КУБОК ДЭВИСА. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Двое постояли за страну

15:19, 11 февраля 2004
svg image
5889
svg image
0
image
Хави идет в печали

В четверг школьный товарищ, которого много лет не видел, поинтересовался, выйдет ли на корт Кафельников и не стал ли Мирный хуже играть после венчания…

Но когда в субботу утром позвонила моя дорогая теща, которая к теннису не более близка, чем я к вышиванию крестиком, и спросила: “Как там Волчков?”, стало окончательно ясно: идеи Дэвиса живут и побеждают…

Прогнозы

После жеребьевки был убежден, что пятничным вечером мы будем иметь 2-0. Прочтя эти строки, многие хмыкнули: ишь, умник, сейчас, задним числом, каждый дурак стремится в прорицатели. Однако гениальное “мысль изреченная есть ложь” удерживало от публичных прогнозов.

Аргументы были элементарные: во-первых, Сафин не мог сдержать зевоту. И это не было игрой на публику. Частично устранить сонливость было еще возможно, но привести Марата в оптимальное состояние — вряд ли. Во-вторых, Андреев был сильно возбужден тем, что он, дебютант Кубка Дэвиса, назван первым номером команды и раздавал интервью направо и налево. Такая бесмыссленная трата энергии, как правило, здорово выхолащивает. В-третьих, самым спокойным и уверенным в себе из всех теннисистов Беларуси и России выглядел Волчков. Психолог нашей команды Николай Волков верно заметил, что обычно Вова немного волнуется, а тут — легок, улыбчив…

И хотя казалось, что у хитрющего Тарпищева длинная скамейка и богатый выбор тактических вариантов, на самом деле он вынужден был блефовать. И Тетерин это знал.

Владимир

О Мирном и Волчкове столько написано в эти дни и раньше, что в народе уже сложились вполне ясное представление об этих, без сомнения, замечательных парнях. Но когда есть прекрасный повод сказать еще пару добрых слов, грех его не использовать.

Володя удивил и не удивил одновременно. Мы и прежде знали, что он мужественный, преданный своей команде и любимому делу человек. Истоки этой преданности очевидны. Он обожает свою семью — отца, мать, сестру, а теперь и жену. Помню его интервью пяти-семилетней давности. На вопрос, как он любит проводить свое свободное время, Володя отвечал: “Совершать прогулки всей семьей”.

Потом в его жизнь вошла Ольга и стала тем ангелом-хранителем, который необходим мужчине, делающему трудную работу. Возможно, фантастический взлет Волчкова на “Уимблдоне”-2000 во многом был обусловлен именно началом их любви.

Ему везет на людей и не везет на события. В его теннисной судьбе огромную роль сыграли Вячеслав Коников, его первый тренер, и Сергей Леонюк. В семье Леонюка Володя два года жил и тренировался, находясь в Америке. И позже Леонюк, уже будучи в Москве влиятельным человеком, способствовал теннисному росту Волчкова. Володю включали в основную сетку “Кубка Кремля” и турнира в Санкт-Петербурге, когда он еще и близко туда не проходил. Тогда немало говорили, что Россия имеет виды на Волчкова, однако разговоры вскоре утихли: он продолжал самозабвенно играть за нашу команду в Кубке Дэвиса. Вероятно, свою роль сыграло тогда и расположение к Володе Александра Лукашенко…

Турнир, на котором он обречен показывать наивысшие результаты, — “Уимблдон”. В 1995-м он вышел в четвертьфинал юниорского соревнования, а в следующем году стал его чемпионом. В 1998-м, в 20-летнем возрасте, Волчков впервые прошел квалификацию и два круга основного турнира, и все мы ждали, что вот-вот начнется его головокружительный взлет. Однако прошло еще два долгих года, прежде чем он совершил тот фурор, о котором вспоминают до сих пор. Победив в трех квалификационных и пяти поединках основной сетки, Волчков повторил рекорд “Уимблдона”, установленный самим Джоном Макинроем в 1977-м. Остановить порыв Владимира смог в полуфинале только великий Сампрас, для которого “Уимблдон” так и остался турниром жизни.

Однако с тех пор успехи Волчкова были редкими, а травмы, к несчастью, стали постоянными спутниками Владиатора (так его стали называть после уимблдонской вспышки).

Сегодня Волчков снова заставил говорить о себе во весь голос. Его игра во встрече с Южным была по некоторым параметрам уникальна. Травмированная нога Володи была плотно упакована, что резко ограничивало его маневренность. Кроме того, чтобы исключить боль, ногу заморозили.

Володя действовал на корте с мрачной решимостью обреченного, как человек, знающий свой приговор, не делая ни одного лишнего движения, не тратя ни грана энергии сверх того, что необходимо для выигрыша в конкретной ситуации. Мячи, словно дрессированные тигры, послушно ложились у самых линий либо в углы площадки, которую занимал его российский приятель Михаил Южный.

Москвич, шокированный явлением Волчкова, никак не мог осмыслить это событие. Подспудно он наверняка ждал, что Вова вот-вот рухнет. А наш Вова доказал, что он еще и Владиатор, методично переигрывающий практически любого соперника. И мы снова верим в то, что он начнет планомерно подниматься на приличествующую его таланту и трудолюбию высоту.

В пресс-центр он пришел, опираясь на плечи доктора Игоря Головнева и психолога-массажиста Николая Волкова. На пресс-конференции Волчков еще раз продемонстрировал все грани своего человеческого дарования. Журналисты забросали вопросами его и капитана Сергея Тетерина, а о Максиме Мирном, сидевшем рядом, совсем забыли. Перед тем, как в очередной раз ответить, Владимир сказал следующее: “Хочу напомнить, что моя победа не имела бы смысла, если бы не Макс, который блестяще отыграл все три дня и принес два важнейших очка”.

В этом весь Волчков. И в том, что вы прочтете дальше, тоже.

Когда автор этих строк подошел к нему с поздравлениями, Володя спросил: “Помните, что сказали мне во время жеребьевки?” — “Конечно. Но неужели ты помнишь?!” — “Вы сказали мне: запомни, ты их сделаешь! И я их сделал!”

Максим

Был понедельник, 2 февраля. Шла вечерняя тренировка белорусской команды. На одной стороне корта — Максим Мирный, на другой — тренер сборной Владимир Перко и два юных теннисиста, привлеченных к подготовке команды — Сергей Бетов и Дмитрий Новиков. Макс беспощадно лупил по мячу, шлифуя подачи, удары с задней линии, выходы к сетке… Позади него, за пределами корта, стоял отец и изредка что-то говорил сыну. А тот давал команды-задания своим партнерам. Однажды он попросил, чтобы все трое набросили ему мячи для ударов с лета. На один из них Макс не успел и остался недоволен этим. Поглощенный тренировкой он, казалось, не замечал никого и ничего, кроме мяча и партнеров. Вдруг повернулся в сторону трибун, где на первом ряду сидела его мать, заскучавшая от тренировочного однообразия, и бросил ей мяч. Татьяна Васильевна встрепенулась, засмеялась и услышала шутливый упрек сына: “Мама, ты чего спишь? Ты должна все время быть в боевой готовности”. И потом Максим еще раз с улыбкой напомнил ей об этом. Сконцентрированный на тренировочной работе он краем глаза наблюдал за матерью и не давал ей отвлекаться, хоть изредка обращая на нее свое внимание.

За пять минут до окончания тренировки появились россияне во главе с Тарпищевым. Макс и бровью не повел, продолжая “гвоздить” мячи. Когда до шести вечера оставалась минута, он скомандовал партнерам: “Последняя подача!” И только выбрав все тренировочное время до донышка, собрал вещи в сумку и, все так же не обращая внимания на будущих соперников, подошел к маме и вместе с ней гордо удалился.

Заключительная пресс-конференция белорусской команды шла почти час. И тем не менее несколько журналистов попросили Мирного и Волчкова остаться и дать эксклюзивные интервью. Оба терпеливо, абсолютно без признаков недовольства, еще около часа отвечали на вопросы. Один из коллег, получив от Макса исчерпывающие ответы, минут через пятнадцать вернулся вновь: “Максим, извините, ваше интервью почему-то не записалось. Не могли бы вы уделить мне еще несколько минут?” И знаменитый теннисист, неимоверно уставший, имевший все основания отказаться, согласился выручить молодого корреспондента.

Особенно удивил Мирный на пресс-конференции после победы над Маратом Сафиным. Она началась за полночь. Отвечая на вопрос о кульминационных моментах поединка, Максим вдруг сказал: “Чем больше продолжался матч, тем сильнее меня охватывало необычайное чувство любви к своему городу, чувство благодарности к тем, кто остался в зале, несмотря на Вовину травму, верил и поддерживал нас. Их энергия помогла мне победить.”

Скажи он эти слова назавтра, можно было принять их в качестве дежурного реверанса. Но Макс их произнес сразу после победы, к которой он пробивался более четырех часов. В такие мгновения не до красивых поз.

Может, потому он такой сильный, что ему дано черпать добрую энергию и обращать ее во благо.

Тетерин

Сейчас капитан национальной команды по теннису, выступающей в Кубке Дэвиса, Сергей Тетерин возглавляет “Олимпийский спортивный комплекс “Раубичи”. Почему? Матчи Кубка Дэвиса проходят два-три раза в году, в остальное время и теннисисты, и капитан выполняют повседневную работу. У Сергея Семеновича она руководящая. Но даже самые высокие должности не погасят в нем теннисиста.

В юношеские и молодые годы Тетерин был классным игроком, призером юношеского чемпионата Европы в паре вместе с вышеупомянутым Сергеем Леонюком. И, кстати, тренировался в сборной СССР под руководством того самого Шамиля Тарпищева, который несколько дней назад был его соперником. Одну из самых значимых своих побед Тетерин достиг в составе сборной Беларуси, когда он вместе с Александром Демиденко, Сергеем Леонюком и Игорем Тихонко стал победителем Спартакиады народов СССР. То-то была сенсация!

В 1994 году после возвращения из Америки Сергей Семенович возглавил национальную команду, которая тогда только вступила на тропу розыгрыша Кубка Дэвиса. Под его руководством она вышла из третьей во вторую группу Евро-Африканской зоны. В середине 1996 года Тетерин отдал бразды правления и вернулся в команду через пять с половиной лет. Первый же выездной матч с Зимбабве тогда оказался провальным — 1-4. Зато пять последующих были неизменно победными (с Португалией — 4-1, с Израилем — 3-2, с Зимбабве — 4-1, с Германией — 3-2, с Россией — 3-2). Выигрыш на чужом поле у немцев в сентябре минувшего года позволил осуществить мечту — войти в Мировую группу.

А уж нынешнее противостояние с Россией стало апофеозом его капитанско-тренерской карьеры. Тетерин продемонстрировал глубокое понимание психологии, стратегии и тактики тенниса, острую интуицию.

В одной из телепрограмм ведущий с ехидцей вещал о “хитрой крестьянской улыбке” Сергея Семеновича. Но Тетерин в отличие от Тарпищева аккуратно приходил на пресс-конференции по итогам каждого из трех игровых дней и самым тщательным образом отвечал на вопросы белорусских и российских журналистов. При этом он ни разу не солгал, не схитрил! Уже в первый день по поводу травмы Волчкова Тетерин сказал, что перелома нет, не наблюдается и отека. Возможно, есть растяжение связок, возможно, надрыв. Он ничего не утверждал. Во второй день он подтвердил эту информацию и сказал, что медики делают все, что положено в таких случаях. На вопросы “кто будет играть завтра?” белорусский капитан в обоих случаях называл Мирного, а дальше ограничивался словами: “Утро вечера мудренее, утро покажет”.

Тетерин не вводил в заблуждение россиян и журналистов. Но ни один разумный человек не будет в такой ситуации раскрывать свои планы конкуренту. При чем здесь хитрость? Сергей Семенович поступил мудро: он не порол горячки, не спешил с выводами, терпеливо анализируя постоянно меняющуюся ситуацию. А специалисты тем временем готовили Волчкова. И когда его удалось не только подвести к игре физически, но и психологически, Тетерин нанес решающий удар.

Чтобы выяснить, каково сейчас состояние здоровья нашего героя и перспективы подготовки к битве с Аргентиной, корреспондент “ПБ” позвонил капитану сборной Беларуси Сергею ТЕТЕРИНУ.

— Оцените самочувствие Володи Волчкова.

— Не вдаваясь в научные определения, скажу, что у Володи в результате травмы во время матча с Игорем Андреевым произошли внутренние микронадрывы мягких тканей и повреждения голеностопных связок. Это очень болезненно, но не должно надолго выбить его из тренировочной и соревновательной колеи. Сейчас он ежедневно ходит в тренажерный зал и поддерживает физическую форму. Однако травмированную ногу мы не трогаем. Если все будет идти как надо, вероятно, уже на следующей неделе Вова начнет потихоньку играть в теннис.

— Изменится ли состав команды при подготовке к матчу с Аргентиной?

— Сразу после окончания чемпионата Европы по биатлону, который будет проходить у нас в Раубичах, я “сяду на телефон”, чтобы лично переговорить с нашими легионерами, по разным причинам пребывающими в США. Это Константин Зинченко, Максим Бельский, Евгений Михеев. В первую очередь хочу знать, в каком состоянии сейчас Саша Скрипко. Далее я планирую написать программу подготовки для юных ребят, привлеченных к работе перед матчем с Россией. Команда соберется на сбор в конце марта, примерно за десять дней до начала матча с Аргентиной. Все это время наши лидеры Максим Мирный и, надеюсь, чуть позже Владимир Волчков будут участвовать в турнирах АТП. Это лучший способ обретения и сохранения спортивной формы.

— Будет ли готовиться к схваткам с южноамериканцами Александр Швец?

— Планирую привлечь его к работе, возможно, в роли тренера.

— Корт в футбольном манеже останется до апреля?

— Нет, в манеже планируется проведение международного футбольного турнира. А нам корт раньше, чем через полтора месяца, не понадобится.

Виноват Ельцин

Начиналось все здорово. Улыбки, доброжелательность, футбол, интервью. Закончилось неоднозначно. Сберегли свое реноме только двое: капитан сборной России и одновременно президент Российской федерации тенниса Шамиль Тарпищев и дебютант российской команды Игорь Андреев. Ни лидер россиян Марат Сафин, ни проигравший Волчкову Михаил Южный, ни их коллега Николай Давыденко не вышли на церемонию закрытия матча.

На заключительную пресс-конференцию Тарпищев снова пришел только вместе с Андреевым. Шамиль Анвярович, как мог, защищал своих нерадивых подопечных от наскоков корифеев пера и микрофона. Он просил понять, что Южный получил тяжелую психологическую травму; что Сафин не мог играть в третий день, так как находился на грани физического истощения; что Кафельникова не было в зале, но в раздевалке российской команды он смотрел поединок Мирного и Андреева. Тарпищев даже обвинил организаторов в том, что церемония закрытия матча началась слишком быстро, и его команда не успела прийти в себя.

По порядку. Во-первых, награждение победителей на турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов проходит сразу по окончании финалов, и в нем участвуют и победитель, и проигравший. Отсутствие финалиста без официальной весомой причины может быть расценено как неуважение к зрителям, организаторам и сопернику и повлечь за собой крупный денежный штраф. Мало того, неделей ранее Сафин принимал участие в чествовании Роже Федерера, которому он проиграл в финале “Australian Open”.

Во-вторых, в репортаже с жеребьевки “ПБ” информировал своих читателей о том, что Марат Сафин не мог справиться с зевотой. Тем не менее капитан выставил его назавтра против лидера белорусов Мирного. В решающие минуты, то есть на тай-брейках первого и второго сетов, а также в концовке пятого Сафину явно не хватало свежести. Его проигрыш, таким образом, стал результатом неполной реакклиматизации. На наш взгляд, рациональнее было использовать Сафина в субботу и воскресенье. Хотя и это не давало бы России уж очень больших шансов на окончательный успех. Ну и, конечно, Шамиль элементарно прохлопал возможность восстановления Волчкова. Капитан такие вещи должен “ловить”.

В-третьих, кроме стратегических ошибок, Тарпищев еще и не владел ситуацией в своей команде. Предполагать, что он намеренно вывел на церемонию закрытия и на заключительную пресс-конференцию одного лишь Андреева, даже не хочется. А теперь приведем цитату из материала “Что случилось в Минске?”, опубликованного в российской газете “Спорт-экспресс”.

“Однако всего Тарпищев все-таки не сказал. Например, о том, что в ночь с субботы на воскресенье Сафин отдыхал в компании своих друзей до глубокой ночи, знала с утра вся белорусская столица… Тарпищев несколько раз подчеркнул: в заключительный день матча Сафин не вышел бы на корт в любом случае, даже если бы заранее было известно, что у хозяев вслед за Мирным будет играть Владимир Волчков, а не Швец или 15-летний Коротченя”.

А теперь давайте сравним российских звезд и наших. Истощенный Сафин развлекался полночи, а травмированный Волчков, стиснув зубы и рискуя собственным здоровьем, вышел на корт.

Рискнем предположить, что, приедь в белорусскую столицу Борис Николаевич Ельцин, в команде России такой неразберихи не было бы.

Они пахали

У нас тоже были свои контрасты. В среду более сотни журналистов, прибывших в манеж для аккредитации, ушли ни с чем, потеряв полдня. Самые стойкие были аккредитованы в промежутке с 17 до 19 часов после семи-восьми часов ожидания! Вскоре стало известно, что их аккредитация недействительна. Назавтра в Ратуше эта процедура прошла быстро и безболезненно. Странно, что руководитель пресс-центра Петр Рябухин даже не счел нужным накануне жеребьевки извиниться перед своими коллегами из разных стран за вопиющую безалаберность и украденное время.

С другой стороны, было бы несправедливо не назвать людей, приложивших максимум усилий для того, чтобы праздник мирового тенниса в Минске состоялся и был высоко оценен руководителем департамента Кубка Дэвиса Международной теннисной федерации Полом Смитом: это председатель Белорусской теннисной ассоциации (БТА) Семен Каган, директор матча Павел Граблевский, директор ЦОП по теннису и настольному теннису Александр Петкевич, главный архитектор института “Минскпроект” Михаил Гаухфельд, главный архитектор проекта Виталий Руцкий, директор футбольного манежа Виктор Беляков, главный инженер манежа Владимир Чукасов, начальник УКСа Мингорисполкома Николай Ладутько, его заместитель Александр Трифонов, инженер-компьютерщик Василий Рудько, сотрудник БТА Александр Руцкий, художник-дизайнер Игорь Юрин и еще сотни людей…

Пока они у нас есть, пока Мирный вертится ради командной победы как волчок, а Волчков мирно раскладывает мячи по линиям соперников, у нашей команды есть шансы на Кубок Дэвиса, а у страны — на нечто большее.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?