Мэйл для двоих. Наш Михалыч
И что имеет основное значение при выборе таких персон? Их успешность или, напротив, тернистость пути? Личностные качества?
С.Н. Ты заложил хороший зачин-вираж, из которого мне легко вырулить на прямую трассу и предложить сузить необъятную тему. Давай посудачим о Викторе Михайловиче Гончаренко. Во-первых, это предложение и есть мой ответ на заданный тобой вопрос об интересах-предпочтениях. Во-вторых, он ведь и тебе человек далеко не чужой.
Кто-то скажет: ну и выбрали время! Дождались, когда Гончаренко споткнулся на турнирной дистанции — проиграл знаковое дерби “Спартаку”. Его работу во главе ЦСКА уже не назовешь безукоризненной. Да и выход команды в Лигу чемпионов теперь под большим вопросом.
А как по мне, так сейчас следить за работой нашего Михалыча даже интереснее. Любой характер ярче проявляется в ситуациях критических, когда надламывается траектория движения по восходящей.
В.Р. Не стану называть нынешнюю ситуацию в ЦСКА критической. Да, проиграли основному конкуренту, который ушел в отрыв. Но ведь в чемпионате без поражений никак — это дистанция, где возможно все. Уверен, что и Виктор Михайлович быстро справится с негативом и продолжит радовать результатами со следующего тура.
Вспоминаю нашу совместную работу. Не было на моей памяти случаев, когда поражения вселяли в него панику или уныние. Наоборот, своим спокойствием он внушал игрокам уверенность, что все будет хорошо. Из ярких примеров память быстро выдает еврокубковые игры.
2009 год: после домашнего поражения от “Литекса” внешне не было ни капли сомнений в том, что мы сможем забить в Болгарии. В итоге так и вышло. 2011 год: 1:1 дома со “Штурмом” — и та же уверенность в наших силах. Ну и 2012 год: начало группового раунда Лиги чемпионов с победами над “Лиллем” и “Баварией”. Стоит ли говорить, что наша вера в тот успех очень сильно зависела от уверенности тренера?
Были и сложные периоды в чемпионатах страны, которые мы в итоге выправляли в свою пользу. Конечно, в ЦСКА сейчас многое по-другому, хотя бы потому что времени прошло с тех пор немало. Но я уверен, что на поведении тренера это поражение сильно не отразится.
Знаю, что время от времени вы общаетесь с Виктором Михайловичем. Интересно узнать, как формировалось ваше к нему отношение и как относились к российским событиям его карьеры до прихода в ЦСКА.
С.Н. Виктор сразу расположил к себе необычностью проявлений характера. Не припомню ничего особого из общения в его игроцкую пору. А вот первый эпизод постижения Гончаренко ипостаси коуча в памяти отложился. И знаешь чем? Примером простого внимания к человеку. Я вернулся тогда после многомесячной отлучки по журналистским делам в Москву. А Гончаренко как раз подменял во главе БАТЭ захворавшего Игоря Криушенко. Помню, первым делом рванул на какой-то минский матч борисовчан. И там он подошел вдруг перед игрой и как-то запросто сказал: с возвращением вас. Добавлю, до этого нас тесно в жизни не связывало в принципе ничего! Год спустя я уже с чистым сердцем предложил ему идею интернет-блога во время дебютной кампании БАТЭ в Лиге чемпионов. Правда, были опасения, что из дебютантской скромности Гончаренко откажется. На деле же поразила легкость, с которой он ту идею принял. И не просто одобрил. Я полушутя сказал тогда: раз ты согласен, у нас должен получиться лучший блог на этом сайте. А он, как показалось, совершенно серьезно, ответил: значит, будет.
В.Р. Помню тот блог. Кажется, тогда вы своей “шуточной” цели достигли. Те заметки я, к примеру, читал взахлеб.
С.Н. В ту осень я узнал Гончаренко как абсолютного перфекциониста, стремящегося все сделать с максимальным качеством. А еще — как футбольного человека, отлично понимающего специфику работы журналистов. Поэтому для меня совсем не удивительны были его недавние “движи” перед уходом из “Уфы” — с флеш-интервью у бровки по ходу матча или со съемками фильма с правом полного проникновения телевизионщиков в расположение команды на целую неделю. Эти российские ребята, как в свою пору и я, учились футболу у Виктора Михалыча буквально на лету.
В.Р. А вот я познакомился с ним в свой первый борисовский сезон. Он работал тогда еще с дублем, куда меня и других “малоиграющих” отправляли за игровой практикой. А поближе узнал тренера уже на второй год, когда он стал помогать Криушенко. Гончаренко и меня как-то сразу расположил к себе непривычной открытостью, откровенностью. А когда он стал главным, мы начали вместе знакомиться с “европейским футболом”. Помню, как Виктор Михалыч подмечал уже тонкости действий топ-форвардов, с которыми мы пересекались в играх, и объяснял их мне. Познание этих нюансов сильно помогло в дальнейшем. Еще могу отметить его конкретность в требованиях, реакциях на происходившее в команде и рабочих отношениях. Поэтому, просматривая тот снятый в Уфе фильм “Матч TВ”, невольно вспоминал времена нашей совместной работы. Настолько хорошо там показаны некоторые ситуации взаимоотношений внутри команды.
Помню, как Гончаренко привез к нам первого тренера-легионера — Пепе Верчилли. С ним, уверен, не только мне работалось очень комфортно, испанец дал нам тогда, считаю, многое.
И вообще то время взлета и ментальной революции в БАТЭ вспоминаю с особой теплотой. Наверное, потому что с нами случилось тогда много нового и интересного, что сейчас кажется обыденным.
С.Н. Мне вот кажется, что особенность Гончаренко как раз в том, что он с обыденностью постоянно спорит, вырывается за ее рамки. Вероятно, и по этой причине за каждым новым этапом его карьеры следишь с захватывающим интересом. Каждый его новый клуб — это новое приключение, полное не только драматичных событий, крутых решений и поступков, но и всевозможных искушений. Из “Кубани” благодаря твердости мнения и подмеченной тобой открытости в отношениях с игроками и болельщиками он ушел всеобщим любимцем. В “Урале” не захотел закрыть глаза на последствия чужого бесчестия и взять его на себя — стал уважаем и любим уже в масштабах России. Идеально своевременным было решение пойти в ЦСКА ассистентом к Леониду Слуцкому, хотя со стороны этот ход казался сомнительным. Выбор “Уфы” виделся мне поначалу совсем странным — тьмутаракань, нет состава. А он в удивительно короткие сроки и там поставил достойную, оптимально выверенную игру и дал результат.
Но то, что происходит и произойдет с Гончаренко в ЦСКА, еще интереснее. Как считаешь, его харизмы хватит, чтобы управиться с норовистыми, много повидавшими-наигравшими армейцами сейчас, после первой громкой осечки?
В.Р. Конечно, мы здесь можем только предполагать. Но почему-то думаю, что и справляться ни с кем не понадобится. Хотя в России (возьмем недавний финал Кубка) бывает всякое. Как-то не замечал неких вспышек эмоций у игроков ЦСКА в направлении тренера, которые говорили бы о некой напряженности, как, например, случалось в первое время работы там Слуцкого. Не сомневаюсь, в этом плане все будет хорошо. Да и, повторюсь, на мой взгляд, ничего критичного не случилось. Играть еще четыре тура, возможны потери очков у всех претендентов на медали и на вторую путевку в Лигу чемпионов. Давайте смотреть увлекательную концовку этого интересного чемпионата и желать нашему Михалычу и его команде не терять высоты.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь