Официально. Письмо из НОКа: курс на смену глав федераций
И не просто скорых — революционных. Как говорится, пристегните ремни.
Собственно, слухи о том ходили и раньше, то притихая, то усиливаясь — в такт ли тонкому намеку в кулуарах, или очередному смыслу между строк. Или даже реплике Александра Лукашенко в недавнем обращении к народу и парламенту: “В ближайшее время реформируем полностью федерации”. И вот конкретика: на днях в офисах общественных объединений спортивной направленности получены письма из НОКа за подписью нового вице-президента Андрея Асташевича. В письмах этих — предписание провести внеочередные отчетно-выборные конференции, итогом которых станет смена на посту председателя. Время не терпит — нужно управиться до 19 мая…
Сказать, что в федерациях известия с улицы Радужной произвели эффект взорвавшейся гранаты, не будет сильным преувеличением. Высокая спортивная общественность впала в плохо скрываемое недоумение и глубокие размышления о смысле происходящего. Хотя модель намечающейся глобальной ротации как раз известна. Теперь за виды спорта будут отвечать не влиятельные персоны с государственными или иными портфелями — попросту говоря, люди с административным ресурсом, как сложилось в последние годы. Ожидается, что руководящие кресла в федерациях займут те, кто спорту не чужой. Иными словами — бывшие авторитетные спортсмены, знающие предмет изнутри.
Отчего все так происходит? Вопрос, конечно, интересный. Кто-то скоропалительно завздыхал: мол, ждите снижения финансирования. Многие связывают форсаж с необходимостью проведения Олимпийского собрания, где в свете спортивных неудач последнего времени курс на возрождение будут очерчивать уже новые менеджеры. Именно такую мотивацию лаконично подтвердила вчера “ПБ” пресс-секретарь НОКа Анастасия Маринина: “В связи с проведением Олимпийского собрания федерациям рекомендовано в установленном порядке провести отчетно-выборные конференции”.
Факт получения писем от НОКа “Прессболу” подтвердили в самых разных федерациях. Хоккейной, где председательствует Игорь Рачковский. Футбольной, где руководит Сергей Румас. Гандбольной — там главенствует Владимир Коноплев. Баскетбольной — там управляет Максим Рыженков. В федерации фристайла — там у руля Николай Снопков. В биатлонной федерации, где во главе Валерий Вакульчик. Не подтвердили, но и не опровергли — в теннисной, где успешен Александр Шакутин.
Кое-где, как в плавании, отчетно-выборная конференция прошла прямо вчера (читайте 7-ю страницу) — новым председателем стала Элла Селицкая, ныне замминистра по налогам и сборам, а некогда мастер спорта, входившая в сборную БССР. В других федерациях перемены только планируются, но имена вероятных преемников негромко называют. Так, на смену Рыженкову в баскетболе прочат двух кандидатов. Егора Мещерякова — спортивного директора “Цмокаў”, а в недавнем прошлом одного из лучших белорусских баскетболистов. И Ирину Сумникову — олимпийскую чемпионку, которая ради нового вызова будто бы готова вернуться на родину из Москвы. В биатлоне также неофициально звучат новые фамилии — сегодняшних зампредов с богатым спортивным прошлым Сергея Булыгина и Андриана Цыбульского.
Глава ФХРБ Игорь Рачковский в комментарии “ПБ” неожиданно сделал анонс: “Отчетно-выборная конференция хоккейной федерацией запланирована — она пройдет после чемпионата мира. А сейчас перед нами два актуальных вопроса — выступление сборной Беларуси во Франции и борьба за совместное с Латвией право проведения ЧМ-2021”. Важно уточнить: чемпионат мира завершится 21 мая, а голосование по странам-хозяйкам ЧМ-2021 пройдет аккурат 19-го — в Кельне, на конгрессе ИИХФ.
И здесь, конечно, впору задавать вопросы — важные и весьма деликатные. Олимпийское собрание и 19 мая — это хорошо, но… Если сверху вдруг задули столь мощные ветры перемен, то не надуют ли они проблем из-за границы? Как соотносится намечающаяся реформация с уставами федераций, кои необходимо свято блюсти? Не впечатлит ли это сверх меры профильные международные структуры (ФИФА, ИИХФ, ФИБА и т. д.), которым единственно подчиняются суверенные спортивные общественные организации, тем более в решении ключевых кадровых вопросов?
Беларуси уже случалось здесь проходить по минному полю. Поле было футбольным — и многие помнят, как в Минск зачастили чиновники ФИФА и УЕФА, с чувством “глубокой озабоченности” наблюдавшие за передачей полномочий от Евгения Шунтова Григорию Федорову, от Федорова — Геннадию Невыгласу… Можно не рыться в старых подшивках, чтобы цитировать тревожные дефиниции тех лет — про то, как наш футбол завис на краю и вдруг оказался на грани изоляции.
Международные федерации, определяющие жизнедеятельность своих территориальных субъектов, болезненно воспринимают вмешательство извне в свой уклад — что прописано в специальных уставных параграфах. И наступление в белорусском спорте эпохи внеочередных отчетно-выборных конференций влечет позабытые риски. Тот же Румас переизбран председателем БФФ в марте 2015-го — его второй срок сегодня в самом разгаре. Рачковский стал у руля хоккейной федерации осенью 2014-го, примерно в те же сроки белорусский баскетбол возглавил Рыженков, чуть ранее в гандболе пролонгировано председательство Коноплева, еще раньше в теннис пришел Шакутин… Их полномочия также истекают не завтра, и это тоже тонкий лед и скользкий паркет. Не говоря про то, что сроки поджимают, а даже созыв внеочередной конференции — это целая процедура, инициируемая, как правило, президиумами или исполкомами, с уведомлением участников, допустим, “не позднее, чем за 30 дней”…
Конечно, у каждого устава свой монастырь, а у каждого коня — своя переправа. Но и у всякого тонкого льда есть пределы прочности, за которыми — водовороты и омуты. Не поскользнуться бы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь