Инструктор по тренерскому образованию АБФФ, начальник команды в «Сморгони» и активный участник ряда других футбольных проектов Ренат Шулунов рассказал корреспонденту «ПБ» о специфике работы с детьми.
— Если говорить о терпении и старании — насколько они присущи современным детям в век комфорта?
— Надо подстраиваться под влияние времени — мы же все равно других детей не получим.
У ребенка с детства развиваются два качества — ответственность и целеустремленность. Говорю ребятам: «Ваша ответственность в том, что, если вы даже устали, но видите, что команде тяжело, пацанов бьют, — вы должны за линию мяча бежать. Десять за линией мяча, а вы впереди? Так не пойдет. Если сейчас начнется какая-то драка, то ты первым убежишь. Зачем мне такой воин на поле?» Поэтому, когда тяжело, мы все равно продолжаем терпеть, потому что у нас есть ответственность перед командой.
Второй момент — целеустремленность. Порой не получается какой-то технический момент. Я могу взять мяч, показать какой-то финт или гол в «девятку» забить. Потом задаю вопрос мальчишке: «Как ты думаешь, у меня это сразу получилось? Сколько раз мне надо было это повторить? Тысячу, иногда и десять тысяч раз. Так почему ты отказываешься после второй, третьей попытки? Даже если ты не станешь футболистом, а захочешь быть инженером, бизнесменом, политиком, как ты будешь выдерживать конкуренцию, учиться? Так что давай попробуем еще».
Мы часто делим мир на хороший и плохой. Забил гол — хороший, не забил — плохой. Но так не бывает. Ты сегодня старался забить гол, тебе по ногам ударили, играл без замен, устал, ты пробил по воротам четыре раза, а в прошлой встрече ты до штрафной всего два раза добежал — мальчика нужно хвалить за конкретные действия. И тогда он понимает, что даже если не забил или не отдал голевой пас, но старался, у него обязательно рано или поздно получится. Просто так хвалить нельзя, надо хвалить за что-то. Нужно учиться видеть это что-то и учиться стимулировать.
— Порой и тренеры, и родители комментируют буквально каждое движение детей: это не так, то не так. Подобное есть не только в футболе. Насколько такой подход оправдан?
— Все комментарии как раз и лишают свободы выбора, о которой мы говорили. Как порой бывает? Тренер на занятии не сильно включен, может подсказать, может нет, может просто мяч дать, и дети сами в футбол играют (кстати, это не худший вариант тренировки). А потом начинается игра, и наставник принимается кричать. Он комментирует действия ребенка: «Вот ты неточный пас отдал, вот ты не забил». Но не говорит, как и что надо было сделать для этого. И зачастую не создает такие ситуации в тренировочном процессе. Но если ты это не тренируешь, как можешь требовать?
В нашей стране есть утвержденная в 2020 году программа, которая подразумевает, что тренер работает блоками. Вот, допустим, он берет тему передач мяча и 12-14 тренировок посвящает именно этому. А есть блок, посвященный ведению мяча. Оно бывает какое? Когда соперник спереди, сзади, сбоку. Целый набор действий. И вот мы 12 тренировок работаем над каждой ситуацией. И когда ребенок выходит на игру, для меня она становится экзаменом по ведению мяча, которое я проходил. Если проработал, дети начнут это выполнять и под давлением. И я могу это требовать от них. Вот у тебя соперник был сбоку, почему ты не использовал пустое пространство? Я могу задать такой вопрос. Но если это не отрабатывал — как могу спрашивать? Это то же самое, что мы, скажем, по химии проходим три первых параграфа, приходим — а у нас спрашивают пятнадцатый.
Это абсурд, который имеет место. К счастью, процесс начинает улучшаться, но больших изменений в ближайшее время ждать не стоит — очень много не только тренеров, но и родителей, которые через своих детей хотят состояться. Приведу пример, который рассказывал коллега. Проходило первенство Минска. И мальчишка то ли гол «привез», то ли не забил. И диалог после игры мальчика и мамы, которая говорит: «Что ж ты натворил, как я людям в глаза смотреть буду?» Ну это же ненормально! Когда ребенок выступает инструментом для собственного родителя — это удручает, — сказал Шулунов.
Евгений Юцевич: в АБФФ поставили задачу выстроить вертикаль управления футболом на местах
Полностью интервью читайте в свежем номере печатного «Прессбола». За ключевыми событиями белорусского и мирового спорта также удобно следить в telegram-канале pressball.by: фото и видео, главные новости в лаконичном формате и комьюнити единомышленников — в вашем смартфоне. Присоединяйтесь!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь