Наталья Трофимова. Мешала мысль, что без Насти и Лены у нас ничего не получится
Естественно, ей очень хотелось, чтобы девчата, вместе с которыми на девяти топ-турнирах высшего баскетбольного ранга она в качестве капитана делила все радости и огорчения, выступили в Градеце-Кралове и Праге успешно. Благо и собственный день рождения выпал на стартовый тур, что, без сомнений, могло бы стать для подопечных дополнительным стимулом. Увы, чуда не произошло. Обескровленная потерей двух “тяжеловесов” в лице центровых Елены Левченко и Анастасии Веремеенко, белорусская команда уступила во всех трех поединках группового этапа. Особенно огорчителен провал в дуэли с Италией — вместо победного подарка тренеру вышел конфуз. Да и поединок со Словакией явно должен был завершиться иначе, ведь на протяжении большей его части инициативу держали в руках наши баскетболистки. Не сложился и матч с Турцией, хотя его результат для обоих соперников ничего не решал, и прежней скованности, мешавшей раскрыться, казалось, можно было избежать. Обидно возвращаться домой с пустой очковой котомкой. Тем не менее жизнь продолжается. И она ненароком подсказала молодому тренеру: надо лепить новую команду, прежней, бронзового медалиста Евробаскета и участника двух Олимпиад, уже нет. И в этом смысле нахождение в арьергарде может даже помочь: когда отступать некуда и за спиной стена, видишь только путь вперед.
— По итогам чемпионата белорусская сборная стала пятнадцатой — ниже финишировала Черногория, у которой чуть хуже разница набранных и пропущенных очков. Для вас это какое-то утешение?
— Слабое. Что говорить: сыграли неудачно. Ожидали, что хотя бы один матч “зацепим”, кого-нибудь победим. И в принципе были близки к этому. Жаль, не получилось. Но в любом случае мы в когорте шестнадцати лучших сборных Европы. А какие, пятнадцатые или шестнадцатые, не играет существенной роли.
— Понятно, что без Левченко и Веремеенко, которые на пару в среднем набирали от двадцати до тридцати очков, сборная лишилась серьезной ударной силы. Потеря оказалась невосполнимой?
— В общем, да. Хотя наша основная проблема была не в атаке, а в обороне. Все привыкли, что Настя закрывает дыры под нашим кольцом, а на данном турнире такого классного страхующего игрока у нас и не оказалось. Поэтому постоянно добивались от девчат, чтобы очень строго действовали один на один, не уступали в единоборствах. Свое в атаке в любом случае добрали бы.
— Перед чемпионатом вы говорили, что наша группа ровная по составу, каждый может стать как первым, так и последним. Но на выходе вышло, что три команды из квартета “В” пробились в восьмерку — получается, эта группа была самой сильной.
— Хотите сказать, что поражения от команд, поднявшихся высоко, не так болезненны? В какой-то мере вы правы. Но я все равно остаюсь при своем мнении: в нашей группе собрались примерно равные соперники, которые могли и выиграть, и проиграть. Кто внимательно следит за женским баскетболом, тот прекрасно знает, что стопроцентно угадать итог противостояния здесь невозможно, даже если фаворит играет с аутсайдером.
— Полагаю, во многом неудачное выступление нашей сборной предопределил провал в стартовой встрече с Италией. Что пошло не так, как планировали? Все-таки “минус 20” — не тот результат, который объективно отражал расстановку сил.
— После матча читала раздраженные комментарии болельщиков: мол, как вы умудрились проиграть какой-то Италии? Хочу напомнить, что на предыдущем чемпионате Европы мы смогли обыграть итальянок только в дополнительной пятиминутке. А если без обиняков, то мы им проиграли бы, не выручи нас сумасшедшим броском Таня Лихтарович. В последние годы Италия прибавляет, сейчас вот стала седьмой. Команда всегда предпочитала техничный, скоростной баскетбол. Возможно, мы оказались не совсем готовы к тому, что итальянки станут играть так быстро. Хотя у нас имелись видеоматериалы, мы их изучили, проанализировали, знали комбинации. Неудачно действовали в защите персонально, и это нас подкосило. Первую половину матча шли на равных, а во второй не смогли удержаться на том же уровне.
— В день рождения было досадно вместо победного подарка получить от подопечных “минус 20”?
— Для меня это был обыкновенный рабочий день, стартовый тур чемпионата. Очень обидно, что так крупно проиграли. А день рождения ни при чем.
— Вы отметили, что слабо действовали в защите. Пожалуй, это камень в огород и тренерского штаба — все-таки защита отрабатывается в первую очередь.
— Принимаю упрек. К сожалению, не смогли уделить этому компоненту игры столько времени, сколько хотелось. Основные игроки съехались практически перед стартом турнира Халипского, и нам надо было быстрее прогнать тактику, чтобы люди могли запомнить комбинации. Поэтому как следует отшлифовать взаимодействия в обороне не успели. Но если тренеры все время повторяют, показывают, что здесь проиграна ситуация, здесь дали свободно бросить, здесь нельзя пускать в середину, то играющие на международном уровне баскетболистки должны схватывать на лету, делать выводы, хорошенько все запоминать. Получается, их не учили раньше этому. Собираться за полгода и тренировать защиту? Но это нереально, ведь вне официальных “окон” зарубежные клубы не отпустят наших игроков в сборную.
— Все относительно: Франция недосчиталась Якубу и Груда — сопоставимые потери с нашими, однако у белорусок три поражения, у француженок четыре победы и серебро. Значит, глубина состава, уровень исполнителей совсем иные?
— Обо всем этом говорено не раз. Выпали два лидера, и равноценную замену подыскать крайне сложно. У меня нет претензий к Вике Гаспер и Марине Кресс — они отдали все, что могли. Но от этого не легче. Все хотят играть за национальную сборную, однако не все могут. Здесь должны быть сильнейшие. В Беларуси произошел провал в некоторых возрастах, поэтому просто нет молодых баскетболисток, готовых выступать на таком уровне.
— Мне кажется не совсем верным, что основное внимание сконцентрировали на том, насколько удачно Гаспер и Кресс смогут заменить Левченко и Веремеенко. А что же остальные? Очень надеялись на Попову, Снытину, Лихтарович, но ведь они не сыграли в свою силу. Согласны?
— Да, ощущалось, что девчонки могут играть лучше. Попова неплохо выглядела на подготовительных турнирах — не знаю, что с ней случилось в Чехии. В принципе это были ее первые топ-соревнования в роли одного из лидеров сборной. Раньше ведь в основном выходила со скамейки, а сейчас приходилось играть с первых минут. Не исключаю, что повышенная ответственность Машу немного и “пригасила”. По- человечески жаль Гаспер. Вика старалась, проделала большую работу на сборах, неплохо сыграла во всех спаррингах. И вдруг за пару дней до старта чемпионата Европы опухло колено, даже ходила с трудом. Это ее больше убило морально, чем физически. Сильно расстроилась, говорила, что не для того в Чехию приехала, чтобы сидеть на скамейке. Ей, конечно, пришлось тяжело — играла через не могу, на морально-волевых.
— Особый разговор о Бентли. Натурализованная американка оказалась более эффективной в качестве атакующего защитника, нежели разыгрывающей. Получается, промахнулись, не того взяли? Либо Алекс попросту не успела толком интегрироваться в командную игру?
— Взяли именно ту баскетболистку, которую хотели. Первого номера, умеющего результативно атаковать. Знали, что нам в любом случае каких-то очков будет не хватать, и Алекс вполне может их заработать. С этих позиций, считаю, все сделано правильно. То, что много брала на себя, понятно — это заокеанский стиль, любая американка играет один в один. Но в последнем матче с турчанками, да и со словачками Бентли неплохо ассистировала. Просто с ее передач не могли забросить.
— В среднем за матч Бентли набирала четырнадцать очков — больше всех в команде. Играла же по 26 минут — не маловато ли для натурализованной иностранки, призванной быть лидером? Сыграла бы на десять минут дольше, глядишь, набрала бы еще с десяток очков — хватило для победы.
— Мы же строили игру не только от нападения — правильно? У нас был и защитный вариант, где Алекс не всегда понимала, как следует правильно действовать. Не соглашусь с вашим доводом. Бентли получила столько времени, сколько и должна была находиться на площадке. Не думаю, что, если бы она играла по сорок минут, мы обязательно выигрывали бы.
— То, что американка постоянно выходила со скамейки, не ущемляло ее самолюбия? Все- таки она амбициозная, приехала из женской НБА. Восприняла нормально?
— Уверена, проблем с этим не было. Никаких претензий, мол, хочу обязательно играть в первой пятерке, с ее стороны не предъявлялось. В стартовые минуты Ольга Зюзькова вполне справлялась со своей задачей. У Алекс же имелось тактическое задание: своим выходом она должна обострять игру, добавлять скорости. Так и получалось.
— Признаюсь, резанула ваша эмоциональная фраза, в сердцах сказанная после одного из матчей в микст-зоне: “Бентли пытается организовать игру, однако у нас не все баскетболистки так уж сильно хотят получать мяч — отсюда и ошибки”. Расшифруйте, пожалуйста.
— Если на площадке есть человек, который может лучше сыграть один на один, то девочки сразу стараются перевести стрелки на него. А ведь играть должны все пятеро — и в атаке, и в обороне. И не важно, кто будет ставить заслон, кто выходить к мячу, кто бросать. Мы никому не запрещали проявлять инициативу. Но говорили: если беретесь за это дело, то надо доводить до конца, делать с умом. В любом случае, если есть возможность, должны атаковать.
— Озадачило и еще одно ваше суждение. О том, что не надеялись на появление в команде лидера. Все-таки на чемпионате практически во всех сборных есть ярко выраженные лидеры, которые как паровоз тянут за собой партнеров. Нам такого человека однозначно не хватило.
— Я знала, что у нас не будет подобного лидера. Надеяться, что он вдруг появится на чемпионате? Так не бывает. Наша сила могла проявиться не в каких-то индивидуальных подвигах, а в коллективных действиях. Каждый на своей позиции должен был отработать на все сто процентов. И если бы все, в том числе выходящие со скамейки, набирали по 10-12 очков, то обязательно достигли бы цели.
— В ходе спаррингов и непосредственно на чемпионате белорусская сборная проиграла половине финалистов Евробаскета. Стало быть, ее сегодняшняя позиция объективна?
— Полагаю, не совсем. Вы сами видели в Чехии, что каждый может выиграть у каждого. Это касалось и нас, несмотря на серьезно ослабленный состав. Немного не повезло. Прежде всего не хватило куража и азарта. На турнирах перед финалом девочки выглядели намного лучше. Сложно определить, что им помешало: придавила ответственность или, наоборот, подвела расслабленность. Мне кажется, их угнетала мысль о том, что у нас нет Лены с Настей, а без них мы ничего не можем.
— Вы говорили, что Веремеенко подтвердила желание продолжить карьеру в сборной. А Левченко?
— С Леной у меня пока не было разговора, поэтому ничего определенного сказать не могу.
— После чемпионата кто-нибудь из них звонил вам?
— Нет, никто.
— Как восприняли победу сборной Испании?
— Мне кажется, она завоевала золотые медали абсолютно заслуженно. Проиграла только в одном матче, да и тот для нее ничего не решал. В полуфинале и финале образцово-показательно разделалась с мощными сборными Бельгии и Франции. Признаюсь, болела именно за Испанию — давно ей симпатизирую. Мне кажется, испанцы рождаются с баскетболом в сердце и голове.
— Не успела наша команда вернуться из Чехии, как ее уже ждут на международном турнире в Китае. Где будете играть, с кем, каким составом?
— Игры пройдут в двух городах — Ксилин-Гол и Лиупаншуй. Соперники — сборные Канады, Литвы и Китая. По три раза сыграем с каждой в одном городе (1 — 3 июля), затем в другом (6 — 8 июля). Дадим проявить себя вторым номерам. Чтобы ни у кого не было вопросов, почему некоторые люди сидят на “банке”. Рада, что есть возможность дать им хорошенько поиграть, почувствовать себя одними из лидеров, от которых многое зависит. При формировании состава не могла рассчитывать на баскетболисток молодежной и юниорской сборных — у них идет подготовка к чемпионатам Европы. Жаль, что сроки пересекаются — было бы неплохо взять девчат в Китай. Выбирали из тех, кто работал на сборах, но не попал на Евробаскет. Поедут одиннадцать баскетболисток: Екатерина Снытина, Ольга Зюзькова, Алена Голубева, Мария Филончик, Марина Иващенко, Марина Кресс, Анна Каленто, Екатерина Урбанович, Дарья Липинская, Евгения Степанова, Татьяна Цирулева.
— Матчи в Китае вряд ли будут доступны для просмотра белорусским любителям баскетбола. А когда они смогут воочию наблюдать за играми сборной в следующий раз?
— Осенью. Ждем жеребьевку, узнаем соперников по группе в квалификации следующего чемпионата Европы, будем готовиться к конкретным соперникам, намечать спарринги.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь