“Дело о договорняках”. Наказаны еще не все

22:01, 23 октября 2017
svg image
843
svg image
0
image
Хави идет в печали

Их предстоит рассмотреть, дата заседания будет назначена позже. А за фигурантов дела еще возьмется футбольный закон. При этом на “скамье подсудимых” на сей раз может оказаться намного больше обвиняемых.
В большом эксклюзивном интервью “ПБ”, опубликованном в прошлом номере, следователь по особо важным делам центрального аппарата Следственного комитета Евгений Попов пролил свет на другие эпизоды договорных игр. И подтвердил: их было значительно больше, чем пять, — просто уголовное дело по отдельным эпизодам завести было невозможно из-за отсутствия доказательной базы. Проще говоря, никого не поймали за руку при передаче денег. Однако речь можно вести как минимум еще о четырех “договорняках” — за них не было уголовного наказания, но это не значит, что не последует футбольное. Что же это за матчи, и кто еще замешан в нечестных играх? Материалы дела по-прежнему закрыты для прессы, поэтому исходим из информации, имеющейся в открытом доступе.

26 причастных

Прежде всего следует вернуться в март текущего года, когда закончилось расследование и дело начало долгий путь в суд. Тогда на собрании в Доме футбола выступили следователи Попов и Василюк, после чего на сайте БФФ появился список “26 лиц, причастных к противоправным действиям”, а к нему прилагался перечень из девяти подозрительных игр. В том списке, однако, было 24 фамилии. Сегодня можно уверенно утверждать, что недостающие две — уже осужденные Лемик и Замара. Также в нем присутствовали остальные 13 обвиняемых и еще 11 человек. Роль некоторых в этом деле уже известна. Игроки “Ислочи” Александр Папуш и Иван Денисевич, равно как вратарь “Луча” Андрей Напорко и хавбек “Ошмян” Денис Жбанков освобождены от уголовной ответственности “в связи с деятельным раскаянием”. Россиянин Александр Алумона причастен к нечестному характеру матча “Ислочь” — “Динамо” (Брест), однако сейчас он выступает за брянское “Динамо”. Все материалы дела, касающиеся Алумоны, переданы в Россию. Экс-игрок “Ислочи”, а ныне тренер юношеских команд клуба Дмитрий Макар включен в список потому, что знал об организации договорных игр. То же самое касается директора “Луча” Дмитрия Карповского, который “должен был иначе распорядиться полученной информацией” о матче “Ошмяны” — “Луч”. Бывший рефери Станислав Савицкий попал в список из-за того, что свел друг с другом Замару и вратаря “Ошмян” Желудка, причем (это стало понятно в зале суда) не без корыстных мотивов.
Кто еще трое? Это два футболиста Денис Медведев и Александр Тарликовский (“Луч”), а также экс-форвард “Сморгони” Сергей Крот.

“Днепр” — “Ошмяны”

Напомним, следователь Попов рассказал, что в БФФ направлена полная информация еще по пяти матчам: “Каждая игра, вскользь упомянутая во время разговоров или перед которой проводились встречи, кажущиеся подозрительными, обязательно изучалась на предмет возможных фактов подкупа”. Об одной из них говорилось в том числе в зале суда — в перепалке между Желудком и Замарой последний упомянул о “3000 долларов” и намекнул на игру первой лиги “Днепр” — “Ошмяны” (25.06.2016). Попов эту информацию подтвердил: “Было обращение к ряду игроков гостей — в целом фамилии пересекаются с обвиняемыми. Им предложили деньги за поражение в первом тайме с разницей в два мяча и по результатам матча в четыре мяча. Передача денег должна была осуществляться по факту достижения задачи”. Но что-то пошло не так: проигрывая 1:2 к 16-й минуте, “Ошмяны” неожиданно выиграли первый тайм 3:2, забив на 41-й и 42-й минутах, а встреча в результате завершилась со счетом 5:4. В том матче за “Ошмяны” играли Желудок, Сакович и Жбанков, а Палазник и Гудель выходили на замену.

“Торпедо”-БелАЗ — “Ислочь”

Отнюдь не в одной игре фигурирует “Ислочь”. Подозрения следствия также пали на поединок “Торпедо”-БелАЗ — “Ислочь” (10.06.2016). Установлено, что с целью обеспечения нужного сценария игры Замара предлагал деньги Маковскому, Алумоне и Порываеву, а Макар владел информацией о происходящем. Этот факт обнаружился в телефонных переговорах, зачитанных в зале суда. Так, из беседы Маковского и Замары следует, что останавливаться они не собираются. Маковский даже говорил, что знает, какой матч будет следующим после “Ислочь” — “Динамо” (Брест). Вполне возможно, речь велась как раз об игре в Жодино. Она, к слову, завершилась вничью 1:1, хозяева повели в первом тайме, а на 60-й минуте счет сравнял Алумона.

“Сморгонь” — “Городея”

Вернемся к интервью Попова. В частности, к строкам: “Другой пример: один из обвиняемых по делу в переписке с женой говорит о возможности оказания влияния на результат. Затем этот футболист забивает в свои ворота”. Если проанализировать факты, становится ясно, что речь, скорее всего, идет о встрече “Сморгонь” — “Городея” (15.11.2015, первая лига). Это был последний тур. Городейцы обеспечили себе путевку в элиту, сморгонцы в любом случае — пятые. До конца первого тайма оставалось всего 10 минут, счет был не открыт — и на 36-й минуте автоголом “отличился” Сергей Шуманов, выступавший тогда за “Сморгонь”. Поединок закончился со счетом 1:3, в составе хозяев в том сезоне выступали будущие игроки “Луча” Журавлев и Тарликовский. А также Сергей Крот, который и забил единственный гол своей команды. Тренировал же “Сморгонь” Николай Рындюк, который летом 2017 года был осужден по другой статье (ч. 1-я ст. 431-й УК РБ) за дачу взятки и приговорен к двум годам исправительных работ. Как раз ему, к слову, на недавнем суде “передавал привет” Замара.

“Луч” — “Химик”

Идем дальше. “В беседе между двумя людьми обсуждается возможность проведения договорной игры. Ни с одной, ни с другой стороны не звучит отказа. Условия: проигрыш в первом тайме и в матче в целом с разницей в два мяча. Смотрим на результат — два гола пропускаются в стартовые пятнадцать минут”, — говорит Попов. И здесь впору вспомнить о присутствии в списке БФФ матча “Луч” — “Химик” (23.04.2016): она завершилась победой минчан 2:0, а мячи Макаров и Козел забили на 7-й и 10-й минутах. В стартовом составе играли Напорко, Журавлев и Шуманов, Тарликовский вышел на замену. Правда — интересный момент! — в этом случае по идее должна быть задействована и светлогорская сторона, однако ни одной фамилии, связанной с “Химиком”, опубликовано не было…

“Луч” — “Звезда”-БГУ

Добавим, что во время дачи показаний помилованный вратарь “Луча” Напорко упоминал также игру “Луч” — “Звезда”-БГУ (21.05.2016): якобы еще один его партнер по команде Денис Медведев (сейчас футболист “Немана-Агро”) предлагал Напорко деньги за влияние на результат матча. Он, однако, завершился со счетом 0:0.

До 1000 базовых и персоны нон грата

Полон ли этот список и сколько еще фактов договорных игр в белорусском футболе? Ситуация должна проясниться после того, как БФФ обнародует итоги собственного разбирательства — оно пройдет после рассмотрения апелляций по уголовному делу.
Не будет лишним напомнить статью 99-ю дисциплинарного кодекса БФФ (“Организация договорных матчей”). Она гласит, что “влияние на результаты матча способом, не соответствующим целям и принципам спортивных мероприятий, в том числе договоренность о результатах матча, наказывается временной дисквалификацией на срок от 3 до 24 месяцев и штрафом в размере от 100 до 1000 базовых величин либо объявлением виновного лица нежелательным (“persona non grata”) для целей деятельности ассоциации. Лица, препятствующие выявлению договорных матчей, в том числе несвоевременно представляющие в БФФ необходимую информацию, запрошенные видеозаписи матчей и документы, наказываются штрафом от 10 до 100 базовых величин. Лица, совершившие нарушения, но добровольно сообщившие АБФФ о попытке организации или об организации договорного матча, освобождаются от наказания”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?