Почему мы их теряем? Иногда они прощаются

22:20, 6 июля 2017
svg image
1080
svg image
0
image
Хави идет в печали

“ПБ” писал о 18-летнем полузащитнике в предыдущем номере, и его история вызвала резонанс. Имя и фамилию второго — 19-летнего Николая ПРУДНИКОВА — вы тоже могли встречать. Мы рассказывали про него раньше, упомянув в числе других уроженцев Беларуси, которые учатся футболу за рубежом.
Но то, что Николай уже готов упорхнуть из академии Чертанова и побывал на просмотре в “Зените”, стало новостью. Причем если Капленко только собирается принять российское спортивное гражданство, то Прудников уже заигран за соседские сборные младших возрастов. Иными словами, наша страна теряет перспективных футболистов. Как так получилось, кто виноват и что делать — в этом “ПБ” и попытался разобраться.

Второй Прудников

Есть смысл напомнить уже известные факты биографии Прудникова и дополнить их малоизвестными. Родился Николай 1 января 1998 года в Шклове. Там и начал постигать азы игры, пока не исполнилось тринадцать и перспективного паренька не отдали в могилевскую СДЮШОР-7 к тренеру Михаилу Юркевичу. Следующим логическим шагом в юной карьере стало подписание контракта с “Днепром”. Из могилевского клуба нападающего начали привлекать в юношескую сборную Беларуси. Чтобы вы примерно представляли уровень игрока, уже тогда его сравнивали по потенциалу с Виталием Лисаковичем.
Но в 2013-м парень вместе с родителями решил развиваться по иному сценарию и отправился в академию Чертанова. Среди воспитанников этой альма-матер — Кульков, Колыванов, Чугайнов, Билялетдинов… В Чертанове Прудников рос, колотил голы на юношеском уровне. Это не осталось незамеченным российской сборной U-17. За оформлением нужных документов дело не стало, и уже в 2015-м Николай съездил на юношеский чемпионат мира в Чили. Его новая команда уступила там в 1/8 финала эквадорцам.
Зимой 2016-го Прудников засветился на мемориале Гранаткина, где россияне стали третьими. А вскоре дебютировал и на взрослом уровне: Чертаново выставляет команду в третьем российском дивизионе. Прошлый же сезон нападающий отыграл “по мужикам” полноценно и даже стал лучшим бомбардиром зоны “Центр” с 12 мячами. Минувшей осенью Прудников вместе с российской сборной U-19 поучаствовал и в отборе чемпионата Европы. Интересно, что в отличие от белорусской команды в следующую квалификационную стадию прорваться ему не удалось.
Сообщение “Прудников едет на сборы с “Зенитом” вызвало в среде российских болельщиков ажиотаж. Ведь нетрудно было спутать Николая с другим Прудниковым — Александром, выступающим за “Анжи”. Что ж, пора привыкать, что Прудниковых в российском футболе уже два…

Зачем закрыли УОРы?

В Шклове Николай начинал заниматься футболом у Евгения МОЛЧАНА. На просьбу поговорить о воспитаннике первый тренер откликнулся без промедлений.

— Каким Прудников был в детстве?
— Легко обучаемым — все впитывал как губка. Координированным — мог сделать сальто. А еще молчаливым, целеустремленным, ответственным, трудолюбивым… До сих пор общаемся. Он уже тогда выделялся. Всегда был лидером. У меня занимались и ребята 1993 года рождения, в частности Максим Рыбаков, который сейчас в “Днепре”. Так Прудников тренировался вместе с ними. Помню, играли на лицензировании в Полоцке. Ребята 1994 года рождения, а он 1998-го. Выпустил на замену, так он за пятнадцать минут забил и заработал пенальти. Неординарный парень. Всегда любил обыгрывать соперников, я это только поощрял. Очень быстрый. У нас еще есть мальчик 2004 года рождения — Кирилл Цепенков. У него тоже двойное гражданство. Звали к себе “Краснодар”, “Спартак”… Но пока он остается в Беларуси.

— Почему Николай уехал в Чертаново?
— Наверное, уровень футбола и подготовка игроков в России на более качественном уровне. Мы ведь не ездим на зарубежные турниры. Это наша беда. Последний раз выбрались благодаря Артему Радькову и Саше Быченку в Вильнюс, другие люди помогли с поездкой в Нижний Новгород. Минчане отправляются на турниры, а для нас это проблематично. С деньгами дело обстоит не так хорошо. Хотя условия для подготовки тоже неплохие. Коля с родителями выбрали такой вектор. Все стремятся в Москву, сами понимаете.

— Как восприняли решение Прудникова выступать за сборную России?
— Ярчайший пример — Милевский. Был на матче Беларусь — Украина, когда болельщики вывесили негативный плакат в его адрес. Считаю, так реагировать неправильно. Человек выбирает, где лучше. Как и рыба — где глубже. Видите, парень сыграл на юношеском чемпионате мира. А у белорусской команды есть такая возможность? Еще одна беда нашего детского футбола — закрыли училища олимпийского резерва, где можно было собирать детей из районов. Калачев, Булыга, Павлов — все выходцы из УОРа. Я там тоже учился. А сейчас некуда передавать ребят. Отправлять в Минск в академию? Мне кажется, это ширма. Меня как детского тренера там многое не устраивает. Должна быть своя система, а мы берем ее то у голландцев, то у немцев, шарахаемся. Лучше бы нас, детских тренеров, собирали и учили. Последним, кто помогал, был Юревич — спасибо ему. Лет пять назад организовывал курсы. В Минске люди, понятно, общаются. А кто учит в районах? Хотя желающих заниматься много. Ну а так, конечно, хотелось бы, чтобы Коля играл за сборную Беларуси. Родина есть родина. Но, видите, как в жизни выходит.

— Прудников заключил контракт с “Зенитом”?
— Не знаю. Наверное, заключит. Недавно переписывались. Пока молчит. Знаю, что им интересуются “Локомотив”, “Динамо”, “Урал”… На меня тоже выходили. Хотя я в это не лезу. Подрастают новые мальчишки, и неплохие. Но пока не создадим условий, думаю, они будут уезжать.

Удержать невозможно

Встает ребром вопрос: а все ли было сделано, чтобы сохранить парней для белорусского футбола? И здесь уместно обратиться к тренерам наших сборных младших возрастов. В команду ребят 1998 года рождения Прудников приезжал к Михаилу МАРХЕЛЮ.
— Отлично помню этого парня. Когда он вызывался, сборная только начинала. Провел два товарищеских матча с киприотами. А потом уехал в Россию. Очень жаль. Перспективный нападающий, что, собственно, и доказал хорошей игрой за сборную России U-17 и U-19. Увы, если родители захотели переехать, мы ничего не можем поделать.

Капленко по возрасту подходит юниорской сборной Беларуси (U-19). Команду возглавляет Роман КИРЕНКИН — ему и слово.
— В 2015 году я принял команду. Мы создали расширенный список кандидатов. В него входили и Капленко, и Ермакович. Оба тогда обучались в академии “Краснодара”. Я пытался выйти с Капленко на связь, но не получилось. Позже мы встречались с отцом Кирилла — это было еще до “Зенита”. Уже тогда он сказал, мол, мы попытаемся зацепиться в России, получить там гражданство. В общем, если Ермакович изъявил желание выступать за Беларусь, то с Капленко другая история. Никого насильно не можем удерживать. Время покажет, кто прав. Вообще есть разные примеры. Каждый человек хозяин своей судьбы.

Жаль терять

Впрочем, по потенциалу Капленко и Прудников могли бы выступать уже и в “молодежке”. Так что комментарий ее главного тренера Людаса РУМБУТИСА будет тоже не лишним.

— Вы знакомы с Капленко и Прудниковым?
— С Капленко да, с Прудниковым нет.

— У Кирилла большое дарование?
— Парень перспективный, должен вырасти в футболиста высокого уровня. Какого именно? Как минимум это национальная сборная Беларуси.

— Он хочет состояться в России.
— Насчет российской сборной сложно говорить. И вообще рано загадывать. В моей практике столько было интересных ребят… В юности творят чудеса, а сейчас играют во второй лиге. Где-то физиология до конца не сформирована, где-то другие причины. Капленко получил хорошее обучение, у него зрелое понимание игры. Все остальное — авансы.

— Что заставляет белорусов переходить в другие сборные?
— Во-первых, надежда, что, играя за Россию, можно добиться большего в футболе. А во-вторых, чисто меркантильные дела. Известно, что в премьер-лиге своим игрокам проще, чем легионерам. Паспорт помогает обойти лимит, местным футболистам платят очень хорошие деньги.

— Надо ли эти примеры Капленко и Прудникова трактовать так, что белорусские тренеры просмотрели таланты?
— Нет, так нельзя. Могу ошибаться, но, по-моему, бюджет “Зенита” больше бюджета всего белорусского спорта. Вот и судите. И потом мы же общались с отцом Капленко. Я говорил: пусть приезжает, он нужен команде. Сыграем с Россией, с Сан-Марино — не спешите со сменой гражданства. Они отказались, сославшись на экзамены и отъезд с “Зенитом” на сборы. Обещали потом перезвонить, но…

— Ваше отношение к смене спортсменом паспорта?
— Помните, как говорил Максим Ромащенко? Что в сборную всегда приезжал с воодушевлением. Украинец, это пример обратного свойства. Он стал белорусом потому, что по тем временам в сборной Украины шансов у него не было. А Капленко и тот же Прудников… Никого не могу осуждать. Но все же остаюсь сторонником, что белорус должен играть за Беларусь. Жалко, что таких игроков теряем.

Сложный вопрос

Как вообще нужно относиться к тому, что футболисты меняют сборные? Ведь процесс этот даже у нас двусторонний. Вот что думает по этому поводу главный тренер “Белых крылаўИгорь КРИУШЕНКО:
— Есть две ключевые предпосылки к смене спортивного гражданства. Во-первых, если ты принадлежишь к могучей футбольной нации и просто не можешь пробиться в состав сборной. Тогда рассматриваешь другие варианты — с целью пусть таким образом, но попытаться добиться успеха на уровне национальных команд. Это путь нашего Ренана Брессана и многих других бразильцев. Наш Кирилл Капленко относится к другой категории спортсменов. К той же, что и Артем Милевский. Ими движет желание попасть на топ-турнир — и понимание, что с другой сборной это будет сделать проще.
Как к этому относиться? Сложный вопрос. Не хочу быть категоричным и кого-то осуждать. К тому же, по моим ощущениям, в Беларуси такие миграционные процессы не очень распространены. Наверное, каждый случай здесь надо рассматривать индивидуально. Да, с одной стороны, патриотизм, родина, страна, которая тебя воспитала. С другой — мир глобализируется и границы стираются. Все зависит от конкретного человека, который распоряжается своей жизнью. Если он решает поменять паспорт, повлиять на это очень тяжело. Здесь мало усилий национальной федерации — желания в таких вопросах должны совпадать.

Впрочем, и Прудников, и Капленко окончательно для белорусского футбола еще не потеряны. Как гласит устав ФИФА, футболист может поменять ассоциацию, если он не заигран за национальную сборную в официальных матчах. С небольшим уточнением: на время первого выступления за нынешнюю ассоциацию он должен иметь и гражданство той сборной, за которую желает играть. Дорастут ли парни до главной сборной России? И, если нет, захотят ли возвращаться туда, откуда уезжали?

БЫЛИ НАШИ

Артем МИЛЕВСКИЙ
Родился 12.01.1985 в Минске. Воспитанник футбольной школы “Смена” (Минск). Уехал в Киев в 2000-м, там и получил украинский паспорт. За сборную Украины провел 50 матчей.

Сергей ГОРЛУКОВИЧ
Родился 18.11.1961 в деревне Боруны Ошмянского района. Воспитанник могилевской СДЮШОР-7. Российский паспорт получил с распадом СССР. За сборную России провел 17 матчей.

Дмитрий ВОРОБЕЙ
Родился 10.05.1985 в Мозыре. Воспитанник мозырской СДЮШОР. Уехал в Киев вместе в Милевским, тогда же получил украинский паспорт. За молодежную сборную Украины провел 26 матчей.

СТАЛИ НАШИ

Андрей СОСНИЦКИЙ
Родился 8.11.1962 в Советске Калининградской области. Воспитанник ДЮСШ (Советск). Белорусский паспорт получил с распадом СССР. За сборную Беларуси провел 4 матча.

Сергей ГЕРАСИМЕЦ
Родился 13.10.1965 в Киеве. Воспитанник киевской школы “Юный динамовец”. Белорусский паспорт получил с распадом СССР. За сборную Беларуси провел 25 матчей.

Александр ТАЙКОВ
Родился 9.03.1970 в Горьком. Воспитанник ДЮСШ-8 (Горький). Белорусский паспорт получил с распадом СССР. За сборную Беларуси провел 13 матчей.

Радислав ОРЛОВСКИЙ
Родился 9.03.1970 в Краснодаре. Воспитанник ШИСП (Ставрополь). Белорусский паспорт получил с распадом СССР. За сборную Беларуси провел 26 матчей.

Евгений КАШЕНЦЕВ
Родился 12.03.1971 в Барнауле. Воспитанник ДЮСШ “Темп” (Барнаул). Белорусский паспорт получил с распадом СССР. За сборную Беларуси провел 10 матчей.

Мирослав РОМАЩЕНКО
Родился 16.12.1973 в Павлограде (Украина). Воспитанник ДОШИСП (Днепропетровск). Белорусский паспорт получил в 1992 году. За сборную Беларуси провел 15 матчей.

Борис ГОРОВОЙ
Родился 8.04.1974 в Ленинграде. Воспитанник ДЮСШ “Торпедо” (Таганрог). Белорусский паспорт получил в 1997 году. За сборную Беларуси провел 3 матча.

Максим РОМАЩЕНКО
Родился 31.07.1976 в Павлодаре (Украина). Воспитанник ДОШИСП (Днепропетровск). Белорусский паспорт получил в 1994 году. За сборную Беларуси провел 64 матча.

Роман КИРЕНКИН
Родился 20.03.1981 в Волгограде. Воспитанник харьковского спортинтерната. Белорусский паспорт получил в 2001 году. За сборную Беларуси провел 5 матчей.

Филипп РУДИК
Родился 22.03.1987 в Ленинграде. Воспитанник футбольной школы “Смена” (Санкт-Петербург). Белорусский паспорт получил в 2007 году. За сборную Беларуси провел 4 матча.

Ренан БРЕССАН
Родился 3.11.1988 в Тубаране (Бразилия). Воспитанник “Атлетико Сидаде” (Тубаран). Белорусский паспорт получил в 2011 году. За сборную Беларуси провел 26 матчей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?