |
11. | Металлург (Магнитогорск) | 7051 | 91,6 |
12. | Амур (Хабаровск) | 6678 | 94,1 |
13. | Ак Барс (Казань) | 6471 | 69,6 |
14. | Динамо (Москва) | 6113 | 48,9 |
15. | Барыс (Астана) | 5371 | 44,8 |
16. | Торпедо (Нижний Новгород) | 5340 | 95,4 |
17. | Адмирал (Владивосток) | 5341 | 91 |
18. | Сочи | 5312 | 44,3 |
19. | Нефтехимик (Нижнекамск) | 5264 | 87 |
20. | Медвещак (Загреб) | 4554 | 68,8 |
21. | Динамо (Рига) | 4457 | 49,3 |
22. | Автомобилист (Екатеринбург) | 4254 | 76,4 |
23. | Витязь (Подольск) | 3876 | 70,5 |
24. | Лада (Тольятти) | 3826 | 62,5 |
25. | ЦСКА (Москва) | 3287 | 58,7 |
26. | Куньлунь (Пекин) | 2952 | 33,2 |
27. | Северсталь (Череповец) | 2907 | 47,9 |
28. | Югра (Ханты-Мансийск) | 2746 | 50,3 |
29. | Металлург (Новокузнецк) | 2633 | 35 |
ПРИМЕЧАНИЕ. После название команды указана средняя посещаемость ее домашних матчей в регулярном чемпионате, а также процент заполняемости арены.
При цифре 13230 “зубров” теоретически могли обойти лишь два клуба — финский “Йокерит” и китайский “Куньлунь” (если бы постоянно играл в Пекине). Остальным собирать больше людей попросту не позволяет вместимость трибун. Кстати, по проценту заполняемости домашней арены в лидерах новосибирская “Сибирь” — 95,6. Годом ранее у нее вовсе был заоблачный показатель — 99,7. На втором месте нынче — “Торпедо” (95,4), на третьем — “Трактор” и “Амур” (94,1). Следом идет СКА (93,9). Динамовцы по этому показателю лишь одиннадцатые (87,7) — то бишь, несмотря на победу, до потолка еще далеко.
Худшие показатели заполняемости у “Куньлуня”, который пока не приучил китайских болельщиков к новому зрелищу, и новокузнецкого “Металлурга”, который финишировал на дне таблицы при серьезных финансовых и кадровых проблемах. Эти два клуба потянули вниз и общую посещаемость КХЛ. Она падает уже три сезона кряду, хотя до этого почти непрерывно, за исключением одного года, увеличивалась, причем довольно серьезными рывками — иногда по 200-300 человек за “регулярку”. Похоже, руководству лиги надо срочно отправлять в Пекин и Новокузнецк своих лучших маркетологов, а то общий процент заполняемости всех арен из-за двух городов обвалился катастрофически.
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ЛИГИ
2008/09 | 5117 | 77,5 |
2009/10 | 5536 | 80,0 |
2010/11 | 5793 | 77,4 |
2011/12 | 5914 | 79,7 |
2012/13 | 6105 | 78,5 |
2013/14 | 6080 | 79,4 |
2014/15 | 6423 | 80,6 |
2015/16 | 6302 | 77,0 |
2016/17 | 6116 | 71,6 |
Хотя есть и другие объяснения падающей посещаемости. За последние годы больше других сдали “Сочи”, “Йокерит” и “Лада”. Те команды, которые дебютировали/вернулись в КХЛ в сезоне-2014/15, ставшем самым успешным с точки зрения зрительского интереса. Тогда сработал “эффект новизны”, но сберечь его новичкам, к сожалению, не удалось, и дальше последовал регресс. Специалисты также отмечают, что в лиге стало меньше звезд — это тоже своего рода аргумент. Например, в ЦСКА выступал Радулов, и устаревший во всех смыслах дворец армейцев добирал лишних 500-600 человек. Правда, в случае с Санкт-Петербургом подписание Дацюка почему-то не дало выхлопа.
Теперь давайте сфокусируемся непосредственно на минском “Динамо”. Как уже говорилось, нынешние 13230 зрителей заслуживают внимания, но в топ не входят. Это четвертый показатель в истории. Лучшей была “регулярка”-2012/13.
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ МИНСКОГО “ДИНАМО”
2008/09 | 2831 | 11 (12) | 32,1 |
2009/10 | 4686 | 11 (12) | 42,9 |
2010/11 | 10538 | 8 (11) | 48,2 |
2011/12 | 14193 | 6 (11) | 63 |
2012/13 | 14299 | 10 (14) | 50 |
2013/14 | 10426 | 14 (14) | 51,9 |
2014/15 | 14120 | 5 (14) | 70 |
2015/16 | 11445 | 9 (14) | 53,3 |
2016/17 | 13230 | 5 (14) | 60 |
ПРИМЕЧАНИЕ. После показателей средней посещаемости указано место в конференции “Запад” по итогам регулярного чемпионата и процент побед в домашних матчах.
Говорят, посещаемость клуба во многом зависит от результатов. Но динамовцы доказывают, что такой аргумент верен лишь отчасти. После переезда на “Минск- Арену” худшим по степени болельщицкого интереса стал чемпионат-2013/14. Тогда “зубры” осели на дне таблицы конференции, и публика действительно ногами проголосовала против командного безволия — всего 10426 человек в среднем на игре. А вот в другие годы данная пропорция не работала. Нетрудно заметить, что самой посещаемой стала “регулярка”-2012/13, когда белорусы не попали в плей-офф и стали лишь десятыми на “Западе”. Определенно стоит поставить пятерку с плюсом людям, которые отвечали в ту пору за работу со зрителями, — они справились великолепно. В то же время два лучших сезона в исполнении минчан (нынешний и позапрошлогодний, когда бралась отметка ста очков) по посещаемости стали только третьим и четвертым.
Любопытно проанализировать, как поддержка трибун влияла на игру “Динамо”. Но здесь мы тоже не увидим прямой зависимости. В самом посещаемом чемпионате-2012/13 “зубры” на родном льду одерживали победы только в пятидесяти процентах матчей — худший показатель за последние шесть лет. Хотя две другие “регулярки”, где показатель переваливал за четырнадцать тысяч, наша команда провела здорово и выигрывала дома уже в 63 и 70 процентах случаев. Под началом Крэйга Вудкрофта в завершившемся розыгрыше парни брали верх на “Минск-Арене” в 60 процентах поединков — это третий результат в истории.
Вообще на первый взгляд странно, что в чемпионате-2016/17 динамовцы не перешагнули отметку четырнадцати тысяч болельщиков. Казалось бы, многое к этому располагает: наличие ярких исполнителей, впечатляющие результаты, завидное усердие клубных маркетологов, мини-концерты звезд перед матчами, крутые нововведения наподобие “Динамо-ТВ-шоу” и многое другое. Однако в любом деле всегда возникают сопутствующие, независимые от тебя обстоятельства. И, думается, нынче недобор можно списать на экономическую ситуацию, которая сложилась в стране. В последнее время население все активнее ищет способы сэкономить и в первую очередь отказывается от развлечений. Директоры концертных агентств не дадут соврать — даже этот рынок, с его мегазвездами, которые перестали продаваться, серьезно просел. Кажется, в преддверии следующего сезона белорусскому флагману придется думать не только о том, как сберечь и приумножить созданное за минувший год, но и, как сделать цены на билеты максимально лояльными…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь