ЧЕ. ЧЕХИЯ — БЕЛАРУСЬ. ОТЧЕТ. Чех на курортном режиме
Куда ни кинь, везде клин
За годы журналистской работы пришлось обживать немало номеров гостиниц с различной степенью звездности. Но жить в чердачном помещении, признаюсь, довелось впервые. И хотя выделенные в Теплице корреспонденту “ПБ” апартаменты четырехзвездочного отеля “Payer” имели все необходимые атрибуты, из-за шатеровидной формы потолка вписаться в необычную конфигурацию помещения без привычки оказалось делом непростым. Но самую большую проблему вызвала потребность в бритье. Чтобы увидеть свой лик в зеркале, нужно было перед ним едва ли не становиться на колени. Утреннее мучение живо всплыло в памяти вечером, когда из ложи прессы стадиона “На Стинадлех” приходилось с чувством жалостьи наблюдать за подобными страданиями футболистов в белой форме с белорусским гербом на груди, оказавшихся на поле в тех же стесненных условиях. Груз классности и мастеровитости именитого соперника так придавил их газону, что уже в дебюте они очутились в позе коленопреклоненных. Да так, по большому счету, и остались в ней вплоть до финального свистка…
Практика спаренных поединков хороша тем, что при минимальной временной разбежке между играми дает тренерам отличную возможность оперативно внести коррективы в состав, стратегию и тактику, учесть и исправить помарки первой “пробы пера”. Любопытно было проследить за тем, насколько продуктивной окажется работа над ошибками тренерского штаба белорусов, в промозглый субботний вечер наломавших на “Динамо” дров, но так и не сумевших зажечь не то что костер надежды — лучину. Уж слишком крутые подвижки напрашивались, многие позиции требовали усиления. Вратарь не выручил — раз. После роковых карточек Островского и Лухвича сразу двое выпали из привычного и неплохо сыгранного защитного трио — два. На левом фланге полузащиты Яскович грамотно играл роль человека-невидимки — три. Лишенный привычных плеймейкерских забот Хацкевич на переднем крае атаки по степени устрашения неприятеля не уступал разве что полюбившимся ГАИ рисованным инспекторам, воткнутым в землю вдоль автотрасс, — четыре. Наконец, сгорающий в муках одиночества форвард Кутузов, невольно оторванный от командной пуповины, — пять. Куда ни кинь, везде клин. Хватит ли духу Эдуарду Малофееву вместо точечной коррекции состава использовать массированную блокаду захандрившего командного организма? И оправдан ли будет подобный риск? Ведь разорвать худо-бедно налаженные связи легко, зато наладить…
Тайна за семью печатями
Нет, не стал ЭВМ рубить сплеча, проявил осторожность. В “рамку” по-прежнему был откомандирован Тумилович. В центре защиты предсказуемо появился Храпковский, зато на освободившийся правый фланг неожиданно был смещен Шунейко, как правило, не совсем уютно чувствующий себя у бровки. Вариант с Лавриком не прошел ни в этом случае, ни с другой подвластной ему должностью — левого коридорного. Оптимистично возвращенный в сборную после годичной “условной дисквалификации” динамовец Санкт- Петербурга снова оказался за чертой одиннадцати первых. А стратегически важная позиция слева опять была доверена… Ясковичу. Правда, доверие это приняло уже гротесковый характер. С появлением в зоне инсайда отбывшего дисквалификацию Ромащенко посредством вертикальной рокировки наконец-то был возвращен к дирижерскому пульту Хацкевич. Вот и все.
Держа в памяти прежние наши сражения с чехами, не сомневался, что с первых минут хозяева поля постараются смять скромные оборонительные бастионы гостей. И оказался не прав. Подопечные Карела Брюкнера стартовую разведку начали без фанатизма — поиск слабых мест в стане противника вели неспешно, но основательно. Прощупывание на предмет аллергии белорусов к предвзятому судейству безотлагательно провела и немецкая бригада рефери. Уже на 4-й минуте лайнсмен проморгал явный офсайд у Бароша, задержавшегося за спинами защитников гостей и получившего мяч из глубины поля. Выручил Храпковский, отчаянным подкатом прервавший намечавшееся рандеву ливерпульского вундеркинда с Тумиловичем. Но через минуту Барош продемонстрировал уже другую грань своего “таланта”: в борьбе за мяч с Шунейко он рубанул тому локтем в нос. Кровь, носилки, тампончики… Медицинское вмешательство заняло не больше минуты, но по закону подлости, а может быть, и логики именно из нее опытные чехи выжали максимум. Пока Шунейко, несмотря на разрешающий жест арбитра, все еще пребывал на бровке, отмывая руки от крови, хозяева разыграли молниеносную комбинацию, которая обнажила зияющую дыру в центре. Именно туда Барош зазвал проникающим пасом убежавшего от Ясковича Поборского, и тот мастерски, одним упреждающим движением стопы превратил встречный рывок Тумиловича в пустую формальность — 1:0. Кстати, этим голевым ударом 30-летний футболист, разменявший девятый десяток игр в составе сборной Чехии и получивший по этому поводу ценный подарок на предматчевой церемонии, дал понять: порох в пороховницах еще имеется.
Любопытно, что и Поборски справа, и Недвед слева строгие каноны в действиях коридорных открыто игнорировали. Не раз приходилось наблюдать, как оба лихо закручивали виражи в сторону центра и, встретившись там и взяв в компаньоны Бароша, Коллера или Росицкого, а то и всех сразу, плели кружева комбинаций, наводивших тоску на чело Эдуарда Малофеева, в волнении протоптавшего дорожку вдоль границы технической зоны. Одна из таких учебно-показательных атак на 23-й минуте и привела к удвоению хозяйского преимущества в счете. Право слово, несмотря на страшное огорчение от факта второй капитуляции белорусов, хотелось приобщиться к ликующей почти 13-тысячной массе болельщиков и рукоплескать таланту мастеров, способных коллективно создавать подобные футбольные шедевры.
Заметим, что отклонения капитана чешской команды от курса вдоль бровки подчас имели и отвлекающий маневр, что, однако, долгое время оставалось для соперника тайной за семью печатями. Уводя за собой “на хвосте” опекавшего его Гуренко, Недвед тем самым давал незримый сигнал левому защитнику Янкуловскому, и тот, одаренный мячом, будто электричка, проносился по флангу и заученно навешивал на дальнюю штангу, куда так же заученно подтягивался великан Коллер. К счастью, Штанюк отнесся к дуэли с двухметровым дортмундцем исключительно ответственно. Недостающие три вершка роста Сергей достаточно успешно компенсировал удачным выбором позиции, хорошей прыгучестью, плюс ко всему использовал набор маленьких хитростей (наверняка опробованных на Туманном Альбионе), которые на фол не тянут, зато лишают визави инициативы в единоборстве.
Ошибки совершаются, чтобы их признавать
Два пропущенных мяча до максимума осложнили положение гостей. Учитывая беспросветность их шансов в контратакующей игре — первый удар по воротам Чеха нашими футболистами был нанесен лишь на 27-й (!) минуте, — задача стояла намного прозаичнее: не пропустить бы больше. Благо возможностей для этого у не собиравшихся сушить весла хозяев было предостаточно. И если бы не кураж Тумиловича, как пить дать голландская норма к антракту была бы перекрыта.
Особенно сильные сквозняки гуляли на левом фланге белорусов. Сорвав голос и отчаявшись докричаться до Ясковича, который с упорством придерживался политики невмешательства, Малофеев снял с игры своего выдвиженца, тем самым расписавшись в собственной неправоте. Наконец-то шанс был дан Лаврику. Тот действовал смело, решительно, я бы сказал бесстрашно, но не более того. Во всяком случае, он не стал фигурой, которая повела бы слегка раскисших от бессилия партнеров за собой. Кстати, беда нашей сборной в последних матчах, похоже, как раз и заключается в том, что среди полевых игроков она лишилась ярко выраженного лидера. По инерции эта роль примеряется к капитану команды Гуренко, но Сергей, добросовестно отрабатывая в защите, свое участие в атакующих действиях вольно или невольно лимитирует, а значит, на роль стягоносца не тянет. Хацкевич в отсутствие своего закадычного друга и одноклубника Белькевича выглядит каким-то потерянным и одиноким, Ромащенко играет нестабильно — вынужденная пауза явно не пошла ему на пользу. Пытаются подхватить падающее знамя молодые Глеб и Кутузов, но судьба, а вернее конкретные соперники делают все, чтобы разорвать сей многообещающий тандем, в одиночку же эти талантливые парни пока не могут решать судьбу матчей.
Сделав дело в первой 45-минутке, хозяева благоразумно изменили тактику, и во втором тайме действовали уже без прежнего напора, лишь эпизодически взрываясь острыми контратаками. Не сбило их с намеченного курса даже посвистывание зрителей, которым умиротворенность кумиров по душе не пришлась. Они жаждали крупной победы, но она не состоялась. Хотя острые моменты у ворот Тумиловича периодически возникали, прежней молодцеватости в игре чешских футболистов уже не ощущалось. В унисон с ними действовали и белорусы, у которых арбитр все-таки умыкнул возможность отквитать гол с “точки”. А самый реальный шанс размочить Чеха появился лишь на 93-й компенсированной минуте. После углового Штанюк головой сбросил мяч на Рындюка, и тот, находясь спиной к воротам, неожиданно пробил ножницами через себя — мяч пролетел в сантиметрах над перекладиной.
ЭВМ: ни слова “Прессболу”
Оставшееся после матча вечернее время до отлета из Праги в Минск вместило два события — приятное и нет. Первым стала теплая встреча, которую для работников БФФ и белорусских журналистов, работавших на матче, организовал посол нашей страны в Чехии Владимир Бельский, к слову, сам бывший журналист. С чешской стороны на дружеский ужин были приглашены самые известные и уважаемые горожане Теплице. На моей памяти это первый случай, когда работники пера удостаиваются подобной чести, и он, безусловно, заслуживает внимания.
Другое событие, увы, было окрашено совершенно иными красками. В пражском аэропорту корреспондент “ПБ” попытался более обстоятельно побеседовать о прошедшем матче с Эдуардом Малофеевым, как это бывало не раз, но услышал из уст главного тренера сборной категорическое “нет”. “Впредь не скажу “Прессболу” ни одного слова. И на пресс-конференции, которую скоро созову, не буду отвечать ни на один вопрос вашей газеты. Я имею на это право”.
Что ж, подобное право у вас, Эдуард Васильевич, конечно, есть. Разумно ли только им пользоваться? Если это своеобразная попытка свести с газетой какие-то счеты, то она просто несерьезна. Уж сколько раз обиженные на свое отражение в зеркале (а газета — то же зеркало) тренеры давали нам обет молчания — не счесть. Но наш читатель от этого не страдал: ни одна важная информация не прошла мимо его внимания. Лишь цепочка ее добычи для “ПБ” чуть удлинялась, но это, как говорится, детали. Так стоит ли огород городить?
Выражаем признательность руководству БФФ за содействие в работе корреспондентов “ПБ” в Чехии.
ОТБОРОЧНЫЙ МАТЧ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ
Чехия — Беларусь — 2:0
ТЕПЛИЦЕ. 16 октября. Стадион “На Стинадлех”. 12850 зрителей (вместимость — 18221). Пасмурно, дождь, 11 градусов. Электроосвещение. Начало в 16.30. Билет — 150 крон (5 долларов).
СУДЬИ: Х.Фляйшер, Х.Мюллер, Я.-Х.Зальвер (все — Германия).
КОМИССАР: Э.Маврокукулакис (Греция).
ИНСПЕКТОР: А.Грэй (Англия).
ЧЕХИЯ: Чех; Иржанек (Григера, 86), Больф, Уйфалуши, Янкуловски; Поборски, Галасек, Росицки (Ярошек, 90), Недвед (к); Коллер (Вахоушек, 57), Барош
БЕЛАРУСЬ: Тумилович; Шунейко (Омельянчук, 46), Храпковский, Штанюк; Гуренко (к), Хацкевич, Кульчий, Глеб (Рындюк, 69), Ромащенко, Яскович (Лаврик, 26); Кутузов
ЗАПАСНЫЕ: Чехия — 12.Штайнер, 16.Кински, 17.Досталек, 18.Шимак; Беларусь — 12.Шанталосов, 13.Василюк, 14.Тарловский, 18.Качуро.
ТРЕНЕРЫ: Чехия — Карел Брюкнер, Мирослав Беранек; Беларусь — Эдуард Малофеев, Валерий Стрельцов.
ФОРМА КОМАНД: синие майки и трусы — белые майки и трусы.
ГОЛЫ: 1:0 — Поборски (6, пас — Барош). 2:0 — Барош (23, пас — Недвед).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Храпковский (12, за опасное нападение на соперника), Штанюк (39), Галасек (79) (оба — за грубую игру), Ярошик (93+, за откидку мяча после остановки игры).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МАТЧА — 94.40 (46.11 + 48.29).
ХРОНИКА ОСТРЫХ МОМЕНТОВ
6 — Ромащенко в окружении соперников уступает мяч в глубине поля. Недвед делает продольную передачу на Бароша, которого никто не встречает в центральной зоне. Следует пас низом на Поборского, врывающегося в штрафную по центру. Кульчий пытается достать соперника и сделать подкат, но Поборски успевает протолкнуть мяч мимо Тумиловича в пустые ворота — 1:0.***
17 — Поборски бьет в направлении ворот с 40 метров. На передней линии штрафной в окружении Хацкевича, Храпковского и Шунейко мяч принимает Коллер и мягко откатывает набегающему из глубины Барошу. Тот пробрасывает мяч себе на ход в свободную зону левее центральной оси и бьет левой с 7 метров на опережение Храпковского — выше ворот.**
22 — Поборски диагональным пасом выводит в штрафную слева Недведа. Тот опасно бьет левой с 10 метров, но удар в подкате блокирует Шунейко — угловой.*
23 — Перепасовка Росицки — Коллер — Недвед — Барош в центральной зоне растягивает белорусскую оборону. Нападающий принимает мяч на линии штрафной, ложным замахом усаживает Штанюка, при пассивном сопровождении Ясковича приближается к воротам и с расстояния 7 метров внешней стороной правой стопы отправляет мяч в сетку между ног Тумиловича — 2:0.***
27 — Хацкевич вдоль поля пасует на чужую половину Глебу. Он подключает к атаке Ромащенко, который приближается к штрафной и наносит удар с 20 метров (первый у белорусов) — Чех ловит мяч во вратарской.*
37 — Гуренко на правом фланге хорошо взаимодействует с Кутузовым, обыгрывает Янкуловского и по диагонали остро пасует в штрафную. Туда врывается Глеб и бьет с 9 метров на опережение Иранека — правее ворот.*
42 — Глеб от центральной линии продольно пасует Кутузову, набирает скорость, получает ответную передачу и рывком уходит от Уйфалуши. Защитник корпусом и руками тормозит белоруса на границе штрафной, свисток молчит, и мяч достается вратарю.*
43 — Недвед пасом-отсечкой выводит Поборского на левый угол штрафной. Он низом переводит мяч назад и к центру. Набегающий Барош бьет левой с 16 метров. Мяч рикошетом от Лаврика летит в створ ворот — Тумилович парирует удар.**
44 — Недвед из центральной зоны переводит мяч на левый угол штрафной. Янкуловски принимает пас грудью, освобождается от опеки Гуренко и бьет низом с 21 метра — рядом с левой штангой.*
55 — Веерная атака слева направо Недвед — Коллер — Барош заканчивается ударом низом с 14 метров. Мяч пролетает между ног Штанюка — Тумилович начеку.*
66 — Хацкевич со своей половины приближается к штрафной соперников и бьет с 24 метров — Чех ловит на линии вратарской.*
73 — Контратака хозяев. Недвед после затяжного рейда хлестко бьет с 27 метров — Тумилович забирает мяч в повторном броске, опережая добивание Вахоушека.*
91+ — Поборски со штрафного у правой бровки делает навес в центральную зону перед воротами. Там в прыжке головой с отскоком мяча от земли бьет Барош — Тумилович в левом от себя углу парирует удар на угловой.**
93+ — Кутузов подает угловой слева на дальний край вратарской. Там Штанюк в высоком прыжке головой переправляет мяч левее и ближе к воротам. Рындюк в борьбе с Галасеком бьет через себя с расстояния 3 метра — выше перекладины.***
ЦИФРЫ ПО ПОВОДУ
Первый мяч в ворота нашей национальной команды влетел уже на 6-й минуте. Прежде лишь 4 раза сборная Беларуси пропускала раньше (дата — 11.10.97, соперник — Австрия, ранг матча — ОЧМ, минута первого пропущенного гола — 3-я, итоговый счет — 0:4; 29.03.95, Чехия, ОЧЕ, 4-я, 2:4; 7.09.97, Шотландия, ОЧМ, 5-я, 1:4; 4.06.00, Эстония, ТМ, 5-я, 0:2).
Десятый раз белорусы провели спаренные матчи отборочных турниров чемпионатов мира и Европы. И лишь третий раз в обеих встречах проиграли соперникам. Последний раз подобное было зафиксировано в сентябре 1999 года, когда белорусская сборная последовательно уступила сборным Уэльса — 1:2 и Швейцарии — 0:2. После прихода на тренерский пост главной команды страны Эдуарда Малофеева она провела уже 5-ю “спарку”. В прежних 4 случаях во вторых матчах было набрано 10 очков из 12: Польша (1:3, 7.10.00) — Армения (2:1, 11.10.00), Украина (0:0, 24.03.01) — Норвегия (2:1, 28.03.01), Армения (0:0, 2.06.01) — Норвегия (1:1, 6.06.01), Украина (0:2, 1.09.01) — Польша (4:1, 5.09.01). Увы, нынче столь приятная для нас традиция была нарушена.
Впервые белорусская сборная начала очередной цикл так неудачно — с трех поражений кряду (+0=0-3, 0-7), не забив при этом ни одного мяча. Для сравнения: ОЧЕ-96 — +1=0-2, 2-5, ОЧМ-98 — +1=0-2, 2-6, ОЧЕ-2000 — +0=1-2, 2-4, ОЧМ-2002 — +2=0-1, 5-5.
С учетом поражения от сборной Уэльса (0:1) на финише предыдущего цикла проигрышная серия сборной Беларуси в отборочных турнирах достигла четырех матчей. Лишь однажды такая серия у белорусов была продолжительнее — с 30 апреля по 11 октября 1997 года наши футболисты потерпели 6 неудач кряду.
В четырех отборочных матчах подряд наша национальная команда не забивает — абсолютный антирекорд сборной. Прежде такие серии ограничивались лишь тремя поединками (6.09.95 — 11.10.95, 10.09.97 — 5.09.98).
Национальная сборная Беларуси трижды встречалась с чехами и трижды им проигрывала (2:4, 0:2, 0:2). Столь же неудачно белорусы играли лишь с австрийцами (+0=0-3, 0-7). Также трижды, но в четырех матчах, наши футболисты уступали еще и валлийцам (+1=0-3, 5-7).
Сергей Гуренко провел 50-й полный матч (“от звонка до звонка”) в составе национальной сборной. По этому показателю, как и по общему числу сыгранных за сборную Беларуси встреч (58), ему нет равных. Ближайшие конкуренты Гуренко далеко позади: Сергей Штанюк — 33 (из 38), Андрей Островский — 31 (39), Валентин Белькевич — 29 (41), Эрик Яхимович — 29 (34).
Выездная безвыигрышная серия сборной Беларуси в отборочных матчах чемпионатов мира и Европы достигла 16 матчей и длится уже более 6 лет (начата 1.06.96 в Стокгольме в игре против сборной Швеции — 1:5).
“Прессбол” против чешской “All Stars”: боевая ничья
Международный матч-прогноз “Прессбола” с чешской “All Stars” завершился боевой ничьей — 3:3. Любопытно, что в рядах нашего соперника трое журналистов угадали счет встречи молодежных сборных Чехии и Беларуси — 3:0. Отличились Иржи Камин, Павел Прохазка (оба — “Sport”) и Ян Крута (“Pravo”). В составе же “ПБ” трое предсказали результат матча национальных сборных — 2:0 в пользу чехов. Голевые удары нанесли Владимир Бычек, Александр Добриян и Сергей Канашиц.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь