Лига Европы. Легенда из Кельна. Харальд Шумахер: фаворит — БАТЭ

21:57, 16 октября 2017
svg image
1560
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако слава Тони, как его часто называли, была отчасти скандальной. Чего стоит знаменитый фол против Патрика Баттистона в полуфинале ЧМ-1982, в результате которого француз потерял сознание, лишился нескольких зубов и повредил позвоночник! А в 1987-м Шумахер выпустил книгу “Свисток”, в которой рассказал о допинге и прочих проблемах тогдашнего немецкого футбола. Откровения обошлись ему дорого — голкипера быстро выставили из “Кельна”, затем из сборной, и вскоре его карьера закончилась.
Впрочем, в послеигровой жизни Харальда все спокойно. Он не привлекал к себе повышенного внимания, работая с вратарями “Шальке”, “Баварии”, дортмундской “Боруссии” и “Байера”, а в качестве главного тренера пробовал себя лишь в кельнской “Фортуне”. В 2011 году Шумахер после 25-летнего перерыва вернулся в родной “Кельн” — уже в должности вице-президента, которую занимает по сей день. Перед матчем “козлов” с БАТЭ знаменитый 63-летний чемпион согласился ответить на вопросы корреспондента “ПБ”.

— Одни вас называют Харальд, другие — Тони. Как чаще?
— Вообще мое полное имя — Харальд Антон Шумахер. Но все окружающие предпочитают называть просто Тони.

— В чем заключаются ваши обязанности как вице-президента “Кельна”?
— Прежде всего это спортивные вопросы. С президентом Вернером Шпиннером и еще одним вице-президентом Маркусом Риттербахом мы составляем своего рода руководящую команду.

— Когда весной ваш клуб завоевал путевку в Лигу Европы, вы сказали, что теперь вам понадобится новый загранпаспорт. На самом деле?
— Я просто пошутил. Но, конечно же, постоянно путешествую с командой. Собираюсь и в Беларусь, где еще никогда не был.

— Что знаете о нашей стране?
— Где-то читал, что оттуда родом художник Марк Шагал. И еще в курсе, что у вас есть довольно сильные хоккеисты.

— В бундеслиге выступал Александр Глеб. Помните?
— Глеб очень хорошо играл в Германии. Но впоследствии я подробно не следил за его карьерой, так что понятия не имею, где Алекс сейчас.

— Почему “Кельн” так слаб в этом сезоне?
— Есть разные причины, в том числе банальное невезение. Но сейчас важнее не оглядываться, а думать, как выйти из кризиса. Уверен, команда будет бороться и все получится.

— Когда вы сами играли, “козлы” постоянно выступали в еврокубках. Как получилось, что образовался 25-летний перерыв?
— К сожалению, начиная с девяностых годов результаты плавно снижались. После первого вылета из бундеслиги, в 1998-м, “Кельн” пять раз покидал элиту и столько же раз возвращался. В такой ситуации об участии в еврокубках нечего было и мечтать. Даже сейчас наша основная цель в чемпионате страны — избежать вылета.

— Читал, что вы написали еще одну книгу. О чем она?
— Ее название — “Вброс мяча”. Это мои воспоминания о тридцати годах, прошедших после выхода первой книги “Свисток”, имевшей большой резонанс. Меня тогда выгнали из “Кельна” и сборной. Новая книга — очень честная, личная, но в то же время тихая. Ха, никаких скандалов в ней нет.

— Сегодня понимаете, почему ваши прошлые откровения вызвали такую реакцию?
— Нет. До сих пор считаю, что со мной тогда должны были обойтись иначе. Вообще не ожидал подобного. И сам теперь не стал бы выгонять футболиста из-за честной книги. Но что было — то прошло, я давно смирился. Если бы меня тогда не выставили из команды, никогда не уехал бы из Кельна и не пережил много прекрасных мгновений в других местах. Так что ни о чем не сожалею — я написал правду.

— Представим, что Мануэль Нойер сейчас выпустил бы столь же откровенную книгу. У него возникли бы проблемы?
— Еще до того как вышел “Свисток”, многие озвученные вопросы я пытался поднимать в команде. Все без толку. В случае с Нойером многое зависело бы от того, делал бы он так же или нет. Хотя ясно, что времена изменились. Теперь у игроков гораздо больше влияния. Если бы Мануэль заметил, что в “Баварии” или сборной Германии творится что-то явно не то и попытался об этом сигнализировать внутри коллектива, к его словам там отнеслись бы гораздо внимательнее, чем к моим тридцать лет назад. В то время мы должны были просто играть и не высовываться, держать язык за зубами.

— Для вас Нойер — лучший вратарь мира?
— Да.

— Откуда в Германии вообще так много сильных голкиперов?
— Большую роль играют традиции. У нас давно стали появляться хорошие вратари — Тони Турек, а затем Зепп Майер служили отличными примерами для мальчишек. В Германии никогда не было, чтобы в ворота становился тот, кто хуже всех играет. У нас это почетная роль!

— Вы не раз выступали против сборной СССР. Кого из советских футболистов помните?
— В первую очередь коллегу Рината Дасаева. Запомнилось, как мы сражались друг против друга в 1985-м в Москве. Это был товарищеский матч, и советская сборная победила 1:0.

— Что западные немцы в те времена знали о Советском Союзе? Много было антикоммунистической пропаганды?
— Ну, пропаганда скорее являлась специализацией СССР. Мы концентрировались на спорте. По крайней мере встречи с командами из Союза всегда проходили в честной и дружеской борьбе.

— Знаю, что вы выросли в небогатой семье. Типично ли это для нынешнего поколения немецких футболистов?
— Мы действительно жили бедно, и мне пришлось в прямом смысле пробиваться в жизни. И сейчас в Германии еще есть такие семьи, но, слава богу, их уже не так много. Одной из причин нынешнего благополучия немецкого футбола как раз и является то, что в него играют представители всех социальных слоев. До сих пор встречаются таланты, которые выросли в тяжелых условиях. Многие из иммигрантских семей. В то же время футболистами становятся дети академиков и выпускники гимназий. Эта смесь идет Германии на пользу.

— Вы же сами тренировали. Почему забросили?
— Вообще это был хороший опыт. Никогда не забуду время в дортмундской “Боруссии”, когда мы стали чемпионами. Но сейчас мне уже 63. Полностью доволен тем, чем занимаюсь.

— У нас судьбы футболистов порой складываются печально. Люди не находят себе места в жизни, начинают пить. Случается ли такое в Германии?
— Уже реже, чем в мою бытность игроком. Но, увы, все еще слишком часто. Об этом я ведь рассуждал в “Свистке”…

— Вас часто спрашивают о скандальном эпизоде с Баттистоном на чемпионате мира 1982 года?
— Ха, перед каждым топ-турниром, и в особенности перед матчами с французами, старая история всплывает на поверхность. Давно объяснился с самим Баттистоном и всегда говорю одно и то же. Сожалею, что не позаботился о Патрике сразу после нашего столкновения. За это попросил прощения. Но очевидно и то, что мой поступок не был умышленным. Просто неудачное столкновение. Если бы сегодня оказался в такой ситуации, точно так же вышел бы из ворот на летящий мяч и попытался бы пре- дотвратить угрозу.

— Несколько лет назад Баттистон сказал, что простил вас, но не хотел бы вновь встретиться. А вы повидались бы?
— Вообще-то после 1982 года мы пересекались с Патриком много раз. У нас совершенно нормальные отношения.

— Вас часто путают с Михаэлем Шумахером?
— Такого ни разу не было. Но с однофамильцем я знаком. Он же большой поклонник “Кельна”, вырос неподалеку от нашего города. Несколько раз встречались — Михаэль тоже неплохо играл в футбол. Случившаяся с ним трагедия меня очень взволновала…

— Сборная Германии — чемпион мира. Каковы ее шансы отстоять титул в России-2018?
— На каждом подобном турнире мы в числе главных фаворитов. До полуфинала доходим почти всегда — ну а дальше все решают турнирная сетка, форма футболистов и немного везения.

— В заключение попытайтесь спрогнозировать результаты поединков Кельна” с БАТЭ.
— Ваша команда имеет солидный опыт в Лиге чемпионов. Она является фаворитом, хотя многие немецкие болельщики, вероятно, этого не осознают. Но я верю, что в Лиге Европы “Кельну” удастся переломить неблагоприятную тенденцию. Дома мы традиционно сильны, настрой будет потрясающим. Поэтому рискну предположить, что возьмем в двух поединках четыре очка.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?