Прошу слова. Долидович поймал “звезду”

21:46, 27 июня 2017
svg image
21561
svg image
0
image
Хави идет в печали

В нашем традиционном праве — предоставить слово и другой стороне конфликта. Тем более экс- главный тренер национальной сборной Виктор КАМОЦКИЙ сам позвонил в “ПБ” и попросил трибуну, чтобы расставить точки над “i”.

— Давайте по порядку. В каком качестве вы сейчас трудитесь в наших лыжах?
— По окончании сезона-2015/16 федерация долгое время не могла определиться с главным тренером. Лишь в середине мая вышли с ходатайством за мою кандидатуру. В итоге сверстали модель подготовки, утвердили ее в Минспорта. На стыке весны и лета прошел первый сбор, а затем у меня случился нервный срыв… Скажем так, нарушил режим. Тогда стало ясно: контракт не продлевают. Никто никого, подчеркну, не увольнял. Свою ответственность и вину признаю. Главным тренером утвердили Ивана Викторовича Листопада, инициатором чего, между прочим, был Сергей Долидович. Сейчас национальная команда разделена на три тренировочные группы. Листопад работает со спринтерами — Вороновым, Куклиным, Каминской. Я отвечаю за дистанционную направленность — Тихонову, Семенова, Сероносову, причем не получаю за это зарплату. Плюс с Астапенко отдельно занимается Долидович, который фактически является его спарринг- партнером.

— По мнению Сергея, та экстренная смена на переправе и внесла сумятицу в подготовку…
— Никакой катастрофы не было. Если Долидович утверждает обратное, он, по меньшей мере, кривит душой. Листопад прежде два года руководил комплексной научной группой и был прекрасно проинформирован о состоянии лыжников. И разве кто-то заставлял Сергея тренироваться как-то иначе, вразрез с ранее согласованным планом? Никто палок в колеса не ставил. Раз не нашел с кем-то общего языка, это его личные проблемы.

— Так в чем они заключаются?
— Просто ему надо наконец решить, что он будет делать: бегать, прыгать или еще что-то. Он до сих пор не может окончательно определиться, продолжать карьеру или сосредоточиться на тренерской работе. Вспомните: после завершения Игр в Сочи ему дали орден Отечества III степени — немногих спортсменов так награждают. Долидович сообщил, что якобы заканчивает соревноваться и будет тренировать. Вот отправная точка, где он повел себя неправильно.
За последние три года его комментарии в интернете сводятся к тому, что завершает карьеру. Как с писаной торбой, ей-богу. Так ты заканчиваешь или нет? Если решил поставить над собой эксперимент и бегать до 55 лет — пожалуйста! Все бы только помогали. Но когда человек говорит одно, а делает другое…

— Сергей как раз и затаил обиду из-за того, что о его планах предпочитают судить из интернета.
— Весной 2016 года я звонил Долидовичу и задавал вопрос: “Что планируешь делать?” Он, естественно, не мог ничего кон- кретного ответить. Понятно почему, ведь с Сергеем никто не хотел тренироваться. Когда он пытался исполнять обязанности главного тренера, все лыжники разбежались. Долидович, на мой взгляд, лишь потому и желает бегать, что в роли специалиста не может себя найти. Возьмите его интервью. Человек предлагает концепцию, согласно которой вся команда будет тренироваться вместе. Попробуйте изложить ее спортсменам — все в один голос, кроме Астапенко, скажут, что готовы, но только не с Долидовичем. У него виноваты тренеры, виновата федерация, виноваты все. А надо же просто сесть и разобраться в себе.

— Допустим, он твердо решил участвовать в Олимпиаде. Может федерация выполнить требования и профинансировать нашему ветерану подготовку к Играм?
— Ему неоднократно предлагали взять на себя ответственность за Астапенко, подписать обязательства и работать, при этом оставаясь “играющим” тренером. Согласится — и тогда никто Долидовичу не скажет, дескать, готовься как хочешь. Повторюсь: в каждой группе есть сверстанная модель подготовки. У нас с Листопадом все детали оговорены, и программа эффективно работает. Хочешь — поезжай на сбор и делай то-то. Просто не надо, как Сергей, противопоставлять себя команде. А он утащил своего Астапенко неизвестно куда.

— По словам Долидовича, своего ученика.
— Когда я вернулся в нашу сборную из Австрии в 2010 году, Юрий работал со мной. И Долидович его личным тренером не был. Они начали сотрудничество лишь после сочинской Олимпиады. То, что парень за последний год достиг небольшого прогресса, признаю. Но неверно утверждать, будто он — воспитанник Сергея. Да и можно долго рассуждать, как складывалась бы карьера Астапенко, если бы он тренировался у другого наставника. Впрочем, беда с кадрами — одна из ключевых проблем наших лыж. Начнем перечислять профессиональных тренеров — и на третьей-четвертой фамилии закончим счет. Помню, в интервью вашему изданию Валентина Каминская предлагала привлечь в страну условного Зиберта. Надо обучать и ценить своих. Когда, кстати, меня назначали главным тренером, сразу сказал: в национальную команду нужно брать белорусов Александра Лазуткина и Сергея Корнеенко. Я десять лет проработал в Австрии! И сюда не вернулся бы, если бы меня не пригласила Наталья Петкевич — тогдашний председатель Белорусского лыжного союза. Как итог — 4-е и 9-е места на чемпионатах мира, 5-е на Играх у Долидовича. Правда, есть, безусловно, проблемы с девочками.

— К слову, о них. В ваш адрес звучит и такая претензия: наша женская часть сборной состоит из одних натурализованных россиянок.
— Во-первых, я еще два года назад озвучивал главе федерации лыжных гонок Александру Конюку, что у нас вся команда укомплектована россиянками и необходимо заниматься резервом. Тогдашний старший тренер Алексей Корней завалил все и отправился — куда бы вы думали? — на повышение в НОК. Во-вторых, это идея не моя, а руководства. В частности, Александра Павловского, который руководил видом до 2015-го. Мне было прямо указано на одном из заседаний президиума на плохую селекционную работу. И в-третьих, не вижу в приглашении соперниц из-за рубежа ничего плохого. Напротив, когда наши девчонки работают с лыжницами более высокого уровня, они тянутся за ними.
Я в прошлом член сборной СССР, чемпион Союза. Мне было все равно, сколько россиян среди конкурентов: хоть сто — всех обыграю. Здесь снова возвращусь к Каминской. Валентине лучше не болтать и не заниматься ерундой, а тренироваться с национальной командой. Я, будучи главным тренером, позволил ей готовиться индивидуально за счет Минспорта. И что мы увидели? Шесть секунд (!) проигрыша тридцатому месту на этапе Кубка мира. Брать такого человека в сборную, считаю, ненормально.
С другой стороны, появляется лыжница из России — Анастасия Кириллова, и сразу же попадает в тридцатку. Так скажи “спасибо” за то, что у тебя есть такой спарринг-партнер. А у нее в интервью выходят выражения, рассчитанные на не самых осведомленных читателей. Вот Каминская говорит, будто была третьей среди белорусок в спринте. Хорошо, а там спринтеры выступали? Кто у нас они вообще? Я знаю лишь Кириллову, все остальные — специалистки дистанционных гонок, и они тебя обгоняют. У нас до шуток доходит: если любую женщину выставить на чемпионате страны и она доберется до финиша, придется присваивать звание мастера спорта. Ведь стартуют четыре спортсменки.

— Что же мы видим в качестве конечной цели, когда даем паспорта россиянкам? Лишняя олимпийская лицензия? Место в тридцатке на чемпионате мира?
— А вы забываете, что мы однажды позвали сюда Скардино и Домрачеву, Кушнира и Цупер. Извините, а кто тогда завоевывает медали? Если люди сегодня желают представлять Беларусь на международных соревнованиях, выполняют все требования квалификации и социально адаптированы, почему нет? Единственное — надо четко проговаривать объем ответственности, мой и спортсменов. Сейчас, скажем, стоит задача попасть в топ-10 в Пхенчхане.

— Кому запланировали столь высокий результат?
— Например, Тихоновой, Сероносовой, Семенову. Полагаю, вполне реально. Восемь лет назад и в Долидовича не верили. В 2009 году выступал президент НОКа и сказал: “Эра Долидовича закончилась. Наберите молодых и с ними работайте”. А я настоял, что Сергея надо сохранить, и заверил: он будет сильнейшим на Олимпийских играх в Сочи. Чуть раньше, в 2011-м, Долидович и на чемпионате мира стал четвертым — его лучшее выступление. Собственно, и Семенов мог бы финишировать в десятке в Сочи, если бы выполнил все мои установки и не совершил две грубейшие тактические ошибки. Тогда Миша напрасно взял на себя роль лидера и повел за пять километров до финиша группу, плюс не переобул лыжи. Кстати, а вы задавали себе вопрос: что будет бежать в Корее Долидович?

— Марафон и дуатлон.
— 50 километров его нелюбимым классическим стилем? Не думаю, что это та дистанция, на которой он может себя проявить. Взгляните на лицензионные требования к Олимпиаде. Прямо сейчас Сергей находится в рейтинге в районе 600-700-х мест. Он попросту не выполнит квалификацию. Четыре года назад за него ручался тренер, обещая, что Долидович попадет в десятку. Нынче такого нет.

— Сергей уверен в элементарном выполнении условий отбора.
— На заборах тоже разное пишут. Весь спорт окутан ложью. У меня ощущение, что многие спортсмены попросту сошли с ума. В 2011 году за 4-е место на “мире” Долидовичу стали платить стипендию, которая равняется далеко не ста долларам, как он утверждает. Зачем обманывать? Зачем заявлять о сборе народных денег для участия в Олимпиаде? За какие тогда средства ты всю карьеру тренировался и соревновался? Разве не за народные добивался результата? Имел бы спонсоров — совсем другой разговор.

— Полагаете, кампания по сбору средств — чистый пиар?
— Абсолютно. Сергей ездит на дорогой машине, имеет две квартиры в Минске. Согласен, заработал. Но у него, скажите, нет денег? Какой же бедный и несчастный! Взял бы и сказал, мол, дорогие сограждане, я двадцать лет выступал за ваши деньги, чего-то добился, однако теперь у меня нет средств на подготовку. Я бы первый ему помог.

— Когда последний раз лично беседовали с Сергеем?
— В конце мая, еще до интервью “Прессболу”, он приезжал ко мне домой и предлагал “снять” Листопада с должности главного тренера. Ведь стипендию с прошлого года за его 5-е место в Сочи-2014 с подачи самого Долидовича получил не я, а Иван Викторович. Предлагал ее вернуть мне в обмен на то, что я поддержу инициативу со смещением Листопада. Я просто выслушал его и промолчал. Не могу понять, как на ровном месте можно так поймать “звезду”. Серега всегда перегибал палку, а сейчас откровенной ерундой занялся.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?