Тренер сборной. Ни взгляда назад. Юрий Шевцов: время несладких
В разгаре хлопотный понедельник, из плана которого он через полчаса вычеркнет очередной пункт — про это интервью. И полетит дальше — закреплять неотложными делами резонансный успех, самый значимый пока за восемь лет его трудов в сборной страны.
— Многие, включая игроков, говорят, что до старта квалификации не рассчитывали на столь успешный ее исход. Разделите такие признания?
— Перед любым турниром рассчитываешь достичь цели. Предполагал, что должны пройти в финальный раунд, пусть даже с третьего места в группе. На такие разгромные выигрыши у сербов, поляков, румын в мыслях, разумеется, не замахивался. Ожидали, что все сложится гораздо напряженнее. Когда начали с домашнего поражения от сборной Румынии, напряжение действительно возросло. Однако уже следующая игра, в Сербии, позитивно повлияла на продолжение кампании.
— Та победа была пиковым моментом квалификации?
— Конечно. Мы оказались спиной к стене. Собрались, сплотились и выдали игру-выстрел. Стало ясно: при такой самоотдаче и подобной мотивации можно многого добиться.
— У вас есть рецепт обретения душевного равновесия после поражений?
— Главное — не смотреть назад. Там ничего уже не изменишь. Можно досадовать, переживать. Но лучше думать, как исправить ситуацию. А каких-то специфических методов у меня нет.
— Никогда прежде наша команда не играла с такой несокрушимой уверенностью, как недавно в Румынии. Это напомнило вашу игровую пору в рядах минского СКА и сборной СССР.
— Путь команды определяют не только успехи, но и поражения. Та ноябрьская победа в Сербии нас сплотила. Но все же на январском чемпионате мира сборная еще не функционировала так, как мне хотелось. В ней оставались разногласия.
— В чем их суть?
— Игроки обычно с неохотой и с трудом воспринимают перемены. А мы полгода меняли структуру игры, режимы тренировок, функции каждого в команде. Привести все это в гармонию невозможно моментально, по крику или приказу. Новое должно прижиться. И вот то французское поражение от чилийцев имело большое значение для понимания, как быть не должно, чего в игре нельзя. Без той боли было не понять, что надо делать для побед. Сейчас игроки это знают. И перед отлетом в Румынию я почувствовал, что мы способны повалить любого соперника. Определился состав, каждый усвоил в нем роль.
— Выходит, и поражения порой идут на пользу управляемости команды?
— Здесь можно о многом говорить, но не будем вдаваться в детали. В формировании команды несколько фаз. Есть важный для нас фактор: пришла прекрасная молодежь. Она горит желанием проявить себя. И рассудительные опытные игроки, которые раньше думали, что все должны тянуть сами, сейчас с доверием переложили часть груза на молодых. Получилось удачное взаимодействие поколений.
— Штудируете учебники по психологии? Или в управлении командой больше полагаетесь на интуицию и опыт?
— Необходимо и одно, и другое. Если тренер положится только на то, что когда-то он сам хорошо играл или даже что он шестой раз подряд квалифицируется на топ-турнир, он остановится. Я много читаю, стараюсь развиваться в плане новых идей, учусь на тренерских курсах в Германии, чтобы идти в ногу со временем.
— Двадцать игроков, выходивших на матчи этой квалификации, — нормальный выбор? Или он должен быть богаче?
— У нас есть и другие игроки, способные попасть в сборную. Конечно, хотелось бы, чтобы было по пять человек на место, как в сборной СССР. Я стоял там поначалу в очереди за двумя олимпийскими чемпионами — Кравцовым и Федюкиным. У нас сейчас кандидатов вроде как и достаточно. А вот если хорошенько взвесить, покажется маловато.
— Решусь на крамолу: с завершением карьеры Сергея Рутенко сборная стала если не сильнее, то уж точно интереснее…
— Надо учитывать, в каком состоянии была команда к приходу Сергея. Если бы не Рутенко, то другие ребята до такого уровня, возможно, и не поднялись бы. А теперь его уход просто совпал с новыми возможностями для развития. Многие играют в Лиге чемпионов, в зарубежных клубах.
— Но как удалось добиться тотального прогресса и у игроков СКА, обделенного календарем?
— Игорь Папруга — мой ассистент в сборной. У нас одни и те же игроки. И мы многое согласовываем и оговариваем в плане методики. Огромен фактор Сашурина как тренера по ОФП. Все видят, как парни окрепли с его приходом в СКА. Предложили Вадиму сотрудничество и со сборной. Исходная позиция была в признании физического отставания от именитых соперников. Это только начало работы. Но и за этот год мы сделали немало. Поменяли систему подготовки и сборов. Много работали перед чемпионатом мира. Игроки не всегда были покладисты в восприятии новшеств. Но Сашурин сделал именно то, что мы от него ожидали.
— Чей прогресс особенно впечатлил вас как тренера?
— Не обойтись одной фамилией. Все видят, как прибавляют Кулеш, Королек, Юринок. И это уже не новость. А вот если взять последние месяцы, то заметен сильный прогресс у Гайдученко. Вадим стабилен в защите, контр- атаке и нападении, причем на разных позициях. Это игрок, на которого можно уже многое возложить. Два сезона в Румынии положительно повлияли и на Мацкевича. Из резервистов Ваня вырос в первого вратаря. И теперь у нас два сильных голкипера. Наконец, очень прибавил Карвацкий. Могу признать, что нам не хватило смелости взять Артура на чемпионат мира. Он уже почти был в том вагоне…
— У вас были разногласия с Папругой по поводу отчисления Карвацкого из СКА?
— Были. Но в клубе все решают руководство и тренер, в эту иерархию не вторгаюсь. То решение о расторжении контракта с игроком мне пришлось принять к сведению. Однако был им недоволен. Хотя СКА много сделал для становления Артура. Здесь к месту вспомнить про уже знаменитое “правило левшей”. В прошлом сезоне Карвацкий выходил на площадку редко. А в этом — часто. Отсюда и всплеск в его игре. Но характер у парня не сладкий. Только ведь трудные матчи и выигрывают люди с характером. К счастью, у меня много таких, несладких…
— При любых достижениях у тренеров обычно остается что-то недоделанное, не удавшееся сполна…
— Если бы перестройка шла быстрее, могли бы большего достичь на чемпионате мира и точно не проиграли бы там чилийцам. А сейчас вот с сербами сделали ничью. Это хорошо, что остались на первом месте. Но натворили детских ошибок. Надо взрослеть.
— Много ли в ваших тренерских методиках заимствований из опыта мэтров советской школы: Евтушенко, Мироновича, Максимова?
— Творчество Мироновича — пример тренерского мастерства прежде всего в индивидуальной подготовке игроков. Таких умельцев по этой части больше не встречал. Во всем остальном гандбол давно другой. Меняются его правила и тактика. Я тоже уже тренер возрастной. И за долгие годы выработал свои систему и видение игры. А о советских временах храню одни воспоминания.
— Сколько времени занимает у вас просмотр матчей предстоящего соперника?
— Чтобы досконально разобрать один матч, требуются три часа. Но при подготовке к игре смотрю не одну запись. Сейчас перед встречей с румынами попросил Папругу поднять диски матчей с ними 2011 и 2013 годов — там были подходящие идеи. Игорь сказал, что дураков, подобных мне, больше не встречал. И что он давно эти записи уничтожил бы, если бы меня не знал. Честно говоря, дома храню видео знаменитой игры Беларусь — Кипр 2010 года. Может, когда-то и вам ее покажу…
— Есть ли закономерность в том, что в нашей группе преуспели сборные, тренеры которых не занимались совместительством?
— На этот счет имею твердое мнение со времен работы в бундеслиге. Там практически невозможно полноценно работать, если не сконцентрироваться на чем-то одном. Иначе ничего не успеешь. Помню второй сезон с “Лемго”, когда мы дошли до полуфинала Лиги чемпионов. Двадцать одна игра подряд в режиме “дважды в неделю”! Чемодан-чемодан-чемодан. Был полностью выжат как тренер. Как в таком ритме корректировать методику? Как работать над физической подготовкой? Что думают о твоей работе игроки? В Беларусь вернулся с представлениями о предстоящей работе, которые мало соответствовали действительности. Стал вникать, и оптимизм упал процентов на пятьдесят. Не представляю, как мог бы отвлечься от сборной на что-то еще. Если только надеяться: вдруг пронесет…
— В регламенте будущего чемпионата страны стоит ожидать каких-то сенсационных ноу-хау от вас вроде прошлогоднего “правила левшей”?
— Надеюсь, что его оставят. А так над регламентом я не работал и в систему розыгрыша глубоко не вникал. Знаю, что она еще обсуждается и не утверждена.
— Ваше отношение к намерению отказаться от стадий плей- офф?
— Нас много критиковали, в том числе и “Прессбол”, за слабый чемпионат. Что необходимо для его усиления? По-моему, главное — не обращать внимания на интересы БГК и СКА. Эти клубы самодостаточны, у них есть база и инфраструктура. А чемпионата у нас нет, потому что у фаворитов нет конкурентов. Давайте посчитаем, сколько станет полезных игр у “Гомеля” и “Кронона” с возвращением в регулярный турнир брестчан.
— Но с регулярным круговым календарем совсем умрет интрига.
— А она жила в этом сезоне при плей-офф? Или была в прошлом? Надо иметь больше полноценных матчей для всех команд, чтобы заставить работать клубы и тренеров. Это мое мнение. И я высказал его составителям регламента.
— Осенью у сборной не будет официальных стартов. Как построите подготовку к чемпионату Европы? Есть наметки сборов, турниров, спаррингов?
— Как обычно, сейчас представлю в федерацию свой план. Турниров как таковых еще не намечено, но они точно будут в официальные календарные окна. Договорились работать только в них, по европейской системе. Давайте перестраиваться. Были наши десятидневные сборы — освобождали БГК от стартовых стадий чемпионата. Раз теперь все по-европейски — возвращайтесь. Кому-то станет сложнее, кому-то проще…
— На матче с сербами не набралось и двух тысяч зрителей. Нет ощущения, что дворец “Уручье” для сборной — не лучший вариант?
— Сама арена и ее оснащение нас устраивают. Но надо менять маркетинговые подходы. Знаю многих, кто хотел попасть на трибуны, но не смог, хотя места свободные остались. Считаю, если сборная продолжит выступления в теперешнем ключе, то соперников ранга датчан и французов можно будет принимать и на аренах другой вместимости…
— …или других городов?
— Это тоже возможно. И спасибо болельщикам за поддержку сборной. Вокруг нее и гандбола вообще все больше движения. В этом заслуга многих. За каждым парнем в нашем строю стоит тренер, который вложил в него душу. Горжусь, что на общее дело у нас работает так много замечательных людей. Сегодня мы радуемся. А в сентябре снова начнем работать, спорить и конфликтовать — и так идти вместе, чтобы в итоге радоваться снова.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь