КУБОК ДЭВИСА. По-стахановски досрочно

13:54, 7 апреля 2003
svg image
871
svg image
0
image
Хави идет в печали

Поспешай не торопясь

Эмоциональной температуры, присущей стартовым поединкам самого значимого командного турнира в мире тенниса, в час дня пятницы на минских кортах явно не хватало: на первую встречу теннисисты вышли практически при пустых трибунах. Ничего не поделаешь, середина рабочего дня подразумевала дефицит болельщицких флюидов. К счастью, с течением времени людской поток заполнил собой три четверти мест, и антураж встречи получил некоторое завершение.

Как известно, Кевин Улиет — типичный парный игрок, со всеми необходимыми атрибутами этого амплуа. Последний одиночный матч зимбабвиец играл около полугода назад, да и специально “одиночку” не тренирует. Нетрудно было предположить, что в противостоянии с искушенным бойцом элитной дивизии АТР Максимом Мирным шансов у него немного. Прежде всего из-за отсутствия навыков к гибкой смене тактического рисунка в “синглах” высокого уровня.

Так оно и вышло. Надо отдать должное Максиму, он не бросился, сломя голову, вышибать дух у заведомого аутсайдера. Как ни крути, а Улиет представлял собой “темную лошадку”, от которой можно ждать неприятных сюрпризов (15-й парный рейтинг за красивые глаза не получают). Мирный присматривался к нему на протяжении шести геймов: прощупывал и выявлял слабые болевые точки. Ими оказались невысокая двигательная активность, неодинаковая эффективность ударов справа и слева (достаточно типичные недостатки среднестатистического “парника”), а также нестабильность первой подачи. Все это вкупе трансформировалось в счет первой партии — 6:3. Мирный собирал дивиденды, по максимуму используя убойную подачу и частые выходы к сетке. Кстати, последние не всегда характеризовались безукоризненным исполнением, но даже половины успешных хватало для ощущения явного превосходства.

Похоже, в ходе второй партии Улиет постепенно вошел во вкус и почувствовал некоторые нюансы одиночного поединка. В его действиях с каждым розыгрышем сквозила нарастающая осмысленность, грозящая к третьему сету явить поединок равного с равным. Только вытащенный на зубах тай-брейк второй партии позволил Мирному обезопасить себя от перевода матча в долгоиграющую стадию. В то же время такая развязка несколько убавила ретивый пыл соперника, который в третьем сете попытался просто подержать счет, не давая Максиму возможности уйти в отрыв. Правда, белорус в этом намерении не особенно усердствовал. Мирный не старался навязывать зимбабвийцу игру первым номером, а сосредоточился на эффективном использовании возможных ошибок соперника. И они не заставили себя долго ждать. Ведя в счете 5:4, Мирный настолько удачно несколько раз принял подачу, что Кевин откровенно растерялся. А когда Максим великолепным ударом слева по линии впечатал мяч в корт, тот и вовсе пал духом. Запас прочности тоже имеет свой предел.

Одной левой

Черная повязка, фиксирующая связки локтевого сустава, подтвердила существенные проблемы с подающей рукой у Владимира Волчкова, вышедшего на второй матч пятницы. Незалеченность травмы вынуждала нашего теннисиста открыто страховаться при вводах мяча в игру. Как следствие — подача белоруса была значительно мягче, приобретя характер зависания. В первой партии это стало тем самым краеугольным камнем, на котором построил дебютный успех Уэйн Блэк. Невероятно, но факт: в ходе стартового сета зимбабвиец взял три подачи Волчкова! Но и Владимир на приеме, когда не надо было заботиться о поврежденной руке, действовал более уверенно, отвечая противнику тем же. Такой своеобразный “женский” теннис, когда преимущество получает принимающая сторона, длился вплоть до тай-брейка. Но в теннисной лотерее повезло Блэку.

Все говорило о том, что матч предстоит длительный. Это настораживало. Надо отдать должное белорусу: он словно забыл о своих проблемах. Его игра стала намного мощнее, удары, посылаемые слева и справа, ложились в углы корта, словно в лузы. Все перечисленное исполнялось на высокой скорости. Блэк старался отвечать тем же, ведь манерой поведения он чем-то напоминал Володю. В результате в награду за долготерпение зрители получили зрелище высокого сорта. Вдобавок сам Волчков в изрядной степени позаботился об остроте восприятия, внеся в течение поединка мощную эмоциональную струю. Всегда сдержанный, на этот раз белорус не скрывал всплески хорошего или, наоборот, плохого расположения духа. Победные возгласы активно перемежались с определенными междометиями, после которых ракетка неоднократно посылалась на встречу с поверхностью корта. Но испытанный “Вилсон” с честью сносил удары судьбы и хозяина. Доведя температуру кипения до необходимого градуса и словив недюжинный кураж, Волчков завершил почти трехчасовое противостояние в свою пользу.

Экспресс-комментарии

Сергей ТЕТЕРИН (капитан сборной Беларуси):

— Счет 2:0 после первого дня говорит сам за себя. Теперь перед сложнейшим парным поединком, где за команду Зимбабве будет выступать очень сильный дуэт, у нас есть серьезный задел. Тем не менее приложим все силы, чтобы выиграть этот матч и решить задачу выхода в плей-офф уже в субботу. Одиночные пятничные игры получились очень тяжелыми, с напряженной внутренней драматургией каждой встречи. Рад, что ребята сумели выстоять и не позволили ни на минуту усомниться в своем превосходстве.

Максим МИРНЫЙ:

— Покрытие, которое имеется в нашем Дворце тенниса, исключительно подходит к игре Кевина Улиета. Он здорово подавал, а также уверенно действовал с лету. В противовес я пытался уйти от шаблонов, пробовал сыграть нестандартно: в каком-то моменте обвести, где-то бросить “свечку”. Будь ковер другим, справился бы с зимбабвийцем с гораздо меньшими затратами.

Владимир ВОЛЧКОВ:

— С Уэйном Блэком мне было сложно играть психологически. Дело в том, что в очных встречах “челеджеров” и турниров АТР я в большинстве случаев уступал зимбабвийскому теннисисту. Его манера действий не очень привычна, поэтому постоянно испытываю некий дискомфорт. Такое же ощущение продолжалось весь первый сет, в котором уступил на тай-брейке. После чего мы с Сергеем Семеновичем пришли к выводу, что, пожалуй, не стоит вести матч первым номером. Родная стихия Блэка — это контратака, игра в два-три удара, и давать ему свободно пользоваться основным оружием не стоит. В свою очередь постарался втянуть его в длинные розыгрыши, сбил привычный для Уэйна темп, заставил противника самому совершать атакующие действия. Судя по всему, такой поворот событий стал для него неожиданным, и до конца встречи он не смог перестроиться. По поводу моих нечастых выходов к сетке скажу лишь одно: я часто сравниваю себя с танцором, который соизмеряет движения только с музыкой. В теннис я играю исключительно по наитию, слушаю некий внутренний голос. Если он скомандует выйти к сетке — выйду, и это будет иметь успех. Но в противостоянии с Блэком такой тактический прием не был востребован. Игра с лету в отличие от Максима не моя стихия, а рисковать не хотелось. Если и были невынужденные ошибки, то их причину следует искать исключительно в области психологии. У игроков первой сотни на тренировках уже набиты миллионы различных ударов. Вот было бы забавно, если бы они и на соревнованиях забивали все подряд, правда? Но этого ведь не происходит, хотя технически такие игроки умеют все. Эмоции захлестывают, эмоции… Весь матч провел на нерве, причем позволил это себе сознательно. В спокойном настрое у меня ничего путного не вышло бы, необходим был встряхивающий момент.

Грейг РОДЖЕР (капитан сборной Зимбабве):

— Мои ребята действовали хорошо, но белорусы — просто здорово. Это был зрелищный теннис, в котором победы достались сильнейшим.

Кевин УЛИЕТ:

— Решающим фактором в матче с Мирным стала более мощная подача Максима. Против нее сложно найти противоядие.

Уэйн БЛЭК:

— Давно знаю Владимира Волчкова, и его хорошая игра не стала для меня сюрпризом. Переломным назову четвертый сет, когда вел 4:3. Поначалу выиграл подачу соперника, но судья на вышке усмотрел какую-то помеху, и очко переиграли. Во второй попытке белорус шансов не оставил.

Единство противоположностей

По поводу выставления против заведомо более сильного противника нашей боевой пары Мирный — Волчков в кулуарах высказывались разные мнения. Кто-то считал, что Тетерин делает правильно, надо постараться зацепиться за субботнюю победу, дабы досрочно решить судьбу всего матча. Оппоненты говорили: зачем ломать себе шею и стараться выполнить практически невыполнимое? Не лучше ли бросить в бой против Блэка — Улиета нашу вторую пару Швец — Скрипко? Выиграть-то они не выиграют, но уж нервы зимбабвийцам потрепят, физически измотают. А Владимир и Максим в это время отдохнули бы. Как бы то ни было, но капитан нашей команды принял однозначное решение и, как показала жизнь, не ошибся.

В мощи африканского дуэта зрители смогли убедиться с первых минут парной встречи. Соперники белорусов действовали очень слаженно, каждый из них четко знал свои функции и в чужой огород не лез. На своих подачах у гостей было припасено с десяток домашних заготовок, номера которых подающему на пальцах за спиной показывал игрок у сетки. Наши теннисисты поначалу пытались разгадать, точнее, предугадать шаги зимбабвийцев, но затем решили не подстраиваться под противников, а конструировать игру. В первом сете четко обозначилось стремление Волчкова самому завершать атакующие действия белорусского дуэта. Несколько перетянув одеяло на себя, Володя стал ошибаться в простых (для парника) ситуациях. Ничего удивительного, игру-то он, по большому счету, еще не почувствовал. Более опытный в состязаниях дуэтов Максим Мирный не стал выговаривать партнеру. Просто он видел поединок как бы двумя парами глаз, примеряя на себя ощущения Волчкова. Макс полностью контролировал игру, раз за разом подсказывая партнеру, когда пропустить мяч, уходящий в тоненький аут, когда сыграть по месту. Постепенно совместные действия белорусов приобрели основательную цельность. Правда, на тот момент они уже уступали один сет, зато во втором не оставили соперникам ни шанса — 6:3.

Но Блэк и Улиет — ребята опытные. Почувствовав, что инициатива постепенно ускользает, они не дали хозяевам возможности закрепиться на завоеванном плацдарме, совершив в третьей партии настоящий блицкриг. Не прошло и 20 минут, как гости вели 4:1. В этой ситуации лучшее, что могло нам светить, — выматывающий пятисетовый поединок. Сразу вспомнились высказывания ратовавших за отдых Мирного и Волчкова: нервов и сил уже потрачено достаточно, а будет ли результат?

В отличие от сторонних наблюдателей теннисисты не могли позволить себе роскошь отвлеченных рассуждений. Они выдали конкретику, от которой голова пошла кругом. Должок зимбабвийцам вернули с процентами: шесть выигранных геймов подряд против одного. Оправиться от такого нокдауна смог бы не каждый, но Уэйн и Кевин сумели. В четвертой партии завязалась бескомпромиссная борьба, в которой верх вполне мог оказаться за гостями. Белорусы непозволительно далеко отпустили конкурентов, и при счете 5:4 на подаче африканцев у гостей даже был сетбол. К счастью, он оказался отыгран, и теперь хозяева в свою очередь были в шаге от победы, не реализовав два скрытых матчбола. Пришлось выявлять сильнейшего в серии “теннисных пенальти”. В тай-брейке наш дуэт смотрелся мощнее.

Экспресс-комментарии

Сергей ТЕТЕРИН:

— Задача решена: мы третий раз выходим в плей-офф Мировой группы. Если оценивать действия наших игроков по пятибалльной системе, то смело ставлю им по “пять с плюсом”. Против нас действовал один из сильнейших в мире дуэтов, сыгранный и опытный. И в таком напряженном поединке, когда гостям победа нужна была как воздух, Волчков и Мирный оказались сильнее. Думаю, в основе субботней виктории лежало единение игроков, их монолитность. Они были заряжены одной идеей — выиграть любой ценой. И счастливые моменты поединка, и его неудачи ребята переживали только вместе.

Максим МИРНЫЙ:

— Во втором сете отчетливо почувствовал, что можем победить. В итоге удалось нейтрализовать сильные стороны зимбабвийской пары. Такие победы запоминаются навсегда.

Владимир ВОЛЧКОВ:

— Вновь провел матч на сильном эмоциональном накале. Максим в этом плане гораздо сдержаннее. Мы вообще по жизни совершенно разные люди, особенно в плане психологии. И если при этом получается добиваться каких-то успехов, что может быть прекраснее?

Матчи третьего дня принципиально ничего не решали, тем не менее выделим первую победу в формате Кубка Дэвиса 16-летнего Александра Скрипко, переигравшего лидера гостей. Встреча Владимира Волчкова носила скорее выставочный характер. Таким образом, сборная Беларуси в сентябре этого года проведет игры плей-офф за выход в Мировую группу. Нашего соперника определит слепой жребий. Потенциально им могут стать сборные Румынии, Голландии, Великобритании, Бразилии, США, Бельгии, Германии и Чехии. Как говорится, выбирай на вкус.

КУБОК ДЭВИСА

1-я Евро-Африканская группа

2-й круг

Беларусь — Зимбабве — 4:1. (М.МИРНЫЙ — К.Улиет — 6:3, 7:6 (7:4), 6:4. В.ВОЛЧКОВ — У.Блэк — 6:7 (4:7), 6:4, 6:2, 7:5. МИРНЫЙ / ВОЛЧКОВ — Блэк/Улиет — 5:7, 6:3, 7:5, 7:6 (7:4). А.СКРИПКО — У.Блэк — 6:3, 6:3. В.ВОЛЧКОВ — Г.Тонгуна – 6:1, 1:2, отказ Волчкова).

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?