Рулевой чемпиона. Четвертое золото Вавлева

21:17, 18 апреля 2017
svg image
1413
svg image
0
image
Хави идет в печали

Эти меры недвусмысленно намекали на то, что в полноценную борьбу за золото команда сможет включиться годика через два-три, не раньше. Однако главный тренер “драконов” Андрей ВАВЛЕВ чудесным образом сузил предполагаемые сроки до одного сезона и на внутреннем фронте выиграл с подопечными все — Кубок страны и медали высшей пробы. Причем в финале ответил “Горизонту” той же монетой: уложился в три победных матча, из которых два — гостевые. Разве не повод считать сезон абсолютно удавшимся?

— Буду неискренен, если скажу, что недоволен итогами. Кое-где даже не свое взяли. Просто сейчас чувствую полное опустошение. Жалко, когда все заканчивается.

— Золотой дубль — это здорово, вот только в Восточно-европейской и Балтийской лигах не дотянули до финальных раундов. Почему?
— Проблема в том, что Восточно-европейская лига стартовала рано, мы же укомплектовались поздно. Гаспер первый сбор пропустила, не тренировалась, Териот подписали на флажке. Знали, что она после серьезной травмы голеностопа, сезон не доиграла, перенесла операцию. Хотя потенциал ее был нам понятен.

— Рисковали?
— Ясное дело. Вдруг рецидив? Но больше беспокоились не о последствиях травмы, а о психологическом состоянии. Было видно, как Рейчел перестраховывается — в голове заноза постоянно сидела. Пожалуй, только после Нового года стала меньше прислушиваться к организму. А к марту вышла на пик формы — все увидели, на что способна. Возвращаясь к лиге: во что мы играли в первом туре, вообще непонятно было. Ужас! Вот на втором туре в Люблине у меня уже интересовались, не другую ли команду привез. Жаль, отдали игру “Кибиркштису” — слишком уверовали в то, что все получится. И сразу отхватили “минус 20”. Пришлось в воспитательных целях пожертвовать матчем. Попытались все исправить в Вильнюсе во встрече с “Гдыней”, но чего-то не хватило. При не самых приятных нюансах польза от участия в лигах несомненна. Чемпионат страны получился коротким — всего восемнадцать игр. Крайне мало, если учесть, что большинство соперников ниже уровнем. Чтобы обкатать как следует молодых, они должны за сезон проводить игр по семьдесят.

— Предполагали, что с резко омоложенным составом реально сделать золотой дубль?
— Надежды всегда теплятся. Хотя начинали сезон крайне тяжело. После первых тренировок был в смятении: когда же они запомнят хотя бы то, куда бежать? Все выглядело печально. Но постепенно оптимизм возвращался. Уже в ноябре выдавали отрезками баскетбол, которого добивался. Но играли неровно. Один матч проведем здорово, следующий провалим. Чтобы нормально сыграть, надо пять человек более или менее продолжительное время подержать на площадке. У нас же комплексно не получалось. То Сущик выстрелит, то Рыбалко, то Лаппо, а бывало, ни одна толком не сыграет — ни в защите, ни в нападении. Сразу не пошло, считай, пропало — морально увяли.

— И матчи приходилось вытягивать лидерам — Муравской, Гаспер, Териот.
— Да, это стрежневые игроки. Сюда добавил бы Степанову. Она, кстати, молодец, перестроилась. Раньше, если у Жени не ладилось, остановить ее было тяжело, сама себя уже не контролировала. Сейчас такого не наблюдалось. В единоборствах почти не уступала. Роль ее, может, и незаметная, но весьма важная. Возможно, благотворно подействовало то, что была капитаном — ответственность другая.

— Здоровье Гаспер часто подводило?
— Как обычно. Чуть перегрузится, обостряются проблемы с коленями. Если бы Вика постоянно участвовала в тренировочном процессе, то наверняка еще больше прибавила бы Лаппо.

— Кто из новобранцев прогрессирует?
— Все понемногу. Наибольший прогресс у Сущик с Рыбалко. В финале Сущик выдала две игры — будь здоров!

— Интересен ли вам чемпионат страны в нынешнем виде? Если четвертая команда в плей-офф проигрывает полста очков, разве это конкуренция?
— Согласен, это серьезная проблема. Мне кажется, надо раньше подключать к чемпионату кадетские сборные, не делать искусственных ограничений по возрасту. Раньше девчонки до кадетского первенства Европы успевали повариться в двух взрослых чемпионатах. Пусть по 50 очков получали в первом сезоне, набивали шишки, зато постепенно прибавляли. И значительно увереннее чувствовали себя на “Европе”.

— Те, кто ратовал за возрастные ограничения, убеждены, что раннее соперничество со взрослыми командами может негативно сказаться на здоровье.
— Если они тренируются два раза в день и с ними ведется правильная работа — общефизическая, над техникой, — это не скажется. К тому же девочки быстрее созревают. Бывает, в шестнадцать лет “цепляются” с фаворитами, а если остаются в РГУОРе до семнадцати, то даже в финалах играют. Очень многое зависит от тренировочного процесса. Как говорит Виктор Иванович Белевич, если нет результата, значит, работаем или мало, или неправильно.

— Нынешняя золотая медаль у вас уже четвертая — первую завоевали девять лет назад с борисовской “Березиной”. Эмоции с сегодняшними сопоставимы?
— Выигрывать всегда приятно. Хотя разница между этими победами велика. Тогда у меня была опытная команда. А что в ней главное? Поставить игру, выстроить отношения в коллективе, пройти сезон стабильно. Зато когда в составе много молодых, работа тренерского штаба лучше видна. Можно сравнить, какими они были в начале и в конце сезона.

— Что для тренера интереснее?
— И то, и другое. Тем более сезоны не похожи. Каждый — как прожитая жизнь.

— Впервые к медалям вы привели команду в 2002 году — добыли с “Горизонтом”-РШВСМ серебро. За два десятка лет в высшей лиге какая “жизнь” далась большей кровью и нервами?
— Со временем плохое забывается, и это правильно. А из последних сезонов самым нервным выдался предыдущий, серебряный. Пытались закрыть брешь на позиции первого номера, но с американкой не угадали. Никак не могли Джонс заставить работать. Чуть поднажмешь, сразу начинает жаловаться на болячки. В конце чемпионата остались всего с тремя защитниками. Что такое плей-офф? Жесткая борьба, эмоции через край. И выходило, что у нас к перерыву две из трех нагружались тремя-четырьмя фолами. Додавить нас было делом техники. Толку, что имел много “больших”? Мог выставить почти целую пятерку — Гаспер, Паугайте, Кресс, Иващенко, но мяч-то никто из них водить не будет. Жуткий дисбаланс.

— Состав не сильно изменится к следующему сезону?
— Хотелось бы его сохранить, внести лишь косметические правки. Для нормальной работы, когда столько молодежи, надо иметь пятнадцать баскетболисток. То есть еще нужны три-четыре человека. Желательно таких, которые хотят работать. И обязательно надо заполучить “большого”.

— С легионерами как решите?
— Будем отталкиваться от бюджета. Но много иностранцев не будет. Какой смысл их набирать? Евролигу или Еврокубок не выиграем, зато они будут занимать места молодых белорусок. Вот когда свои подрастут, сможем и достойно сыграть на евроарене, и сборную кадрами подпитать. Есть Териот — достаточно.

— Рейчел остается?
— Нацелены ее сохранить. У нас хорошие условия для работы и восстановления, сильные специалисты. Голова у Рейчел на месте, физически может существенно добавить, так что сезон станет для нее плюсом. Главное, чтобы у самой было желание. Она адаптировалась нормально, проблем не испытывала. Думаю, согласится.

— По ходу игры вы ведете себя очень эмоционально. На молодых девчонок окрики не действуют угнетающе?
— Они должны понимать, что все это — для их поддержки. Чтобы не потухли, не повесили носы, если не получается. Дровишек в костер эмоций приходится постоянно подкидывать.

— Немало достается на орехи и Алле Муравской. Не опасаетесь кричать на супругу, ведь вечером она может оставить без ужина?
— Ха, подобное исключено. Даже если во время игры возникла конфликтная ситуация, домой она не переносится. Сыграли, вышли из зала — забыто. Захочешь об игре поговорить — лучше на следующий день, когда эмоции улягутся.

— То есть баскетбольная тема в семье — не главная?
— Именно. Ключевая тема — трехлетняя дочка Ярослава.

— Склонности к спорту у малышки просматриваются?
— Пешком не ходит, постоянно бегом. Если едет на самокате, обязательно надо сильно разогнаться, а потом — будь что будет: прыгает через бордюр, бросает самокат или сама падает. Отдали на танцы — два раза в неделю ходит. Самостоятельная, сама сумку собирает.

— Вы также из спортивной семьи: отец Валерий Петрович — известный баскетбольный тренер, воспитавший в Мостовской СДЮШОР немало звездочек. Его влияние было сильным?
— Естественно. Я быстро вошел во вкус тренерского ремесла. Начал тренировать детей в “Горизонте”, еще когда учился на втором курсе института физкультуры. Вот здесь отец настоял: “Попробуй, не важно, сколько там платят”.

— Сейчас отец дает советы, критикует?
— Не без этого. Ему же хочется, чтобы “Цмокi” результативнее играли, быстрее бежали, точнее попадали. Но со стороны не всегда объективными получаются претензии: почему эта мало играет? Вот если бы он побыл на тренировке, понял бы, почему одна получила столько времени, а другая вдвое меньше. Конкуренцию выигрывают на тренировке, там показывают, что ты можешь. Тренер себе не враг, чтобы в игре опираться на менее сильного.

— Вас не угнетает однообразие в белорусских чемпионатах? У мужчин семь лет за золото сражаются “Цмокi” и “Гродно-93”, у женщин — четыре подряд финала “Цмокi” — “Горизонт”…
— Могла быть и “Олимпия”. Она определенную конкуренцию составляет. В спорте не угадаешь, будешь первым или третьим. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было пять сильных команд. Скажем, раньше тяжело было бодаться с Брестом, с Гомелем. Хотя, когда в составе гомельчанок шесть легионерок, это тоже не выход. Конкурентоспособных команд, к сожалению, мало. Очень многое зависит от того, как работают детские школы, сколько молодежи вливается в чемпионат. Не дело, когда в РГУОРе игроки искусственно пересиживают. Выпадает хороший возраст, и тренер цепляется за него, не заботится о новом наборе. Это неправильно. Игроки не должны долго пребывать в тепличных условиях, им следует расходиться по клубам или уезжать за границу, а не занимать места идущих следом. Чтобы не было возрастных провалов. А у нас, вместо того чтобы выпускать в семнадцать лет, держат до двадцати. Было бы два училища, куда ни шло. Но этого нет. Так давайте приспосабливаться к тем условиям, в которых живем, работать с теми, кто есть. Понятно, хочется, как УГМК, летать на игры чартером. Но мы можем ехать только в маленьком автобусе. Ничего не поделаешь.

— В футболе практикуются зарубежные стажировки — с чьей клубной кухней с удовольствием ознакомились бы?
— На кухню прибалтийских клубов заглядывал неоднократно. Хотелось бы узнать, как работают в том же Курске или в Праге. Но просто смотреть, как проходят тренировки, бессмысленно. Ты можешь законспектировать и делать точно так же, а результат будет иным. Уровень баскетболисток совершенно другой. В раздевалку же тебя не пустят. Взять конкретную ситуацию: игрок недоработал — что сказал тренер, как они вышли из этой ситуации? Или конфликт тренера с опытным игроком — как решает вопрос Мондело или Хейкова? Как из минуса делают для команды плюс. Вот это интересно.

— Тренеров условно делят на диктаторов и либералов. С вами, по-моему, все ясно.
— Не сказал бы, что я диктатор. Половинка на половинку. Кто со мной поработал, знает, что поддержу игрока в любой ситуации. Да, я требовательный. Если пришел на тренировку, будь добр выполнять все.

— В тандеме с Сергеем Светником вы, случайно, не сговорились, что один будет суровым, а второй добрым?
— Нет. Матвеевич, кстати, въедливый по ситуациям, и может так “зацепиться”, что уже мне приходится сглаживать углы. Если на “поляне” все нормально, веду себя тихо. Так и должно быть. Хвалить за то, что хорошо сделали свою работу? Говорю девчонкам: лучшая похвала будет, когда выиграете.

— Кто в тренерском цеху оказал на вас наибольшее влияние в освоении профессии?
— Отец, Григорий Каленто и Семен Львович Халипский. Папа здорово помог в понимании того, как вести себя с детьми. Принцип постепенности необходим — в работе над “физикой”, техникой, тактикой. Тебе хочется добиться сиюминутного результата, и ты перепрыгиваешь на два шага вперед. Но бумерангом обязательно все к тебе вернется и болезненно ударит. Надо четко придерживаться системы, чтобы дети развивались по спирали, с каждым витком прибавляли. Каленто учил выстраивать отношения в коллективе между руководителями, тренерами, игроками. У Григория здорово набит глаз на то, где потолок возможностей у баскетболистки. Ведь если тренер этого не чувствует, то придерживает молодого с, возможно, большим потенциалом игрока. И фактически бьется о стенку, имея на выходе пшик: один так и не прибавил, второй на лавке пересидел. Халипский — тонкий психолог, великолепный знаток того, как управлять сложившимися игроками. Его постулат: значительно важнее не что ты делаешь, а как это делаешь. Коллег убеждал: даже если встал не с той ноги — зашнуровал кроссовки и все, настроение перед тренировкой должно быть рабочим.

— Никогда не жалели о выборе профессии?
— Не думаю, что есть тренеры, которые ни разу в жизни об этом не задумывались. В спорте невозможно только выигрывать, неудачи же бьют по самолюбию очень больно. Зато победы одаривают огромным счастьем. За него не грех иногда и пострадать…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?