Экзотика. Солнце, песок, музыка, футбол...Экс-вратарь минского “Динамо” и сборной работает тренером в пляжном московском “Спартаке”

22:05, 27 июля 2017
svg image
1167
svg image
0
image
Хави идет в печали

Став тренером, помогал Игорю Криушенко в российской “Сибири” и узбекском “Шуртане”. А сейчас пробует себя в пляжном футболе: работает с вратарями в московском “Спартаке”, ассистируя еще одному белорусу — Руслану Пернаю. В одну из побывок на родине Варивончик и рассказал “ПБ” о своей интересной судьбе.

По колено в песке

Последний поворот в карьере Варивончика, пожалуй, самый любопытный и неожиданный. Интересно, как его занесло в пляжный футбол?
— Банальная история: в 2015-м тогдашний тренер сборной Беларуси по пляжному футболу Руслан Пернай пригласил поработать с вратарями на Суперфинале в Эстонии. Знаком с ним до этого не был. Как и с пляжным футболом. Разве что видел несколько тренировок моего товарища Саши Богайчука. Не более того. Было свободное время, откликнулся. Тот же футбол, но есть особенности. Попал с корабля на бал. Увидел шестерку команд, которая заправляет в Европе. Солнце, песок, зрители, музыка, акробатические приемы… Захватывает. За неделю вник в специфику. Тайком смотрел тренировки сборных Португалии, Италии. Втянулся, понравилось. На следующий год поступило предложение поработать в российском клубе. За неимением хороших вариантов в большом футболе, в частности в белорусском, поехал в Москву.

Понятно, что у пляжного и большого футбола полно отличий. Но в чем главные из них?
— Основная сложность — песок. Ведь всю жизнь играл на траве. Мяч застревает, по-другому отскакивает. Сразу, конечно, было непросто. Еще одно отличие: здесь намного меньше коллектив. Пляжный футбол как большая семья, в которой все друг друга знают. Новичков мало, брать неоткуда. Хотя сейчас уже открылись школы, появляются новые команды. Как в хоккее, в пляжном футболе смены по минуте-полторы. Выдержать больше на “максималке” на песке трудно. Ну и правила особенные, конечно. Когда хочешь, можно поменять вратаря. Любой фол — штрафной удар. Грубое нарушение — двухминутный штраф.
Но в целом кто умеет играть в обычный футбол, тот проявит себя и в пляжном. К песку привыкнешь, если есть желание и футбольный интеллект. Тот же Кантона играл — никаких проблем. Сейчас вот в питерский “Кристалл” из большого футбола пришел известный вратарь Герус. Сразу все стало получаться.

Кажется, голкиперу в пляжном футболе сложнее, чем в обычном. Большие ворота, малая площадка, отскок…
— Вратарю сложно в любом футболе. Как и в хоккее, гандболе. Профессия вообще неблагодарная. В пляжном футболе три тайма по двенадцать минут выдержат не все. Каждая тренировка, матч — чуть ли не по колене в песке. Другой шаг, другой прыжок… Упражнения отличаются от тех, что давал в большом футболе. Песок может попадать в глаза. Неудобно. Но ребята терпят. Большой плюс, если есть два равноценных вратаря. У нас в “Спартаке”, пока Леше Зуеву делал операцию, другой парень взял на себя нагрузку. В пляжном футболе вратарь должен уметь играть ногами, жонглировать. Когда такой голкипер есть, вокруг него строится игра, наигрываются схемы. Ловить мячи — это только пятьдесят процентов успеха.

В пляжном футболе Варивончик, получается, уже два с половиной года.
— В “Спартаке” по сравнению с Беларусью мне намного комфортнее. Работа приносит удовольствие. Люди хотят что-то сделать, нет подводных течений, камней. Все говорят друг другу в глаза: это черное, это белое… У белорусов другой менталитет. Зависть и корыстность уже поднадоели. Не сужу обо всей России — только о местах, где работал. Не видел такого, чтобы кто-то собирал сплетни, создавал группировки. У нас это есть.

Золото в воде

Футбольная судьба Варивончика интересна еще и тем, что он поработал в штабе двух последних тренеров национальной сборной — Александра Хацкевича и Игоря Криушенко.
— Конечно, они отличаются. Но замечу: это два отличных человека, которые умеют наладить контакт с разными людьми. Оба профессионалы. У Саши была сумасшедшая карьера футболиста. Как тренер смотрит вперед — берет в помощники иностранцев, применяет современные методы… С Хацкевичем дружим чуть ли не с детского футбола. На финише моей карьеры он предложил поработать в юниорской сборной среди ребят 1991 года рождения. Согласился, о чем не жалею. Переход из игрока в тренеры не потребовал паузы. Жаль, что Саше не дали времени поработать в национальной сборной.
Но в то же время рад за Криушенко. Игорь Николаевич — профессионал до мозга костей. Сидит вечерами, разрабатывает план на игру, досконально изучает соперника. Лично знакомы не были. Позвонил, встретились, он обрисовал ситуацию… Хотя на то время я уже дал добро Саше, что пойду в “Витебск”. Обдумал все и решил принять вызов российского футбола. В “Сибири” за год сделали столько, сколько там и близко никто не делал.

И действительно: клуб под руководством белорусов вышел в премьер-лигу, финал Кубка России и еврокубки… А вот период в “Шуртане” у Криушенко и Варивончика получился не таким плодотворным.
— В “Сибири” не было никакой экзотики. Новосибирск — мегаполис, разделенный рекой. Всегда сравнивал его с Минском. Там замечательные люди. Заметил: в России чем дальше на восток, тем народ добрее, отзывчивее. Вспоминаются сумасшедшая жара в Хабаровске, перелеты.
С узбекским периодом не сравнить. Он нарисовался спонтанно. Кажется, Игорь Николаевич немного не туда поехал, куда надо. Предложений было много. Оказались в пустыне, в самой жаркой точке Узбекистана, недалеко от Афганистана. Пытались как-то себя занимать: ездили в горы, купались в реке, прячась от зноя. Вода ледяная — и в ней видна золотая стружка. Еще играли в теннис. Правда, из-за жары на корт выходили в полседьмого утра. Когда ехали играть в долину, в связи с какими-то политическими делами перекрывалось автобусное движение. Можно было добраться только на такси. На дороге десять такси подряд — команда едет на игру. Восемь часов в машине при жаре 40 градусов. Поесть негде. При этом результат давали. Обыгрывали местных грандов, народ был доволен. Но из-за задолженностей по зарплате за полгода пришлось покинуть команду.

Обычно, если помощник срабатывается с главным тренером, он следует за ним и дальше по карьере. Но в штабе “Торпедо”-БелАЗа Варивончик не обнаружился.
— Поработав вдали от родины, особо большого желания идти в Беларуси куда-то, кроме “Динамо”, не испытывал. Я динамовец. Если домой — то только в “Динамо”. Жодино и остальные клубы даже не рассматривал. Какой-то период времени трудился в дубле “Динамо”, в академии, в “Березе”. Это было замечательное время. Работа с Качуро и Ясковичем давала результат, дубль стал чемпионом. Ребята сейчас играют в основной команде. Это не только наша заслуга, но какой-то вклад внесли. Все до сих пор говорят: такого коллектива давно не было.

Ученик Чепчугов

За годы тренерской карьеры через руки Варивончика прошло много разных вратарей. Кто из них самый талантливый?
— Я и сейчас работаю с талантливыми голкиперами. Алексей Зуев в большом футболе выигрывал Кубок страны со “Спартаком”. Футболист сборной России по пляжному футболу. Павел Баженов прогрессирует, тоже кандидат в национальную команду. Приятно с ними работать. У нас едва ли не сильнейшие вратари в лиге, если не сильнейшие.
Запомнился и период в “Сибири”, когда из молодого, никому не известного Сергея Чепчугова получилось сделать вратаря уровня ЦСКА, лучшего голкипера и игрока ФНЛ того года. Радовался его карьере. Да, не получилось выйти из тени Акинфеева. Но не осуждаю, что он долго не уходил. Если решил так — значит, ему и его семье было комфортно. Договаривались: если мы с Криушенко примем какую-то команду, он к нам перейдет. Но не вышло. Наверное, у Сергея не было серьезного предложения. Или, может, не нашел тренера, к которому пошел бы. Но вот вернулся в родной Красноярск, посмотрим. Таких вратарей давно не встречал.

В “Сибири” Варивончик поработал и с поляком Войцехом Ковалевским, экс-игроком “Спартака”. Правда, в Новосибирске, помнится, у него были проблемы.
— Нет, какие проблемы? Хорошая зарплата, вовремя выплачивалась. Проблема была в его игре. Брали известного опытного игрока, а результата не было. Он допустил много ошибок. Хотя все сваливать на одного голкипера тоже нельзя. Надеялись, что он будет выручать. Не получилось. Видимо, это был закат его карьеры. После “Сибири” он особо нигде не выступал. В дубле минского “Динамо” еще поработал с Максом Хутко (сейчас в “Городее”), Артемом Белым (в “Ислочи”).

Одни на двоих фанаты

Многие большие клубы нередко берут под опеку команды из смежных, а то и отдаленных видов. Но “Спартак” — немного другая история.
— Мы в приятельских отношениях, но пляжный “Спартак” не входит в структуру большого “Спартака”. Там “Лукойл”, у нас частный спонсор. За право пользования брендом были заплачены деньги. Конечно, мы ходим на игры на “Открытие Арену”. Наши футболисты большие болельщики. Знаю, есть задумки и касательно совместных акций. А так все разное.

Хотя фанаты большого “Спартака” поддерживают и другие команды того же бренда.
— Фанаты приходят. Не знаю, откуда они. Однажды на дерби с ЦСКА собрался полный сектор — думаю, там были в том числе фанаты большого “Спартака”. Антураж сильный. Только в России ощутил, как люди могут фанатеть. Они готовы даже разорвать отношения с близкими людьми, если те меняют клубные приоритеты. Само спартаковское движение распространяется на все виды. Могу с уверенностью сказать: это народная команда. “Спартак” любят. Даже в Санкт-Петербурге есть движение “Красный Питер”. Больше ни у кого не видел такой поддержки. Что до посещаемости в принципе, то в Москве и Питере футбол людям немного приелся. А в Саратове, Самаре на тур приходят по полторы-две тысячи зрителей.
Люди подтягиваются прямо с пляжей. Из-за музыки до игроков не докричишься. На трибунах — болельщики в плавках, купальниках и солнцезащитных очках. На песке — красивые голы и сэйвы вратарей. Площадка небольшая, так что красивые моменты встречаются намного чаще, чем в большом футболе. Все совсем другое, и это подхлестывает. Вообще в России играют лучшие “пляжники” мира. Чемпионат однозначно сильнейший на планете. Практически все чемпионы мира там — бразильцы, португальцы, итальянцы… На родине у них нет таких заработков.

При этом условия у “пляжников” все равно не такие, как в большом футболе.
— По-хорошему удивило, что игроки, получая во много раз меньше, чем в большом футболе, разрываются, пашут и при этом молчат, не стонут. Поначалу многие имели другую работу. У одного парня была фирма по организации всевозможных праздников. Новый год — вообще его клондайк. Другой работал в банке. Многие трудились в школах — особенно там, где учатся дети состоятельных родителей, к примеру, на Рублевке. Сейчас же у нас профессиональный подход, все на контрактах. Парни играют разве что зимой, в отпуске — в “миник”, в 8 на 8.

По ощущениям, пляжный футбол уступает в популярности даже зальной версии игры.
— Абсолютно не согласен. Кто сказал, что он популярнее? Есть какая-то статистика? Я был на мини-футболе в России. Народу меньше. Хотя решающие матчи, может, и собирают большое количество зрителей. В общем, если пляжный и уступает мини- футболу, то незначительно.

Шестые в мире

Когда Пернай и Варивончик пришли в “Спартак”, команда возрождалась практически с нуля.
— Нет, как таковой “Спартак” был, но не играл в премьер-лиге. А потом пришел человек, который организовал все это дело, за что ему спасибо. Построил манеж, где тренируются почти все московские команды и ребятишки. Дети активно идут заниматься. Группы растут — и спартаковские, и частные. Все очень серьезно.

Не обладая топ-составом, в прошлом сезоне “Спартак” сработал здорово. Победа в чемпионате Москвы, 4-е место в чемпионате России… В таблице нынешнего первенства страны команда устроилась пока пятой. А в мае тоже не без успеха съездила на Кубок чемпионов.
— Год назад в чемпионате нам отводили 6-7-е места. А мы попортили нервы фаворитам. Многое ставим на этот сезон. Пока в таблицу можно не смотреть. Скоро новый тур в Москве, который все и определит. Думаю, все должно быть нормально. А Кубок чемпионов — это, конечно, антураж. Для меня турнир был в диковинку. 54 команды разыгрывают трофей в одном месте. В нынешнем году Кубок проходил в португальском Назаре. Интересно… С утра до ночи игры. Провели десять матчей. Немножко не хватило, чтобы подняться выше. Но стать шестыми в Европе — результат, считаю, на твердую четверку.

В пляжном футболе, как и в любом другом виде, не обходится без курьезных или экстремальных случаев.
— Курьезные голы сплошь и рядом. Песок, непонятный отскок… Доводилось видеть пляжный футбол и под проливным дождем. В конце матча он превращается в “миник”, потому что песок разбивается. В прошлом году в Самаре пришлось играть при температуре песка 43 градуса. Многие ребята перематывали ноги, получали ожоги. Площадку поливаешь — а она остывает через две минуты. Нужен специальный кварцевый песок, который не нагревается. А там был песок с набережной. Иногда игроки получают и тепловые удары, плывут. То же самое — обгорания. В Португалии хватило одного матча, чтобы наши игроки и тренеры сгорели.

Влюбился ли Варивончик за эти два с половиной года в пляжный футбол? И собирается ли возвращаться в большой?
— Влюбился сразу. Эта игра быстро развивается. Все говорят, что скоро ее хотят сделать олимпийским видом. Думаю, будущее хорошее. Народу на трибунах все больше. Трансляции, спонсоры, инфраструктура… Самое главное, появились специализированные детские школы. О большом футболе тоже не забываю. Все-таки жил в нем тридцать лет, прошел многое. Но о конкретном возвращении пока не думал. Будет предложение — рассмотрю.

На том наш разговор, который протекал в необычном месте — в кафе, прилегающем к ледовой коробке, и закончился. Пока мы общались, юный Захар Варивончик успел провести индивидуальную тренировку. Да-да, сын футболиста занимается хоккеем. Тоже экзотика…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?