Дело о “договорняках”. Статья работает. Приговор дороже денег
Вчера суд Первомайского района столицы вынес приговор 15 обвиняемым в “подкупе участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований…” Точка была поставлена быстро и твердо — чтение вердикта заняло у судьи не больше четверти часа. Наказание же, за исключением четырех случаев, не отличалось от запрошенного государственным обвинителем.
Итак, приговор. Посредники между иностранными заказчиками и белорусскими исполнителями Вячеслав Замара и Юрий Сыроквашко получили по три года ограничения свободы в исправительном учреждение открытого типа. Бывший тренер “Ислочи” (и лучший футболист Беларуси-1996) Владимир Маковский приговорен к двум годам (вместо запрошенных трех) ограничения свободы, но без направления в ИУОТ. Помимо этого, Сыроквашко и Маковский не смогут занимать должности, связанные с профессиональным спортом, на протяжении пяти лет.
Украинец Ярослав Лемик — единственный из 15 подсудимых, кому прокурор запрашивал реальный срок (два года), отделался штрафом. Размер суммы впечатляет — 92 тысячи рублей (около 40 тысяч евро). Экс-игроки “Ислочи” Александр Лебедев, Александр Тишкевич, Андрей Порываев, равно как и бывший футболист “Луча” Сергей Шуманов, наказаны штрафом в 18 400 рублей каждый. В прошлом вратарь “Ошмян” Виталий Желудок, которому грозили два года ограничения свободы, по приговору суда должен расстаться с 27 700 рублями. Еще один футболист “Ислочи”, а ныне игрок “Нафтана” Юрий Рыжко, до последнего настаивавший на своей невиновности, получил штраф в 11 500. Столько же надлежит заплатить бывшему вратарю “Гранита” Илье Гаврилову. Наконец, остальные — экс-ошмянцы Егор Гудель, Вячеслав Палазник и Алексей Сакович, а также экс-игрок “Луча” Игорь Журавлев — обогатят государственную казну на 9 200 каждый.
Кроме того, удержаны в доход государства и деньги, с помощью которых обвиняемые возмещали причиненный ущерб. Естественно, любой из них может в законном порядке обжаловать приговор. На это у них есть 10 дней — как, впрочем, и у обвинения.
Заметим, что в отношении действующих футболистов ничего не было сказано о запрете на спортивную деятельность. Это значит, что каждый из них имеет право продолжить профессиональную карьеру. По крайней мере до того времени, как пройдет отдельное разбирательство в БФФ. Хотя его исход многие предугадывают давно — путь обратно в футбол для всех наверняка будет закрыт. Впрочем, тот же Рыжко, поныне играющий за “Нафтан”, надеется на лучшее. Важная ремарка: новополоцкий клуб не видит в защитнике плохого парня. “К Юре у нас никаких вопросов, ждем его в расположении команды”, — сказал главный тренер северян Олег Сидоренков.
Едва судья закрыл заседание, в зале началась суматоха… Наплыв прессы был беспрецедентным — пишущие репортеры, съемочные группы “Беларусь 1”, ОНТ, НТВ… От общения с журналистами с разной степенью категоричности отказались почти все фигуранты дела. За исключением Александра Лебедева, обстоятельный разговор которого с “ПБ” перед вами. Остальные же поспешили из Дома правосудия ретироваться — обдумывать приговор и дальнейшее житье.
А в плотное журналистское окружение тем временем попал представитель гособвинения — зампрокурора Первомайского района столицы Анатолий КОБЯК:
— Это первое дело в Беларуси по 253-й статье. Я читал российские базы данных — там также нет публикаций о подобных процессах. Разве что одно дело прекращалось за истечением срока давности примерно десять лет назад (речь явно об “Операции “Крот”, которую инициировал “Прессбол”. — “ПБ”.). Что касается сложности расследования, то она была немалой, но с первого этапа было организовано грамотное взаимодействие. Изменения в законодательство? Еще слишком мало практики, чтобы делать какие-то выводы. Но статья определенно работает.
— Что ждет иностранных организаторов “договорняков” — Тортунова, Пузанова и других?
— Из дела выделены соответствующие материалы, которые направлены в Россию. В том числе в отношении бывшего игрока “Ислочи” Алумоны. А как ими распорядится та сторона, и дойдет ли дело до суда — это уже вопросы к россиянам.
— Будаков?
— В его действиях отсутствует состав преступления, так как денег он не брал.
— В связи с чем прекращено уголовное преследование в отношении Папуша, Денисевича, Напорко?
— В связи с помилованием с учетом их позиций. Речь идет о явках с повинной, показаниях. Они изначально не скрывали обстоятельств дела, которые им были известны, не уклонялись от следствия.
— В ходе заседания неоднократно звучала информация о других подобных матчах. Значит ли это, что нас может ждать новое расследование?
— Сомневаюсь, что из материалов этого дела может вырасти еще один процесс. Что касается иных эпизодов — вполне возможно. Может, прямо сейчас уже что-то расследуется. Но все же надеюсь, что это явление у нас не настолько массовое.
На том все пока и кончилось. Будет ли продолжение — вопрос интересный. Недаром ведь у очевидцев процесса возникло ощущение, что нынче мы разглядели лишь верхушку айсберга — и слишком многое еще скрыто мутной водой. Белорусский футбольный мир тесен, а людские переплетения в нем порой слишком причудливы. Косвенно это подтвердил, покидая зал заседаний, один из главных фигурантов рассмотренного дела Замара. “Передайте привет Рындюку”, — зачем-то бросил он журналистам. Что ж, передаем. Николай, вам привет от Вячеслава.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь