Канун сражения. Наталья Василевская: равнодушие к дьяволу
Но нынче в биографии команды та еще злоба дня: чтобы пробиться на декабрьский чемпионат мира, завтра нашим гандболисткам необходимо на паркете столичного Дворца спорта “Уручье” в повторной сшибке плей-офф отыграть выездные “минус 7” у черногорок. Признаться, после негаданно звонкой балканской оплеухи созрели сомнения касательно того, захочет ли Наталья ВАСИЛЕВСКАЯ выступить эдаким рупором коллективных настроений и чаяний. А она на стадии коротких телефонных переговоров лишь глубоко вздохнула: ну, если надо… Надо, Наташа. Надо. Тем более и в насыщенной легионерской судьбе правой полусредней грядут очередные перемены.
— Итак, твоя доля — отдуваться на газетных страницах за всех девчат. Ну как же вы так? Горевали небось потом в этом городе с неподходящим названием — Бар?
— Не скажу, что охватило полное опустошение и прямо уж впали в апатию. Но настроение, чего скрывать, было у всех подавленное. Поражение считаю нелогичным. Анализировать его причины принялись практически сразу после сирены. А продолжили по пути домой и в Минске. Хотя, если честно, общая картина с объяснениями все равно толком не вырисовывается. Наваждение какое-то на нас напало, что ли…
— Доводилось слышать и такое мнение, что ударный первый тайм — не такая уж и заслуга белорусок. Дескать, это просто переволновавшиеся балканки натужно вкатывались в игру, а уж когда расправили плечи — сразу стало ясно, кто в доме хозяева и у кого выше класс. Обидно?
— Начнем с того, что “обидно” — слово здесь неподходящее. Меня оскорбляют, а порой и бесят такие вот безапелляционные высказывания профанов или банальных глорихантеров. Они, как те флюгеры. Вращаются, куда ветер укажет. Разве не те же люди превозносили нашу сборную до небес, когда она одерживала рейтинговые победы, когда зимой уверенно выигрывала квалификацию? А теперь они первыми в нас сомневаются, загодя команду хоронят. Ай, не хочу об этом…
— Тогда давай по существу. “Плюс 3” в стартовой половине — и “минус 7” по итогам второй. В ней вы позволили соперницам безраздельно хозяйничать, пропустили аж 21 мяч, вдрызг провалили концовку. Что это было?
— Хотела бы я знать… До сих пор сами не вполне понимаем, что произошло. И главное — как? Ведь ничто, по сути, не предвещало резкого разворота матча. А он случился. Самоуспокоенность? Вряд ли. Допускаю, что, когда все идет по плану, может накрыть расслабленность. Можно вообще упустить нити игры. Но не думаю, что это про нас. Знаем, как высоки ставки. Поэтому концентрацию вроде бы не теряли. Судейство? Есть вопросы. Взять хотя бы удаление Карины Ежиковой на важном отрезке: фол “на игрока” — а румынские рефери выписывают ей штраф, якобы за симуляцию. Хотя не буду пенять на арбитраж. Такие оправдания, если не было откровенного “сплава”, редко вызывают сочувствие. В конце концов, не из-за судей мы “наварили” за тайм два с лишним десятка мячей и устроили “затык” в нападении. Виноваты сами.
— Помнишь ощущения на том изломе игры? Что читала на лицах подруг? Панику?
— Если честно, тот переломный поворот вообще вылетел из головы. Помню, что вернулись из раздевалки на второй тайм собранными, заряженными, с боевым настроем. И вдруг в какой-то момент посыпались на ровном месте. Конечно, появилась некоторая растерянность. Однако это точно не была обреченность. Мы всегда стараемся на площадке непрерывно разговаривать. Не молчали и тогда. Но не ругались, обошлись без истерик. Шел рабочий “подсказ”. Вот только улетал он куда-то в космос. Почуяв неладное, наш тренер Томаж Чатер взял тайм-аут. Только и его спалили без толку. Конечно, так “поплыть” не имели права. До конца держали в мозгах мысль о ценности каждого броска, о разнице голов. Казалось, ну ладно, ну не пошло, но “сгореть ” в два-три мяча — не катастрофа. Потом в голове застучало: все, перебор, больше “минус 5” — ни в коем случае. А на выходе отвалились и за эту черту…
— Нас у телевизоров сборная Черногории удивила. А вас?
— Практически нет. Вы ведь в курсе, сколько видеоматериала о соперницах мы отсмотрели — и всей командой, и индивидуально. Так вот, самыми серьезными были опасения, что тренер Драган Аджич, понимая нашу информированность, приготовит сюрпризы, схитрит в тактике. Но в Баре ничего нового мы не увидели. За одним важнейшим исключением, во многом решившим исход. Феерически выстрелила на правом краю левша Уйкич. Она не казалась видной фигурой, тренеры хозяек явно не делали на нее ставку. А та приятно их удивила, а нас шокировала. Ничего другого сверхъестественного, тянувшего на наш дефицит в семь голов, в действиях черногорок не было.
— Какая сейчас атмосфера на тренировках?
— Не гнетущая — это точно. Даже наоборот. Все в тонусе, и в моральном тоже. Работаем над комбинациями, оттачиваем разные наигровочки, разбираем ошибки. Кроме того, каждая ведь знает свои недостатки. Их исправляем. Скажем, у меня в Черногории не пошел бросок. Да, большое дело — кураж. Но не все ведь завязано на нем. Если подводят технические, позиционные огрехи, никакое вдохновение не спасет. Так что дальними бросками занимаюсь серьезно.
— Иными словами, вера в успех жива?
— Она и не угасала. Проигран бой, но не сражение. Мы ничуть не слабее, все в наших руках. Вот смотрите. Первый тайм в Баре мы выиграли в три мяча. Если бы необъяснимым образом не угасли и продолжили в том же духе — выиграли бы в итоге мячей восемь. Железно. Так почему бы дома не вернуть причитавшееся?
— Как полагаешь, народ в четверг на трибуны в Уручье потянется?
— Ох, сомневаюсь… Мне кажется, эти “минус 7” породили в душах болельщиков пессимизм. Увы, они у нас большей частью скептики, масштабными успехами не избалованы. Судя по резонансу, не очень-то в нас верят. А некоторые и вовсе убеждены, что такое отставание белорускам “съесть” не по силам. Ну а мы уверены в обратном.
— Умение переключаться с повседневных забот и расслабляться — качество ценное. Наслышан о твоем нетривиальном для спортсменки способе релаксации…
— Это вы небось о вышивании крестиком. Моя слава бежит впереди меня! Действительно, при сильном стрессе, как правило, погружаюсь в вышивку. Да и просто люблю это занятие. Обложусь всякими приспособлениями, нитками, схемами — и вперед. Если есть время, могу по шесть-семь часов иголкой водить. Мыслям разным это совсем не мешает, даже наоборот. Давно пристрастилась, целые произведения создавала. Даже иконы. Сейчас вот надо срочно одно творение добить — мужу в подарок ко дню рождения.
— И что там будет изображено?
— Секрет. Хотя… Ай, все равно он знает, только не видел еще — прячу до готовности. Символика “Манчестер Юнайтед”. Мой супруг — его ярый поклонник. Сам занимался футболом. Ну и я за компанию на футбол “подсела”. Всерьез намерены побывать на каком-нибудь важном матче “МЮ”. И обязательно на “Олд Траффорд”!
— Крестиком вышиваешь, футбол любишь, еще, знаю, прекрасно готовишь, в том числе изысканные десерты… Прямо идеальная жена!
— Про это у мужа спросите. Хотя он вроде бы не жалуется.
— Наташа, стоило тебе сорваться из “Городничанки” на легионерские коврижки, как в твоем спортивном досье фактически ежегодно появляется новая страница. Не надоело мотаться по Европе за пять лет?
— Нисколько. Напротив, обожаю перемену обстановки. Только радуюсь новым гандбольным вызовам и приключениям. Так можно объективно сравнивать национальные турниры, видеть и оценивать степень своего прогресса. Вот отыграла минувший сезон за “Бекешчабу” — и отчетливо осознала, насколько крут чемпионат Венгрии. Могу назвать его самым сильным в мире. И не только по рейтингам и достижениям, которые на слуху — тем же победам в Лиге чемпионов “Дьера”. А еще и потому, что мне уже есть что сопоставлять. Играть в венгерской лиге очень понравилось. Пусть даже наша “Бекешчаба” весь сезон болталась в зоне вылета. Основная причина — уже на старте травмы выкосили ключевых игроков, и стало не до решения грандиозных задач. Впрочем, руководители остались довольны результатом — десятым местом среди четырнадцати участников. Для них главным было сохранить прописку в элите. Так что никаких претензий. Ко мне персонально — тоже. Как любого человека, надолго приезжающего в Венгрию, меня едва ли не больше всего озадачил языковой барьер. Знаете, что про это говорят европейцы? Учить венгерский язык — это попытка разговаривать с дьяволом. Я и не пыталась. Важно, что тренер немного владел русским. Плюс почти свободно общалась с девочками-сербками — их язык, похожий на белорусский, освоила еще во Франции, тоже благодаря сербскому окружению. При большом тренерском доверии имела регулярную игровую практику. Почти всегда проводила на площадке по шестьдесят минут, закрывала позиции и полусредней, и крайней, и разыгрывающей. Большинство комбинаций, которые приберегают на решающие атаки, строились под меня. В общем, дела спорились. С удовольствием осталась бы в Венгрии. Но обстоятельства выстроились по-другому.
— Причем буквально на днях…
— Да. В прошлый четверг, когда только-только прилетела со сборной в Черногорию, мне окончательно сообщили о переходе в румынскую “Вылчу”. Это бывший “Олтким”, некогда топовый европейский клуб. Сегодня в Вылче решительно вознамерились возродить ту былую гандбольную славу. И считают, что для этого нужна и белоруска Василевская.
— Румынию не отнесешь к странам процветающим…
— Меня это не смущает. Все относительно. Разве наша линейная Настя Лобач из “Бухареста” похожа на несчастного измордованного гастарбайтера? И от других подруг, поигравших в Румынии, не слышала ничего плохого — ни о стране, ни тем более об уровне тамошнего гандбола.
— Я к вопросу о контрастах. Хотя и в самом деле, что спрашивать, если в Румынию ты еще не перебралась. Кстати, французские Безансон и Шамбре-ле-Тур, венгерская Бекешчаба, российский Краснодар — какая из точек на карте карьерных вех особенно запала в душу?
— Приятно вспоминать каждую, везде было много ярких событий и остались друзья. А если расставить акценты… В Венгрию поехала бы, не задумываясь, играть за любую команду из первой четверки. Россия — это… как бы выразиться… Короче, это Россия. Но Краснодар — супер! А вот во Франции спокойно осталась бы жить. Я играла за скромные клубы маленьких городов, они боролись за выживание в высшем дивизионе и выход туда. Однако мне было абсолютно комфортно. Легко вписалась во французскую ментальность, поймала стиль жизни, выучила язык. И осталась в восторге от французов. Хотя и говорят, что они заносчивы и себе на уме, но по отношению к себе встречала только искренние дружелюбие и внимание. Казалось бы — просто соседи. В Беларуси это зачастую чуть ли не враги. А во Франции — почти родственники. Мои соседи и друзья никогда не давали мне скучать: знакомили с культурой, достопримечательностями, традициями, звали на всевозможные праздники и вечеринки. Если видят тебя дома — в хорошем смысле в покое не оставят: давай, выходи, едем за город, на прогулку, на дегустацию сыра! Знаете, когда меня в Шамбре-ле-Туре с флагами, плакатами, скандированием имени провожали в Венгрию — у французов в глазах блестели слезы. Ну и я, само собой, разревелась…
— Франция — центр мировой моды, законодательница стиля, страна-бутик. Это оттуда у тебя страсть к частой смене имиджа?
— На самом деле то, что демонстрируется на модных показах, по ценам доступно немногим. Вся Европа живет сезонными скидками. Обычные французы — не исключение, они прекрасно умеют считать. Да, могут появиться в соответствующей обстановке в красивом платье или стильном костюме. Но это вряд ли будет гардероб из новейшей коллекции. А еще вопреки стереотипам это совершенно раскрепощенная, в том числе в одежде, нация. Французов абсолютно не интересует чужое мнение. Вот однажды глава нашей генеральной спонсорской фирмы приехал на клубное собрание на задрипанном “Пежо”, в шортах и шлепанцах. Мол, извините, я только что с огорода. И никого это не шокировало. Разве что меня чуть-чуть. А что касается моего имиджа, то над ним экспериментирую с двадцати лет — когда впервые захотела удивить саму себя и коротко постриглась. С тех пор периодически корректирую татуировку, меняю прически. Жизнь интересно провести в разных образах. Сейчас вот опять длинные волосы отращиваю — муж попросил. Он-то меня только со стрижками и знает.
— У тебя есть возможность задвинуть здесь пламенную речугу для болельщиков…
— Знаете, мне прислали скриншоты некоторых комментариев на вашем форуме по следам поражения в Черногории… Их авторам не хочу говорить ничего, пусть остаются при своих диванных выводах и оскорблениях. А для настоящих болельщиков скажу обычные слова: мы очень нуждаемся в поддержке. С вами мы будем намного сильнее. И со своей стороны обещаем отдать все силы, чтобы попасть на “мир”. Хотим этого не меньше вашего…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь