Лига Европы. Гость с островов. Футболом на Фарерах можно заработать всего полторы тысячи долларов
В прошлом сезоне островитянам не оставил шансов солигорский “Шахтер” (2:0, 5:0), сегодня клуб из деревни с трехтысячным населением будет держать экзамен перед минским “Динамо”. Фарерцы прибыли в Беларусь за два дня до поединка и разместились в пятизвездочной гостинице “Пекин”. За несколько часов до тренировки “Рунавика” и официальной пресс-конференции корреспондент “ПБ” отправился в отель, чтобы расспросить кого-нибудь из фарерцев, каково это — жить и играть в футбол на “овечьих островах”.
“Мне нужен пресс-секретарь”, — останавливаю мужчину с эмблемой “Рунавика” на груди. “А у нас его нет. Интервью? Кто из футболистов вам нужен?” — “Юстинуссен или Клеминт Ольсен”. Мужчина заходит в обеденный зал и “выхватывает” одного из парней: иди, с тобой хотят поговорить. “С одним условием: скажи, а за “Динамо” завтра будет играть 2-й номер, Кузьменок?” — “Фифти-фифти, у него недавно была травма”.
Ответ фарерца устраивает, и мы с защитником Полом ЮСТИНУССЕНОМ располагаемся в просторном холле. Пол выступает за “Рунавик” шестой сезон, с небольшой отлучкой в аренду в “Стреймюр”, а до этого успел поиграть в Б-68, исландском “Валюре” и провести один матч за датский “Ольборг”. Кроме того, в его активе два с половиной десятка игр за сборную Фарер. “Погода у вас отличная”, — начинает Пол, хотя за окном накрапывает дождь…
— Ты ведь уже приезжал в Беларусь в прошлом году?
— Да, в Солигорск. Мы играли не очень хорошо. “Шахтер” оказался намного лучше во всем: белорусские футболисты были быстрее, сильнее, техничнее. Но ничего удивительного в этом нет — они профессионалы в отличие от нас. А вообще, от Беларуси остались приятные впечатления. Хотя сейчас в Минске нравится намного больше. В Солигорске нас заселили в отель — как сказали, лучший в городе, но нам он показался немного староватым. Как и сам город. Солигорску нет и шестидесяти лет? Серьезно, я бы никогда не сказал. В общем, мы были не слишком поражены. Хотя, например, еда была просто замечательной.
Сейчас же в столице все на отличном уровне: симпатичный город, великолепный отель.
— Погода похожа на фарерскую?
— Нет, у нас все же не так тепло — сейчас где-то десять градусов. А вообще летом поднимается максимум до двадцати, но это не больше чем на два-три дня. В основном двенадцать-пятнадцать. Мало солнца и очень много дождей, бывает сильный ветер. При этом условия постоянно меняются. Если не привык, очень сложно приспособиться.
— Какие мысли перед игрой с “Динамо”?
— Думаю, минская команда если и слабее “Шахтера”, то не намного. Мы смотрели видеонарезки игр “Динамо” и несколько полных матчей. Знаем, что белорусы представляют собой, что соперник занимает второе место в чемпионате. Разумеется, по сравнению с “Рунавиком” это команда иного уровня. Мы, конечно, постараемся забить, но главное сыграть надежно, компактно, не допустить большого количества пропущенных голов. Идеальным результатом было бы сохранить свои ворота на замке, однако понимаем, что добиться его будет крайне сложно. Помимо уровня соперника, придется привыкать к натуральному полю — мы ведь практически все матчи проводим на искусственных. Ну и погода. Если еще потеплеет, нам будет очень непривычно.
— Расскажи о фарерском футболе.
— Буквально две-три команды играют на приличном уровне. “Рунавик” — одна из них. Остальные, честно говоря, так себе. Те, кто хочет играть в футбол профессионально, должны уезжать как можно раньше в более сильный чемпионат.
— У вас на сто процентов любительская команда?
— Да, как и все на Фарерских Островах. Нет ни одного профессионального клуба. В “Рунавике” у всех футболистов есть работа.
— Кто ты по профессии?
— Электрик. Это далеко не оптимальная работа для совмещения с футболом. Она связана с физическим трудом, поэтому к вечерней тренировке иногда очень сильно устаешь. Сложно, но что поделать. Основная работа занимает практически весь день — с восьми утра до четырех дня, а с шести до восьми тренировка в “Рунавике”. А потом и день уже заканчивается. Конечно, в таком графике жить непросто.
— Чем занимаются остальные ребята в команде?
— Есть еще несколько электриков, а также банкиры, строители. Много ребят работает на рыбной перерабатывающей фабрике — в Рунавике она одна из самых крупных в стране. У нас вообще почти вся жизнь связана с морем.
— Ты ведь играешь еще за национальную сборную. Это дает какие-то привилегии?
— Да, в этом есть определенные преимущества, однако не слишком существенные. Игроки сборной ведь также имеют основную работу и разве что могут отлучаться на ее игры. В “Рунавике” таких футболистов четверо: кроме меня, это вратарь Симун Хансен, наш капитан Клеминт Ольсен и правый вингер Арни Фредериксберг.
— Рунавик, по фарерским меркам, большой или маленький населенный пункт?
— Там живет три тысячи человек — это средний показатель. Нормально, не слишком скучно. Лучше всего, конечно, в столице, Торсхавне. Я там, к слову, родился. Это крупный город, там живет 20 тысяч человек. И, безусловно, больше возможностей, рабочих мест.
— Ты вообще не получаешь денег за то, что играешь в футбол?
— Получаю, но совсем немного. Все игроки на Фарерах живут за счет основной работы, а футбол — это приятное дополнение. Максимум с его помощью можно заработать всего полторы тысячи долларов. Этого недостаточно, чтобы прожить. Работая электриком, получаю значительно больше. Благодаря этому и живу.
— В Беларуси тысяча долларов — шикарная зарплата для большинства населения. В среднем же 350-400…
— Правда? На Фарерах ты бы не смог существовать на эти деньги. На уровень жизни, конечно, нам жаловаться не приходится.
— Фареры — футбольная страна?
— В плане увлеченности — однозначно. Футбол здесь любят все. У каждого ребенка есть мяч, во всех школах оборудованы поля. Другого спорта совсем немного — чуть-чуть гандбола, плавания, гимнастики. Вот, собственно, и все. Но футбол — это главное.
— У тебя есть футбольная мечта?
— Была, когда был моложе. Мне 28 — серьезный возраст. Увы, мечтать уже поздно. Чего хотел раньше? Просто играть в футбол, выйти, может быть, не на топовый, но хотя бы на профессиональный уровень. К сожалению, сейчас это уже невозможно: у меня есть семья, которую нужно обеспечивать, а без основной работы этого не сделаешь.
— Фарерские Острова прилично отдалены от континентальной Европы. Люди комфортно себя чувствуют, будучи немного отрезанными от мира?
— С этим проблем нет. Мне, например, комфортно. Хотя некоторые предпочитают при возможности перебраться в континентальную Европу. Прежде всего в Данию, которой, как вы знаете, формально принадлежат наши острова. Датчане нам друзья, однако фарерцы ощущают себя отдельным народом.
На островах люди тесно связаны друг с другом, они дружат и работают рука об руку. И отдыхают тоже. В выходной ты можешь отправиться в горы — они небольшие, но есть, или на скалы, можешь выйти в море просто так или на рыбалку.
— Рыбачить умеют все?
— Естественно. С самого маленького возраста. Как только ребенок способен держать удочку в руках — его берут с собой в море.
— Слышал о фарерской традиции массового убийства дельфинов…
— Да, мы убиваем черных дельфинов, так называемых гринд, а потом их едим. Может, другим народам это кажется необычным или ужасным, однако это часть фарерской культуры, которая берет начало еще в 13 веке. А кроме того, это прекрасная возможность обеспечить жителей островов едой. На Фарерах не растут ни овощи, ни фрукты, основную часть рациона составляют мясо и в особенности рыба. Так что китобойный промысел — это во многом вынужденная мера. Сейчас, вероятно, и нет, но раньше без него люди попросту голодали бы.
— Ты хоть раз участвовал в этом?
— Да, иногда я это делаю. Мне нравится. Как только становится известно о появлении стаи, люди собираются, выходят в море и загоняют его в специальные места около берега. Затем убивают, делят и забирают гринд домой. Мясо хранится в семьях, в магазинах оно не продается.
Знаю, что многим это не нравится. Проходят даже массовые акции протеста. Есть такой человек, англичанин Пол Уотсон, он работал в “Гринписе”, приехал на острова в 70-х и создал целое общество по охране морских животных. Его демонстрации иногда выходят за рамки мирных, но большинство людей не видят в этой традиции ничего плохого. Благодаря ей мы можем ощущать себя фарерцами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь