КУБОК ДЭВИСА. ПЕРСОНЫ. Тарпищев строит теннисную Россию

15:06, 4 февраля 2004
svg image
858
svg image
0
image
Хави идет в печали

Причем оба вместе с экс-минчанином, а ныне помощником Тарпищева Сергеем Леонюком играли за одну команду, а противостояли им звезды российского тенниса Михаил Южный, Николай Давыденко и Игорь Андреев. Молодые напирали, не стесняясь использовали превосходство в “функционалке”, однако по количеству опасных моментов наблюдался как минимум паритет. Ветераны изящно комбинировали, демонстрируя редкостное взаимопонимание, а Тарпищев, будто выпускник копакабанской академии, то взрывался филигранным дриблингом, то изумлял безударными носковыми бросками мяча точно на ход партнерам.

После игры Шамиль Анвярович ТАРПИЩЕВ, президент Федерации тенниса России, выдающийся организатор и популяризатор элитной игры, верный данному ранее слову, пригласил корреспондента “ПБ” в раздевалку своей команды.

— Откуда у теннисиста такой футбольный дар?

— О, это моя вечная любовь!

— В далекие 70-е вы были игроком сборной СССР. Однако, несмотря на наличие в советской сборной отличных мастеров — от Метревели до Чеснокова, — команда России в Кубке Дэвиса достигла значительно большего.

— Ответ достаточно прост. Его легко проиллюстрировать цифрами. В Советском Союзе имелось 94 крытых корта, за год проводилось около 320 турниров. В прошлом году в России прошло 1057 соревнований, которые игрались на 378 кортах. В это число, разумеется, не входят тренировочные площадки.

В СССР теннис был камерным, никому не нужным видом спорта. Сейчас же у нас в возрасте до 16 лет более 14 тысяч теннисистов, имеющих карточку игрока. В Союзе было подготовлено 800 специалистов, в России — более восьми с половиной тысяч. В МосГАФКе мы открыли кафедру тенниса, издали трехтомное методическое пособие: от азбуки и школы тенниса до высшего спортивного мастерства. Удалось сберечь и развить богатейшую научно-методическую базу, накопленную с 1972 года. Все это вместе объясняет достижения и подъем российского тенниса.

— Чем обусловлена небывалая прежде массовость?

— Наличием определенных условий для занятий теннисом и его возросшей популярностью, вызванной в том числе и появлением доморощенных звезд, таких как Кафельников и Сафин. Массы создают звезду, звезда работает на массы! Прежде мы зазывали детей в теннис, но года три назад люди сами начали приводить своих чад в секции, и стал ощущаться дефицит кортов.

— В основной сетке открытого чемпионата Австралии нынче играли сразу 13 россиянок — 10 процентов сильнейших в мире. Впечатляет! У мужчин менее приятная для вас статистика.

— Во-первых, девочек легче тренировать. Во-вторых, люди, к сожалению для нас, ищут где лучше… За последние несколько лет 70 перспективных юных теннисистов уехали из России учиться и тренироваться в США. Там они получают стипендии и возможность играть в турнирах. Преимущественно это парни, родители легче отпускают их из домашних гнезд.

Чемпион Франции носит фамилию Сидоренко, Испании — Зверев, Германии — Кузнецов, США — Богомолов (речь — о юных игроках). Это о чем-нибудь говорит? Мы готовим кадры для других стран! Но осуждать людей нельзя. Надо создавать такие условия, чтобы они оставались дома. Для этого нужна новая законодательная база. Я помогал Фетисову готовить пакет законов, направленных, в частности, на решение этой проблемы. Однако от внесения законопроекта в парламент до его принятия обычно проходит года два, а это означает потерю темпа. За это время нас могут догнать конкуренты. Знаете, что сказал Троцкий на третьем съезде партии? “Тот, кто теряет темп, утрачивает идею!”

— И все же даже при таких потерях теннисная роль России растет. За счет чего? Ведь в Австралии, Швеции, Франции, Испании, Германии и массовость не меньше, и звезд хватает…

— У нас лучшая в мире методика выращивания игроков до 14-летнего возраста. И не оттого, что мы умнее других. Я уже говорил, что в Советском Союзе теннис был спортом камерным, мало кому понятным. Потому наиболее двигательно одаренных детей отдавали в гимнастику, фигурное катание, футбол, хоккей… Нам же приходилось думать, как сделать лучших из худших. Мы многому научились на этом пути. Например, установили, что такое основополагающее для тенниса качество как скорость можно развивать только в промежутке от 7 до 9 лет. Если это время упущено, настоящего игрока воспитать не удастся. Выносливость формируется до 16 лет. И так далее… А в названных вами странах специалистам не было нужды напрягаться: там уже имелась необходимая массовость, на фоне которой происходил естественный отбор.

Сейчас наша задача — выстроить теннисную вертикаль. Ее основой должны стать семь специализированных центров, которые мы планируем построить в различных регионах России (Подмосковье, Саранск, Новосибирск и т.д.) и за рубежом — в Юрмале и в Испании, в 30 километрах от Барселоны.

— Это потребует немалых расходов…

— Верно: базис есть — нужны инвестиции. Годовой бюджет американской федерации тенниса составляет 56 миллионов, а российской — всего три миллиона. Чтобы провести одного талантливого подростка через сложный возраст становления, нужно в год инвестировать от 30 до 50 тысяч долларов (парни обходятся дороже девушек). Был бы у нас бюджет в 50 миллионов, мы смогли бы поддерживать 300 юных игроков и, как следствие, задавить результатами весь мир. Пока же средств хватает только на 25 талантов. Ничего, есть ствол — вырастут ветви. Нужно только подкормить…

— У нас те же проблемы выражены еще острее…

— Мне нравится ваш теннис. Такие игроки, как Мирный и Волчков, просто так не появляются. Это результат определенного уровня развития. У вас и у нас одни корни. Все белорусские теннисисты росли в России, даже этот 15-летний мальчик, как его? Коротченя? Он же в наших турнирах крутится, как когда-то Волчков. Мы от вас ничего не скрываем…

— Но кубковый регламент не предусматривает ничьей и нивелирует разницу в длине скамеек. Тем более Сафин, вероятно, будет выхолощен австралийскими подвигами и сложным процессом реакклиматизации.

— Матч с Беларусью для меня 55-й в качестве капитана команды в Кубке Дэвиса. Больше в мировом теннисе провел только австралиец Фрэзер. А если брать по годам, то и он мне уступает. За это время столько было всяких ситуаций… Если увижу, что Сафин не готов, будут играть другие. Я же Мишу Южного в Париже поставил с холодной головой. А мне говорили: ставь Кафельникова!

— И это в финальном матче за Кубок Дэвиса! Великое соревнование крайне требовательно к условиям проведения матча.

— В Минске они идеальны — и размещение, и питание, и корт. Это уровень Мировой лиги. В частности, мы играли в Швеции, в Мальме, там было хуже.

— Значит, одну победу — над обстоятельствами — Беларусь уже одержала…

— Я не зацикливаюсь на исходе матча, хотя как капитан обязан найти оптимальное решение, и это держит в состоянии гигантского психологического напряжения. Но как президент Российской теннисной ассоциации точно знаю, что именно хочу построить. Удастся — и российскому теннису не будет равных в мире.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?